Актуальность:
Работая воспитателем несколько лет, наблюдая за детьми, я пришла к выводу,
что знакомя детей с окружающим миром: со своей семьей, с малой родиной, со своей
страной и даже давая ознакомительные представления о строении мира, мы порой
обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и, на мой взгляд не менее
важное, чем все окружающее, это познание себя, – строение своего тела, значение
и функции каждого органа, отсюда, забота о своем здоровье, укрепление его,
личная гигиена, исключение вредных привычек, что является основой здорового
образа жизни.
Давая знания детям о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребенку
ответить на такие жизненно важные вопросы, как “Кто я такой?” и “Каков я есть,
что я из себя представляю?” Поняв это, ребенок не только сможет назвать свое
имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и
другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои
и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет
формироваться его социальное поведение.
Поэтому работа по формированию элементарных представлений о себе, о строение
своего тела должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
Вид проекта: Познавательный.
Сроки реализации: Краткосрочный (один месяц).
Участники проекта: Дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Проблема: Недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о себе, о строение своего тела, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Цель проекта: Дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в Здоровом Образ Жизни, первые понятия о своем теле.
Задачи:
- Учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм.
- формировать представления о строении своего тела.
- Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.
- Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния.
- Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
– Части тела (руки, ноги, голова, пальцы, живот, спина);
– Органы чувств (глаза, уши, нос, язык).
Дети должны уметь:
– следить за чистотой своего тела;
– выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Содержание деятельности детей и педагогов.
1-я неделя.
Занятие: “Наши глазки”.
Цель: Углубить знания детей об органе зрения, учить внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы, выполнять простые задания. Развивать воображение, тактильные ощущения. Вызвать интерес к самому себе.
Гимнастика для глаз “Смотрелки”.
Гимнастика для глаз “Ириски для киски”.
Гимнастика для глаз “Мигалочки”.
Рассказ воспитателя на тему “Для чего нужны глаза”.
Д/И “Что я вижу одним глазом”.
Д/И “Жмурки”.
Д/И “Чудесный мешочек”.
Чтение художественной литературы: “Ребятишкам про глаза” Н. Орлова.
Занятие: “Чтобы глазки не болели”.
Цель: Учить детей беречь глаза от пыли, грязи. Учить ухаживать за глазами, прививать детям КГН, необходимость и польза умывания, купания.
2-я неделя.
Занятие: “Носики – курносики”.
Цель: Продолжать укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость организма, укреплять дыхательную мускулатуру. Упражнять в правильном дыхании (спокойный вдох через нос и медленный выдох).
Дыхательное упражнение “каша кипит”.
Дыхательное упражнение “ Часики”.
Дыхательное упражнение “Ветерок”.
Д/И “Узнай по запаху”.
Игры на дыхание “Пузырь”, “Ветерок”, Чья птичка дальше улетит?”.
Рассказ воспитателя “Зачем нам нос?”.
Закаливающее дыхание “Поиграем с носиком”.
Чтение художественной литературы: “Зачем носик малышам” Ю. Прокопович, “Мой замечательный нос” Э. Машковская.
3-я неделя.
Занятие: “Мои ушки”.
Цель: Познакомить детей со строением уха, гигиена слуха, развитие остроты слуха. Определение направления звука.
Д/И “Повтори, что услышал”.
Д/И “Где звенит?”.
Д/И “Кто что услышит?”.
Д/И “Громко – тихо”.
Д/И “Солнце и дождик”.
Самомассаж ушей.
Цель: учить детей навыкам самомассажа.
Занятие: “Наши друзья вода и мыло”.
Цель: Воспитывать у детей желание быть всегда чистыми, опрятными. Мыть руки перед едой.
4-я неделя.
Занятие “Мое тело”.
Цель: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и др., для чего они нужны человеку. Воспитывать интерес к своему телу.
Д/И “Где наши ручки”.
Д/И “Это – Я”.
П/И “Пляшут наши детки”, “Мы ногами топ-топ”, “Лови меня”, “Беги на носочках”.
Упражнения: “Наши ножки”, “Что умеют ваши ручки”.
Пальчиковые гимнастики: “Здравствуй пальчик”, “Дружная семейка”, “Сорока – ворона”, “Ладушки”.
Физкультминутки: “Хомка, хомка, хомячок”, “Мы играем, мы играем”, “Мы к лесной лужайке вышли”.
Точечный массаж “Греем наши ручки”, “Моем руки”.
Чтение художественной литературы: “Пальчик – мальчик”, “Большие ноги”, “Маленькие ножки”.
Содержание деятельности семьи.
Консультация “Как обучить малыша культурно гигиеническим навыкам”.
Цель: Раскрыть обязательность единства требований в формировании КГН и привычек у детей.
Консультация “Дыхание и здоровье”.
Цель: Раскрыть значение правильного дыхания в профилактике простудных заболеваний.
Результат.
Мастер-класс с применением здоровьесберегающих технологий “Тело человека”.