Цели урока.
Образовательные:
- Проследить какими были изменения в положении Русской православной церкви.
- Рассмотреть историю Соловецкого, Иосифо - Волоколамского и Троице - Сергиева монастырей.
- Раскрыть причины спора между иосифлянами и нестяжателями.
- Показать суть ересей второй половины XV - первой половины XVI века.
- Сформировать представления о теории "Москва - третий Рим"
Развивающие:
- Работать над развитием устной речи;
- Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Обеспечить опыт исторической реконструкции (Церковный собор, спор между нестяжателями и иосифлянами).
Воспитательные:
- Формирование интереса к истории;
- Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Основные понятия урока: синодики, ереси, симония, стригольники, нестяжатели, старчество, дьяк, жидовствующие.
Преемственные связи.
- Внутрипредметные: 6 класс Средние века - Католическая церковь в XI - XIII веках
Средства обучения: презентация "Церковь и государство в конце XV - начале XVI века".
План изучения нового материала.
1. Монастыри. Нестяжатели и иосифляне.
2. Ереси во второй половине XV-первой половине XVI века.
3. Теория "Москва - третий Рим" монаха Филофея
Проведение урока.
Актуализация знаний учащихся по предыдущему параграфу "Московское государство в конце XV - начале XVI века"
Изучение нового материала.
Во введении - слово учителя:
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие - величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, - не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Учащиеся формулируют и записывают тему урока, план, новые слова.
1. Монастыри. Нестяжатели и иосифляне.
(сл. 3) ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ, соглашение, заключённое на соборе во Флоренции в июле 1439 об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы Римского при сохранении православных обрядов. Акт об унии подписал русский митрополит Исидор, однако русское духовенство и великий князь Василий II Тёмный отказались принять Флорентийскую унию, Исидор был низложен, митрополитом избран Иона. (сл. 4)
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Краткий рассказ о создании Соловецкого и Троице-Сергиевой лавры. (сл. №5)
Постановка проблемы:
- Почему одни монастыри существовали в виде скитов и лесных пустыней, где иноки вели аскетический образ жизни, а другие были сказочно богатыми, имели крупные земельные владения, занимались торговлей и ростовщичеством?
- Учащимся предлагается самостоятельная работа с учебником: выяснить каким образом обогащались монастыри? Стр. 184 (последний абзац)- 185, с записью в тетради.
История Иосифо-Волоколамского монастыря:
(сл.6) Отражаясь в водах озера, за массивной каменной оградой с шестью грозными башнями, стоит величественно-строгий Иосифо-Волоколамский монастырь - некогда один из богатейших обителей России.
Основан монастырь в конце XV века преподобным Иосифом Волоцким. Преподобный Иосиф, в мируhttp://volokolamsk.narod.ru/gallery Иван Санин, ученик св. Пафнутия Боровского, вошел в историю Церкви как книжник и толкователь Священного Писания, покровитель церковного искусства. Уроженец волоколамского села Язвищи, сын московского служилого человека, он принял постриг в двадцатилетнем возрасте.
В Иосифо-Волоцком монастыре по приглашению преподобного Иосифа работал иконописец Дионисий с сыновьями; в древних монастырских описях упоминались иконы Андрея Рублева.
Монастырь был известен большой библиотекой, содержащей книги, рукописи, жалованные грамоты, акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.
Иосиф Волоцкий являлся идеологом партии "иосифлян" ("осифлян"), выступавших против сторонников св. преподобного Нила Сорского - "нестяжателей". Сутью конфликта был вопрос о праве церкви на владение богатствами земными - землями, крестьянами, капиталом и др. "Нестяжатели" выступали против этого, указывая, что церковь должна прежде всего стремиться к благам небесным. (сл.7)
Работа по группам: (сл.8)
Погружение в историю. Задание учащимся: выступить на Церковном соборе. Учащиеся делятся на две группы, читают учебник стр. 188 пункт "Нестяжатели и иосифляне", учащиеся каждой группы пишут речи для защиты своей позиции на соборе.
В завершение - обсуждение вопроса - Кого поддержала великокняжеская власть?
2. Ереси во второй половине XV-первой половине XVI века.
Непримиримый борец с ересями, блестящий писатель и богослов, преподобный Иосиф оставил после себя большое духовное наследие, к числу которого относятся его "Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих", "Послание иконописцу", "Рассуждение об иноческом жительстве", а также многочисленные послания. Волоцкий игумен выступал за укрепление государственной власти и одновременно - за право церкви обличать "немилосердных" Правителей И вельмож, "обидящих рабов и сирот".
Ереси (от греческого слова "ересис", что означает "особое вероучение") - это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням - иконам, мощам святых и т. п.
На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV - начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове - крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за "имением" и говорили, что такие люди не могут учить людей верить.
Работа с документом - прочитать из обличения митрополита Зосимы на Церковном соборе 1490 г. и ответить на вопрос - Чем опасны были ереси?
Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.
Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев
3. Теория "Москва - третий Рим" монаха Филофея
Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием "Москва - третий Рим", был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти, ее назначении, взаимоотношения с подданными и церковной организацией.
Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются "великий Константин... Блаженый святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие... их же корень до тебе".
Много внимания он уделял теме о божественном происхождении царской власти. Царь "поставлен от Бога" и "сердце царево в руке Божией, он слуга бо есть Божий". Ему поручено в силу божественного промысла "осуществлять наказание всем людям содеювающим неправду". Он - "высокостолпнейший государь и самодержец, Боговенчанный христианский царь, браздодержатель, всем христианским исполнением обладающий". Он и "веры содержитель", и "соблюдатель всех христоименитых людей". На нем лежит обязанность заботиться о своих подданных, а для этого необходимо содержать свое "царствие со страхом Божиим", к чему обязывает князя "скипетр в руке" и "венец на голове", и быть властелином над своими подвластными, ибо "который царь не властвует над подвластными", тот "не избегнет суровой Божьей кары". Так, его государство может постичь "трус" (землетрясение), или "море потопи" (затопление), или "земля пожре" (мор).
Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его "творити и заповеди хранити во всем", а если и придется кому-либо понапрасну терпеть "царское великое наказание", то возможно выразить свою печаль только "горьким стенанием и истинным покаянием". В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права "говорить правду" лицам, облеченным высокой властью.
Судьба России не может быть отдельной от судьбы православия, по мнению псковского монаха Филофея. Только верное православию государство может быть объектом промысла божия, и в данный момент, считал Филофей, есть все доказательства, что им стала Россия.
Закрепление:
Учащимся предлагаются вопросы для закрепления.
Рефлексия:
Учащимся предлагается выступить:
- Я запомнил(а):
- Я понял(а):
- Мне понравилось:
Обсуждение домашнего задания.
Используемые источники.
- http://drevo-info.ru/articles/119.html
- http://sobory.ru/article/index.html?object=00394
- u.wikipedia.org/wiki/
- http://krotov.info/library/k/kartash/kart104b.html
- http://www.bibliotekar.ru/istoria-politicheskih-i-pravovyh-ucheniy-2/27.htm