Урок по теме "Обособленные определения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тип урока: урок закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цели урока:

– закрепление и обобщение знаний об обособленном определении, закрепление практического навыка постановки знаков препинания при обособленном определении, повторение орфографического материала;
– воспитание любви к родному краю, бережного отношения к историческому прошлому;
– развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, карточки самоконтроля, учебник русского языка (8 кл.) авторы: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.

Эпиграф:

И края в мире нет дороже,
Где довелось родиться нам!
В.Михалев

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы и целей урока.

Приложение1. Слайды 1, 2.

Тема сегодняшнего урока “Обособленные определения”

Это урок закрепления полученных знаний. Исходя из типа урока, какие цели и задачи мы поставим сегодня?

– Закрепить навыки постановки знаков препинания при обособленном определении;
– Научиться находить предложения с обособлением.

Вы правильно поставили цели, но, кроме того, мы продолжим говорить об историческом прошлом нашего района, нашего края, которым мы вправе гордиться.

Слайд 3.

Эпиграфом к уроку выбраны строки из стихотворения поэта, нашего земляка В. Михалева.

Запишите число, тему, эпиграф в тетрадь.

2. Самопроверка домашнего задания.

Слайд 4, 5.

1) Вейделевцы свято чтят память земляков, отдавших жизнь за Родину.

2) Память о сражениях минувшей войны, страшной, кровавой, священна для жителей нашего района. (Повеств., невосклиц, прост., двусост., распростр., осложнено одиноч. определ.).

3) В нашем районе работают в различных сферах замечательные люди, прославившие наш край добросовестным трудом.

4) Мы свято чтим традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Морфологический разбор причастия передаваемые.

Передаваемые – причастие.

1. Традиции (какие?) передаваемые.
Н.ф – передаваемый.

2. Пост – страдат., наст. вр., несов. вид,
Непост.: в.п., мн.ч

3. Синт. роль. Традиции (какие?) – передаваемые (определение).

Лексическая работа.

Слайд 6.

– Что такое традиция? (Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, взгляды, нормы поведения.)
– Какие традиции существуют в нашей школе? В селе? (Встречи с интересными людьми, помощь детсаду, забота о стариках.)

3. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос. Слайд 7.

Какие случаи обособления представлены в домашней работе ? (Предложения с:
а) обособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова;
б) определением, выраженным одиночными согласованными определениями, стоящими после определяемого слова.)

– Вспомните другие случаи обособления:

в) если относятся к личному местоимению;
г) если имеют добавочное обстоятельственное значение.

– Приведите примеры (устно).

4. Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Слайд 8. Работа по стилистике.

1. Работа с текстом (текст спроецирован на доску).

Учитель читает текст (предложения пронумерованы).

1. В поселке Вейделевке находится родник Крейдянка. 2. В обустройстве родника приняли участие многие жители поселка. 3. Защитили родник и превратили в открытую, предназначенную для отдыха площадку, в оазис, дарящий силу и энергию. 4. Как и вода, бьющая из расселин, это место манит и притягивает к себе. 5. Здесь можно сидеть часами, размышлять, любуясь окружающей тишиной и спокойствием. 6. Сразу после благоустройства родник был освящен.7. Немного поодаль от родника стоит домик, в котором помещается купель. 8. Каждый год на Крещение сюда приезжают люди, желающие окунуться в освященный источник. 9. Находясь у этого источника, чувствуешь себя чище душой, спокойнее. 10. Необходимо возобновить традицию пить чистую, живую, взятую из родника воду.

Слайд 9.

Работа по стилистике.

Слайд 10.

– О чем текст?
– Какова его основная мысль?
– К какому стилю принадлежит ? Почему?

Слайд 11.

Публицистический. Его задача – воздействие и сообщение.

Характерные черты – логичность, образность, эмоциональность.

Особенности стиля – использование общеупотребительных слов, однородных членов, деепричастных и причастных оборотов.

Слайд 12.

Задание.

  1. Найдите и запишите номера предложений с обособленными определениями.
  2. Обратите внимание на последнее предложение. Чем оно осложнено? (Однородными членами.)
  3. Переделайте это предложение с обособленными определениями. (Необходимо возобновить традицию пить воду, чистую, живую, взятую из родника.)
  4. Прочитайте эти предложения без определений. Что изменилось? (Текст стал “сухим”, лишился выразительности.)

Слайд 13.

Конструирование предложений.

1) Вейделевский край – благословенная земля, которая досталась нам от предков.

2) Пион тонколистый, который занесен в Красную книгу, является символом нашего края.

– Переделайте устно СПП в синонимичные им простые с обособленными определениями.
– Какие предложения вам понравились больше? А вы часто употребляете предложения с обособленными определениями?

Слайд 14.

Выводы.

Обособленные конструкции характерны для книжной речи.

Они делают речь богаче, выразительнее, создают образ, точно выражают мысль.

Обратите внимание, что такие задания встречается в материалах ЕГЭ (А 26).

5. Слайд 15. Творческая работа (материалы 1, 2 и 3 уровней распечатаны).

– Докажите, что вы умеете использовать обособленные определения в письменной речи.

1-й уровень – Составьте связный текст на тему: “Мое село” или “Моя школа”, используя обособленные определения.

2-й уровеньЗадание. Озаглавьте текст, перепишите, распространяя обособленными определениями, данными в справке. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Сейчас многие просто не узнают райцентр из-за перемен …………. Пр...красная автотрасса ……………… современные заправочные станции, новый мост через реку Ураева ……………. новая больница. И, конечно же, вел…чественный Покровский храм в центре поселка Вейделевка.

Справка: произошедших в результате текущего благоустройства, окаймленная зелеными газонами и клумбами цветов, сданный в эксплуатацию 5 лет назад.

3-й уровень – Задание. Озаглавьте текст, перепишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните обособленные определения. Сейчас многие просто не узнают райцентр из-за перемен, произошедших в результате текущего бл…гоустройства. Пр…красная автотрасса, окаймле…ая зелеными газонами и клумбами цветов, современные заправочные станции, новый мост через реку Ураева, сда…ый в эксплуатацию 5 лет назад, новая больница. И, конечно же, вел…чественный Покровский храм в центре поселка Вейделевка.

Чтение творческих работ учащихся.

Слайд 16.

6. Рефлексия.

– Какие члены предложения называются обособленными?
– В каком случае обособляются определения?
– Для каких стилей речи характерны обособленные определения?

7. Домашнее задание: Слайд 17.

Выпишите из стихотворений М.Ю. Лермонтова, И.А, Бунина, С.А. Есенина несколько предложений с обособленными определениями.

Объясните графически постановку знаков препинания.