Цели:
- Сформировать общее представление о формах земной поверхности.
- Развивать практические умения работать с картой, шкалой высот и глубин.
- Сформировать умения составлять характеристику географического положения форм рельефа с использованием карт атласа.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: практическая работа
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование:
- Презентация. (Приложение 1)
- Компьютер, проектор.
- Атлас, рабочая тетрадь
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос: учитель задает вопросы:
- Почему и где возникают землетрясения?
- Как образуются вулканы?
- Какие типы вулканов вы знаете?
- Почему надо изучать районы землетрясений и вулканизма?
- Чем отличаются материковый и океанический типы земной коры?
- На какие группы делятся горные породы по происхождению (приведите примеры, игра третий лишний) (Слайд 2, 3, 4)
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя. Учитель напоминает обучающимся, что поверхность литосферы очень неоднородна. Это видно на глобусе – наличие материков и океанов. Неоднородность поверхности – следствие действия сложных процессов формирования и развития литосферы и земной коры – внутренних сил Земли. Поверхность материков и дна океанов осложняют неровности меньших размеров – горы и равнины, формирующиеся под преимущественным воздействием внутренних сил. Горы и равнины суши различаются по высоте.
В конце рассказа учитель говорит, что рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности различных размеров. На физических картах высоты форм рельефа можно узнать по послойной окраске с помощью шкалы высот и глубин.
Беседа с классом. Учитель в ходе рассказа вместе с классом изображает на доске (ученики в рабочей тетради) иерархическую схему форм рельефа.
Первичное закрепление новых знаний и умений.
Учитель задает вопросы:
- Какие вы знаете самые большие неровности на земной поверхности? Чем они осложнены?
- Что такое рельеф?
- Для чего нужна на картах шкала высот и глубин?
Практические задания. В контурной карте:
- Нанесите на карту полушарий указанную геономенклатуру. (Слайд 6)
Проведение физкультминутки.
Проводится игра “ФЛЮГЕР” Учитель называет сторону горизонта, дети поворачиваются лицом в эту сторону.
IV. Практическая работа. Описание географического положения гор и равнин.
Описание проводится по плану с использованием физической карты в атласе.
(Слайд 7, 8)
V. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме “Литосфера”.
Литература.- География: 6 класс./ Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко. М.: ООО “Издательство Астрель” (Тематическое и поурочное планирование).
- Образовательный комплекс: География. Начальный курс.
- Уроки географии: 6 кл. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 240
- Поурочные разработки по географии. 6 класс: Никитина Н.А.. – М.: “ВАКО”, 2000 – 128 с. (“География в школе”. Библиотека журнала. Вып. 3).