Цели:
- Формирование у учащихся представления о природной зоне пустынь.
- Развитие умений работать с гербарием, дополнительной литературой.
- Развитие речи детей, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.Учитель:
II. Повторение пройденного материала.Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
Учитель: Ребята, перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний.
Учитель: Отправляясь в путешествие, что мы с вами возьмем в дорогу?
Ученики: Воду, головные уборы, аптечку для оказания первой помощи, и т.п.
Учитель: Правильно, но еще нам нужно взять знания, приобретенные в дороге. Мы должны четко представлять, куда мы отправляемся.
Исходя из предыдущих уроков, какие природные зоны мы знаем?
Ученики: Арктика, тундра, лесная зона и зона степей.
Учитель: Правильно, а на какие части делится лесная зона?
Ученики: Тайга, смешанные леса и широколиственные леса.
Учитель: Хорошо, а какие леса занимают самую большую территорию?
Ученики: Хвойные – тайга.
Учитель: В какой части лесной зоны расположен наш край РТ?
Ученики: РТ находится в лесостепи в умеренном климатическом поясе.
Учитель: Что вы можете сказать о климате в нашей республике?
Ученики: Ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.
Учитель: А каков животный и растительный мир зоны лесов?
Ученики: Животный и растительный мир зоны лесов богат.
Учитель: С чем связаны экологические проблемы лесной зоны?
Ученики: С неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса.
Учитель: Молодцы! А какая природная зона находится южнее зоны лесов?
Ученики: Степи.
Учитель: Как называется промежуточная зона между лесом и степью?
Ученики: Лесостепи.
Учитель: А какой характерный признак степей?
Ученики: Сплошной травянистый растительный покров, дуют горячие сухие ветра – суховеи, которые переходят в пыльные черные бури.
Учитель: Хорошо. Что характерно для растений степи?
Ученики: Корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья.
Учитель: А что является основным занятием населения степей?
Ученики: Земледелие.
Учитель: Верно, здесь самые плодородные земли.
Какие экологические проблемы появились в степи по вине человека?
Ученики: Распашка земель, неумеренный выпас скота и браконьерство.
Учитель: Молодцы!
III. Сообщение темы и задач урока.
Учитель:
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
В разгадывании кроссворда помогут ваши приобретенные знания на предыдущих уроках по природным зонам.
- Царство снега и льда (Арктика.)
- Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
(Животное тундры.) (Олень.) - Самое сладкое дерево
Лиственных лесов.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают
Шкуру тонкую снимают. (Липа.) - Сильный сухой горячий ветер,
Приносящий в степь
Продолжительную засуху. (Суховей.) - Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.) - Ими питаются птицы, Белые медведи, тюлени. (Рыба.)
- Растение, которое называют оленьим мхом. (Ягель.)
Учитель: Прочитайте слово, получившееся в сетке кроссворда. (Пустыня.)
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Тема сегодняшнего урока “В пустыне”.
Покинув родной край, бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России (показ на карте природных зон). Итак, мы – путешественники.
Ребята, посмотрите на эту картину – плакат. Какой здесь вы видите пустыню?
Ученики: В пустыне видим много песка, солнце и голубое безоблачное небо.
Учитель: Как вы думаете, от какого слова произошло слово “пустыня”?
Ученики: От слова “пусто”.
Учитель: В энциклопедическом словаре “пустыня” – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыне сомкнутого покрова.
Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?
Ребята, в мире много пустынь. Такие как пустыня Сахара, на территории Евразии пустыня Гоби, пустыня Кызылкум и Каракум (показ фото), в Австралии большая песчаная пустыня Виктория.
Давайте послушаем о пустыне в России:
Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней (показ на карте).
Учитель: Ребята, давайте посмотрим фильм о пустыне. (просмотр фильма)
Ребята, как вы поняли, что такое барханы?
Ученики: Песчаные горы, которые движутся с места на место с помощью ветра.
Учитель: Что такое “суховей”?
Ученики: Сухой горячий ветер
Учитель: Пустыни бывают не только песчаны, но и глинистые и каменистые. Посмотрите также по учебнику на стр.35, там есть фотографии этих пустынь.
Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до +70◦ С, а в тени выше 40◦ С. Ночью прохладно, песок и глина быстро остывают. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12◦ С, а в отдельные дни морозы достигают -20◦ С, -25◦ С. Зима длится 2–3 месяца.
Послушайте!
Лучи солнца в пустынях падают прямо, т.к. пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры на Арктику, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают серые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие.
Учитель: Чего хочется человеку, когда ему жарко?
Ученики: Пить, купаться.
Учитель: К сожаленью, в пустыне мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду.
Итак, давайте обобщим с вами:
Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками.
Физкультминутка. (Играет 1-й куплет песни “Три колодца”.)
Учитель: Ну а теперь пора включаться в исследовательскую работу. Ребята заранее подготовили сообщения о растениях пустыни. Давайте послушаем их.
Ученики: Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в глубину почти 20 метров, поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое.Ученики: Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Плоды джузгуна очень мелкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк. его еще называют “песчаным овсом”, у него тоже тонкие листья.
Ученики: В пустыне встречается песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями. Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас потонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором – слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.
Ученики: Там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы, похожие на наши. Такие места называют оазисами (на доске слово “оазис”). Величайшим оазисом является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Фергана лежит средь высоких гор. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник (показ иллюстрации, гербария). Там так много трав и цветов, но через 2-3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак и т.д.)
Учитель: Давайте обобщим: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну.
Учитель: А сейчас послушаем ребят, которые подготовили сообщения о животных пустыни.
Ученики: Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников, Их окраска под цвет песка – это их маскировка, Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пище животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
Ученики: В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерица быстрая, ящерица – круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности. Лисичка– корсак и ушастый еж имеют большие уши. Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, а другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Тушканчики – ночные животные. Большие уши и глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и замечательное осязание.
Ученики: Самыми крупными животными считаются сайгаки и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать (со скоростью до 80 км/ч). Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион.
Ученики: Черепаха живет до 100 лет, из 60 лет – 55 лет она спит. Это растительноядное животное, маленькое кожа жесткая, сухая, плотная, чтобы меньше испарять влаги. Зачем ей панцирь? Под ним она спасается от врагов (шакалов, волков) – панцирь очень крепок. Черепаху можно увидеть только утром или вечером. Днем она прячется от жары в норах и углублениях в земле, в зарослях растений.
Ученики: А я хочу рассказать о змеях пустыни. Это кобра, эфа. гюрза, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, ужаливая их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, они хорошо видят за несколько метров. Но у них есть особое зрение, помогающее видеть в темноте. Особые углубления-ямки за глазами – у змей улавливают тепло тела мелких животных и помогают охотиться даже ночью. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба – плавать в воде.
Учитель: Спасибо, ребята, за интересные рассказы.
В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу – варана (показ на плакате), длина которого 150 см, поэтому его называют пустынным “крокодилом”.
Ученики: Я хочу рассказать об удивительном животном пустыни – верблюде. Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбовые и двугорбовые. В наших пустынях обитают двугорбовые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3–4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6–8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье – он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд – домашнее животное, но все лето живет на свободе.
Учитель: Вот какие интересные животные обитают в пустыни.
Вы, наверное. Заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее вы прочитаете дома в учебнике на странице 125, и узнаете, почему его называют священным.
Давайте обобщим способы приспособления животных.
Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле.
VI. Продолжение работы над новой темой.
Учитель: Несмотря на то, что в пустынях жарко, люди там живут уже много тысяч лет.
На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год пасутся миллионы овец, сотни тысяч лошадей и верблюдов. Основные занятия населения пустыни скотоводство и земледелие на орошаемых территориях. При орошении пустынная почва, в которой мало перегноя, дает богатые урожаи. Главные культура: фрукты, овощи.
Еще Никита подготовил материал об экологии пустыни. Давайте послушаем его.
Ученики: Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми.
Учитель: Некоторые животные сильно истреблены, сохранились только в заповедниках: дикий осел кулан, джейран, хищный зверек перевязка, гигантский слепыш.
Из-за деятельности человека мелеют реки, причиной тому – неумелое орошение, катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности.
Спасибо, Никита, ты раскрыл экологические проблемы пустыни. Итак, давайте обобщим.
К сожалению, виновником создавшихся проблем является человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправлять свои ошибки.
VII. Закрепление изученного материала.
Учитель: Подумайте и ответьте на вопрос: “Почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?”
Ученики: Солнце, потому что там всегда жарко, ветер, потому что нет препятствий, и он с места на место переносит барханы.
Учитель: А сейчас еще раз обобщим особенности пустыни, ее растительного и животного мира.
Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны?
Ученики: Строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Если хотите, больше узнать о пустыне, то читайте эти книги.
VIII. Подведение итогов работы. (Выставление оценок).
IX. Домашнее задание.- Прочитать по учебнику стр. 35–36.
- Нарисовать, как представляете пустыню – по желанию.