«Когда бы бисеру не Стекло?
Или еще в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу».
М.В. Ломоносов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сущность и специфика дополнительного образования детей отражена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (см. Приложение 1).
Проблема формирования нравственной личности –
одна из наиболее значительных проблем
образования. Программы по
декоративно-прикладному творчеству с элементами
этнокультуры при отборе содержания образования
способствуют влиянию на становление личности
ребенка через изучение традиционной культуры,
быта, семейно-родственных отношений различных
народов, населяющих нашу страну.
Раскрытие специфики декоративно-прикладного
творчества должно идти в тесном взаимодействии с
формированием эстетических восприятий и чувств
детей, развитием их потребностей в воссоздании
прекрасного, воспитанием у них бережного
отношения к произведениям искусства, в том числе
и через богатую историю бисероплетения в целом
(см. Приложение 2).
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе которых была разработана программа приведены в Приложении 3.
Образовательная программа дополнительного
образования детей «Бисероплетение»
предназначена для обучения в учреждениях
дополнительного образования детей,
общеобразовательных школах. Программа
адресована учащимся, не имеющим начальной
художественной подготовки.
Образовательная программа дополнительного
образования детей «Бисероплетение» разработана
на основе типовых (примерных, авторских)
программ, с учетом учебных стандартов
общеобразовательных школ России, программы
образовательной области «Технология», в которой
совсем не уделяется внимания такому виду
декоративно-прикладного искусства, как
бисероплетение.
Направленность программы художественно-эстетическая - программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 6-12 лет при обучении основам бисероплетения и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером), но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне.
Актуальность данной образовательной программы
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр. РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Актуальность программы обусловлена большой востребованностью программы среди учащихся начальной и основной школы, что особенно важно для сохранения народных традиций.
Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся) – программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по бисероплетению как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.
Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение процесса создания готового изделия из бисера с использованием различных техник (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, вязание бисером, бисероткачество).
Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозайка, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером) при выполнении индивидуальных изделий.
Задачи курса и организация учебного процесса
Цели и задачи программы
Целевые установки, содержание и
основные методологические принципы выбраны
адекватно Концепции художественного
образования РФ. Сегодня возрастает потребность
общества в эстетически организованной среде, но,
к сожалению, недостаточно уделяется внимание
разработке и практическому использованию этого
направления.
Программа «Бисероплетение» ориентирована на
углубленное изучение основ искусства
бисероплетения, так как занятия этим видом
декоративно-прикладного творчества являются не
только актуальным направлением на сегодняшний
день, но и могут служить предпрофессиональной
подготовкой.
Программа предусматривает следующие цели и
задачи:
Целью данной программы является развитие творческих и личностных качеств детей посредством занятий бисероплетением.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
Образовательные задачи:
- формировать систему знаний об истории и развитии бисероплетения;
- формировать систему знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
- изучить основы различных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером);
- познакомить с основными законами композиции;
- научить пользоваться законами цветоведения;
- формировать художественно-образное мышление;
- формировать практические навыки работы в различных видах бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером).
Воспитательные задачи:
- формировать общую культуру учащихся; прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать эстетическое отношение детей к действительности;
- воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;
- содействовать нравственно-эстетическому воспитанию детей при обучении основам бисероплетения;
- содействовать активизации познавательной и творческой деятельности;
- содействовать организации содержательного досуга;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной культуры;
- воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
- воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
- воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
- воспитывать чувство самостоятельности; содействовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению;
- воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.
Развивающие задачи:
- развивать общий кругозор;
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
- формировать художественно-эстетический и художественный вкус;
- обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры;
- содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
- развивать творческую деятельность учащегося.
Отличительная особенность данной программы от других программ по бисероплетению заключается в том, что она предполагает комплексное изучение известных техник декоративно-прикладного творчества при работе с бисером: (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером). Изученные нами программы, как правило, предлагают для изучения только 2-3 техники. В данной программе изучаются 5 техник.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6-12 лет.
На первый год обучения возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка.
К обучению допускаются все желающие.
Сроки реализации образовательной программы – 2 года.
Учебное занятие в классе по программе является основной формой учебной и воспитательной работы, хотя во второй год обучения возможны также занятия с двумя-тремя учениками и индивидуальные занятия. Особенно это будет полезно при создании выставочных работ для участия в конкурсах. Все это дает возможность педагогу работать с учащимися эффективнее и больше внимания уделять развитию основных навыков, предусмотренных программой, а также будет способствовать расширению общего художественного кругозора учащихся.
Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа – 40 минут с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов см. в Приложении 4.
Учет успеваемости и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы см. в Приложении 5.
Общий учебно-тематический план ОП ДОД «Бисероплетение»
Учебно-тематический план ОП ДОД «Бисероплетение» (по годам обучения) см. Приложение 6.
Содержание учебных тем 1 года обучения см. в Приложении 7.
Обеспечение программы методическими видами продукции
ОП ДОД «Бисероплетение» обеспечена:
- Разработанными планами учебных занятий.
- Дидактическим материалом:
- Набор дидактических карточек.
- Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося).
- Электронные презентации по основным разделам программы (в формате Microsoft Power Point) см. Приложение 9.
- Лекционным материалом.
Информационно-методический ресурс:
- Количественные и качественные характеристики информационно-методического оснащения МБОУ ДОД ЦДОД № 5 по реализации ОП ДОД «Бисероплетение»: МБОУ ДОД ЦДОД № 5 оснащен информационно-программным материалом, используемым педагогом для разработки и реализации ОП ДОД «Бисероплетение»:
- Обеспечение программы учебными пособиями, учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами с учетом достижений целей и планируемых результатов освоения ОП ДОД.
- Качественные характеристики сервера ОУ, сайта ОУ, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной сети).
Список основной литературы по программе «Бисероплетение» см. в Приложении 8.