Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности "Бисероплетение"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


«Когда бы бисеру не Стекло?
Или еще в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!
Так в бисере Стекло, подобяся жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу».

М.В. Ломоносов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сущность и специфика дополнительного образования де­тей отражена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней указано, что «развивающемуся  обществу нужны современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» (см. Приложение 1).

Проблема формирования нравственной личности – одна из наиболее значительных проблем образования. Программы по декоративно-прикладному творчеству с элементами этнокультуры при отборе содержания образования способствуют влиянию на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну.
Раскрытие специфики декоративно-прикладного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятий и чувств детей, развитием их потребностей в воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям искусства, в том числе и через богатую историю бисероплетения в целом (см. Приложение 2).

Образовательная программа дополнительного образования детей «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Нормативно-правовая база и образовательные программы, на основе которых была разработана программа приведены в Приложении 3.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Бисероплетение» предназначена для обучения в учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах. Программа адресована учащимся, не имеющим начальной художественной подготовки.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бисероплетение» разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология», в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.

Направленность программы художественно-эстетическая - программа направлена на художественное и нравственно-эстетическое воспитание детей 6-12 лет при обучении основам бисероплетения и выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей.

Новизна данной образовательной программы заключается  в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером), но и применить их комплексно на предметах одежды и в предметном дизайне.

Актуальность данной образовательной программы

Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Мин. обр. РФ от 29.11.01). В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Актуальность программы обусловлена большой востребованностью программы среди учащихся начальной и основной школы, что особенно важно для сохранения народных традиций.

Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся) – программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями на занятиях по бисероплетению как одну из форм развития интереса  в художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика, художественный вкус и др.). Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей  в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.

Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение процесса создания готового изделия из бисера с использованием различных техник (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, вязание бисером, бисероткачество).

Таким образом, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (коллективные работы), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала в работе с использованием всех изученных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозайка, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером) при выполнении индивидуальных изделий.

Задачи курса и организация учебного процесса

Цели и задачи программы

Целевые установки, содержание и основные методологические принципы выбраны адекватно Концепции художественного образования РФ. Сегодня возрастает потребность общества в эстетически организованной среде, но, к сожалению, недостаточно уделяется внимание разработке и практическому использованию этого направления.
Программа «Бисероплетение» ориентирована на углубленное изучение основ искусства бисероплетения, так как занятия этим видом декоративно-прикладного творчества являются не только актуальным направлением на сегодняшний день, но и могут служить предпрофессиональной подготовкой.
Программа предусматривает следующие цели и задачи:

Целью данной программы является развитие творческих и личностных качеств детей посредством занятий бисероплетением.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

Образовательные задачи:

  • формировать систему знаний об истории и развитии бисероплетения;
  • формировать систему знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения;
  • изучить основы различных техник бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером);
  • познакомить с основными законами композиции;
  • научить пользоваться законами цветоведения;
  • формировать художественно-образное мышление;
  • формировать прак­тические навыки работы в различных видах бисероплетения (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером).

Воспитательные задачи:

  • формировать общую культуру учащихся; прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать эстетическое отношение детей к действительности;
  • воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам, прививать основы культуры труда;
  • содействовать нравственно-эстетическому воспитанию детей при обучении основам бисероплетения;
  • содействовать активизации познавательной и творческой деятельности;
  • содействовать организации содержательного досуга;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной куль­туры;
  • воспитывать аккуратность, прилежание в работе, трудолюбие;
  • воспитывать чувство сопричастности к традициям различных культур, чувство особой гордости традициями, культурой своей страны, своего народа;
  • воспитывать стремление к качеству выполняемых изделий;
  • воспитывать чувство самостоятельности; содействовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению;
  • воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда.

Развивающие задачи:

  • развивать общий кругозор;
  • развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
  • формировать художественно-эсте­тический и художественный вкус;
  • обеспечить необходимые условия для личностного разви­тия, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • развивать зрительное воспри­ятие, чувства цвета, композиционной культуры;
  • содействовать адаптации учащихся к жизни в обществе;
  • развивать творческую деятельность учащегося.

Отличительная особенность данной программы от других программ по бисероплетению заключается  в том, что она предполагает комплексное изучение известных техник декоративно-прикладного творчества при работе с бисером: (плетение, низание, бисерная мозаика, вышивка бисером, бисероткачество, вязание бисером). Изученные нами программы, как правило, предлагают для изучения только 2-3 техники. В данной программе изучаются 5 техник.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – 6-12 лет.

На первый год обучения возможен прием детей разных возрастов в зависимости от желания ребенка.

К обучению допускаются все желающие.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года.

Учебное занятие в классе по программе является основной формой учебной и воспитательной работы, хотя во второй год обучения возможны также занятия с двумя-тремя учениками и индивидуальные занятия. Особенно это будет полезно при создании выставочных работ для участия в конкурсах.  Все это дает возможность педагогу работать с учащимися эффективнее и больше внимания уделять развитию основных навыков, предусмотренных программой, а также будет способствовать расширению общего художественного кругозора учащихся.

Режим занятий: два раза в неделю по 2 академических часа – 40 минут с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.

Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов  см. в Приложении 4.

Учет успеваемости и формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы см. в Приложении 5.

Общий учебно-тематический план ОП ДОД «Бисероплетение»

Учебно-тематический план ОП ДОД «Бисероплетение» (по годам обучения) см. Приложение 6.

Содержание учебных тем 1 года обучения см. в Приложении 7.

Обеспечение программы методическими видами продукции

ОП ДОД «Бисероплетение» обеспечена:

  • Разработанными планами учебных занятий.
  • Дидактическим материалом:
    • Набор дидактических карточек.
    • Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося).
    • Электронные презентации по основным разделам программы (в формате Microsoft Power Point) см. Приложение 9.
  • Лекционным материалом.

Информационно-методический ресурс:

  1. Количественные и качественные характеристики информационно-методического оснащения МБОУ ДОД ЦДОД № 5 по реализации ОП ДОД «Бисероплетение»: МБОУ ДОД ЦДОД № 5 оснащен информационно-программным материалом, используемым педагогом для разработки и реализации ОП ДОД «Бисероплетение»:
  2. Обеспечение программы учебными пособиями, учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами с учетом достижений целей и планируемых результатов освоения ОП ДОД.
  3. Качественные характеристики сервера ОУ, сайта ОУ, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной сети).

Список основной литературы по программе «Бисероплетение» см. в Приложении 8.