Занятие по теме "Работа с тканью разного типа. Знакомство с техникой шитья, шов "вперед иголку""

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Предмет:

Дополнительное образование детей по образовательной программе дополнительного образования детей “Дизайн игрушки и декоративная отделка изделий”.

Класс:

3 класс

Учебник-программа:

Основные:

Новопашина Л.А. Ручная вышивка. - В сб.: Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып.8.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003, с. 82-88.

Дополнительные:

  1. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011, с.30-32.
  2. Образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству для УДОД.- М.:ООО “ДОД”, 2007, с. 37-45, 106-110.

Тип учебного занятия:

Учебное занятие по изучению нового материала.

Цель:

Формирование навыков ручного шитья способом “Вперед иголку”.

Задачи:

  1. Изучить способ ручного шитья “Вперед иголку”;
  2. научить детей обрабатывать края ткани (бахрома, мережка);
  3. изготовить декоративную салфетку с помощью способа ручного шитья “Вперед иголку” и оформления края ткани;
  4. развивать навык работы с иголкой;
  5. развивать моторику мелких мышц рук;
  6. формировать основы народной культуры на примере образцов вышивки с использованием шва “Вперед иголку”;
  7. воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, трудолюбие, внимание, умение доводить начатую работу до конца.

Оборудование:

  • Ткань хлопчатобумажная или льняная (мережка или двунитка) размером 15х15 см (односторонняя, однотонная),
  • ножницы,
  • иголки для ручного шитья,
  • нитки мулине или толстые хлопчатобумажные (№ 10),
  • атласные ленты разного цвета шириной 0,5-1 см,
  • линейка,
  • наперсток,
  • карандаш.

Раздаточный материал:

Дидактические карточки (Приложение-1).

Музыкальное сопровождение учебного занятия:

Легкие классические произведения Моцарта, Чайковского, Штрауса.

Ход учебного занятия:

I часть – изучение нового материала, индивидуальная работа (40 мин.).

  1. Организационный момент (2 мин.);
  2. Изучение нового материала (25 мин);
  • Из истории русской вышивки (2 мин.)
  • Понятие шва “Вперед иголку” (2 мин.);
  • Техника безопасности при работе с инструментами (3 мин.);
  • Индивидуальная работа по изученному новому материалу (18 мин.);
  1. Физ. минутка (3 мин.);
  2. Формирование мини – выставки готовых работ (4 мин.);
  3. Подведение итогов (3 мин.).

II часть – коллективная работа: изготовления салфеток и скатерти, используя шов “Вперед иголку” (40 мин.).

1. Организационный момент (2 мин.);

2. Распределение по группам 2-4 человека, группировка столов (2 мин.);

2.1. Распределение ролей в группе (2 мин.);

2.2. Изготовление основ комплекта салфеток и скатерти, используя шов “Вперед иголку” (17 мин.);

2.3. Игровая пауза (3-4 мин.);

2.4. Пары сменного состава (8 мин.);

2.5. Подведение итогов работы (5 мин.).

3. Самостоятельная работа: изготовить салфетку при помощи ниток мулине и атласных лент разных цветов.

Конспект учебного занятия:

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
  2. Вступительная бесед об истории русской вышивки. Сообщение целей урока.
  3. Сегодня мы с вами будем учиться шить шов “вперед иголку”. Давайте сначала поговорим об истории вышивки на Руси. (Учитель сопровождает рассказ слайдами презентации.) Археологи находят фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Эти находки относятся к IX-ХII векам. Золотым шитьем в те далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и драгоценными камнями вышивали церковные облачения, шелковую и бархатную одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь. А с XVIII века этот вид рукоделия входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились работы XIX века. Вышивка делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская не имела прочных традиций, так как изменялась под влиянием моды, а народная вышивка была связана с обычаями и традициями русских крестьян.

         Говорили, что крестьянские девочки к 13-15 годам должны были сами для себя приготовить приданое к свадьбе: вышить скатерти, полотенца, рубашки и всякие другие вещи. Без этого их замуж не брали. Перед свадьбой делали выставку приданого, чтобы все видели, какая невеста хорошая мастерица.

    Русская вышивка имеет свои национальные особенности. Большую роль в вышивке играют геометрический орнамент и стилизованные изображения растений и животных. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла и жизни. Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, а птица символизировала приход весны (показывает фотографии образцов вышивки). Эти символы очень древние, потому что они еще и в глиняных фигурках были их просто перенесли в вышивку.

    Русские народные вышивки можно разделить на две группы: северную и среднерусской полосы. На севере чаще всего использовали крест, роспись, вырезы, белую строчку и гладь. Обычно узоры вышивали красными нитками по белому фону или наоборот. Вышивки среднерусской полосы чаще всего многоцветные. Там вышивали цветной перевитью, росписью, козликом, крестом, счетной гладью и мережками.

    Различные швы, применяемые в ручной вышивке, могут быть разделены на 2 большие группы. К первой группе относятся так называемые счётные вышивки, т.е. вышивки, которые выполняют по счёту нитей ткани, ко второй - свободные вышивки, выполняемые по свободному, заранее нарисованному контуру. Наиболее древними являются счётные вышивки. Выполнялись они на холсте с очень чётким, ровным переплетением нитей. Вышивки по свободному контуру (тамбурный шов, верхошвы, гладь, стебельчатый шов и др.) возникли значительно позже. Счётные вышивки, в свою очередь, делятся на сквозные, называемые строчкой, и вышивки, которые выполняют по поверхности ткани и называют счётными швами. Строченая вышивка расположена не на поверхности ткани, а в самой ткани, как бы изменяя её структуру. К строчевым швам относятся: различные мережки, мелкая строчка, строчка с цветным контуром, крестецкая строчка, гипюры, цветная перевить и др.

  4. Изучение шва “вперед иголку”

Я надеюсь, что и мы когда-нибудь научимся таким сложным приемам, а пока начнем с более простого. На нашем занятии мы научимся правильно выполнять один из наиболее простых ручных швов - шов “вперед иголку” (Далее учитель показывает, как выполнить шов “вперед иголку”).

Шов “Вперед иголку” чаще всего используется не для вышивки, а для временного скрепления частей одежды. Этот шов ещё называют смёточным. Когда его используют для этих целей, то на нитке делают узелок, поэтому здесь нет никакой ошибки. А когда вы будете вышивать, то узелок делать не нужно.

Шов "вперёд иголку" (рис.1). Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Нитка закрепляется у правого края ткани, делая стежок 5 мм (5-6 нитей ткани). После закрепления нитки игла вводится в точку второго прокола и протаскивается вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, игла выкалывается на лицевую сторону и делается второй стежок и т.д. Стежки шва и пропуски выполняются одной длины и располагаются в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины располагаются между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводится контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3-4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, - 6-8 мм. Шов может выполняться как по счёту нитей, так и по рисованному контуру. Стежки могут располагаться в два (рис.2) и более рядов (рис.3) (Приложение 1).

Вопрос на закрепление: “Что вы можете сказать о стежках, глядя на схемы и образцы?”

Правильный ответ: “Стежки должны быть одинаковой длины. Шов длинной 1 см. А когда вышивают, узелки никогда не делают. Нитку закрепляют тем, что делают с изнанки несколько мелких стежков”.

4. Индивидуальная работа по изученному новому материалу.

- Скажите, пожалуйста, какие нитки мы выберем для вышивки? (мулине).

- Правильно. Нитки бывают швейные, вышивальные, вязальные и штопальные. Для вышивания используют хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные нитки. Самые красивые - мулине. Их делают из лучших сортов хлопка и красят в разные цвета. Мулине начинает блестеть после специальной обработки - мерсеризации. Каждая прядь (пасмо) мулине состоит из 6 тонких ниточек, которые легко отделяются друг от друга. Мулине еще делают из штапельного волокна. Штапельное мулине блестит без обработки, красивое, но не такое прочное, как обыкновенное мулине из хлопка.

Именно мулине мы с вами и будем использовать для вышивания, потому что хлопчатобумажными, шелковыми или шерстяными нитками вышивать труднее. А какого цвета нитки вы выберете для вышивания? (Надо взять такие, которые хорошо видно на ткани).

Да, и не только, чтоб их было видно на ткани, а ещё надо, чтобы они еще по цвету гармонировали. Например, зеленый листочек можно по контуру вышить темно-зелеными нитками. Видишь, на рисунке оранжевый цветочек на желтом фоне вышит красными нитками. Они подходят по цвету и хорошо видны. Черные нитки тоже были бы хорошо заметны, но это было бы совсем не красиво. А желтые нитки гармонируют, но их было бы не видно. Можно брать нитки такого же цвета, как и рисунок, но другого оттенка. Швом “вперед иголку” можно вышивать не только нитками мулине, но и атласными лентами разных цветов шириной 0,5-1 см.

-А какой может быть ткань для вышивки? ( Лучше всего подойдет ткань совсем без рисунка, одноцветная, однотонная).

-Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте вспомним технику безопасности. Кто напомнит?

  1. Ни в коем случае нельзя оставлять иголки в незаконченной работе;
  2. Иголки лучше хранить с продетой ниткой, т.к. при этом становится более заметнее и легче найти.
  3. Особенно опасна привычка, держать иголки в зубах во время работы.
  4. Нитку надо брать правильной длины. Это приблизительно 50 см. Все нужно делать очень аккуратно, чтобы никого не уколоть.
  5. Нельзя оставлять иголку, воткнутую в скатерть, в столе или просто на столе, а именно хранить её в игольнице.
  6. Иголки нужно класть только в игольницу, вкалывать в подушечку.

- Как можно оформить края лоскутка? (Можно сделать бахрому).

- Как? ( Можно вытащить несколько ниток по краям, чтобы получилась бахрома. Сделать ее одинаковой со всех сторон. Получится вышитая салфетка. Ее можно подарить маме на 8 марта. Можно по краям пришить таким же швом тесьму, как рамочку для картины. Рядом с бахромой можно сделать шов "вперед иголку" с перевивом, тогда еще лучше будет).

5. Практическая работа “Вышивка салфетки швом “вперед иголку” нитками мулине и атласными лентами. Обработка края изделия мережкой”.

Разметка шва: - отмеряем от края по 2 см (1 см на бахрому, мы же не сразу с бахромы начинаем вышивать?). Карандашом намечаем линию, на этой линии будет расположен наш шов. Вставить нитку в иголку, завязать узелок:

- Нам для начала нужно отмерить нитку. Как мы отмерим? (По локоть)

- Затем вставим её в иголку.

- Завязываем узелок.

Показ учителем и дети выполняют. Сейчас мы выполним шов вместе.

- Постарайтесь оформить края так, чтобы у вас получилась законченная работа.

- Давайте попробуем самостоятельно вытащить 4 нитки по каждому краю. Бахрома должна быть равна 1 см, но её вы сделаете дома.

Дети выполняют задание самостоятельно.

  1. Физическая минутка (упражнения для глаз).
  2. Коллективная работа “Вышивка скатерти швом “вперед иголку” нитками мулине и атласными лентами. Обработка края изделия мережкой и (или) бахромой”.
  3. Учащиеся начинают оформлять скатерти для школьной столовой по единому эскизу. Размер одной скатерти 150х150 см. Учащиеся работают в группах по 2-4 чел.

    Продолжительность работы 35 мин. После 20 минут проводится вторая физкультминутка для рук.

  4. Формирование мини-выставки готовых работ.
  5. Подведение итогов учебного занятия.