Занятие 1. Звуки [С], [С‘]. Буква С.
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжить учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других
своей слоговой структурой.
2. Научить правильно произносить звуки [С], [С‘], дифференцировать их на слух и
в произношении.
3. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за
изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
4. Продолжить развивать навыки деления слов на слоги.
5. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.
6. Учить анализировать слова и предложения.
Оборудование: картинки со словами на звуки [С], [С‘], гласные буквы из азбуки А, О, У, Ы, мяч, домики для деления слов на слоги, полоски для определения звука (начало, конец), рабочие тетради.
Ход занятия
Задание 1.
Логопед называет ряд звуков. Дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат тот звук. Который изучали на прошлом занятии: А, У, П, К, Л, С, М,Т, и т.д.
Задание 2.
Знакомство со звуком [С].
Предлагается скороговорка.
У соседа-домоседа
Сосед-непоседа,
У соседа-непоседы
Сосед– домосед.
– Какой звук часто слышится в ней?
Логопед показывает и объясняет артикуляцию звука [С]:
– губки в улыбке;
– зубки сближены;
– широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты
к верхним зубам;
– холодный воздух идет по центру язычка.
Звук [С] – согласный, твердый, глухой.
Логопед предлагает детям произнести согласный звук [С].
Далее дети четко проговаривают за логопедом потешки:
СА-са-са – вот летит оса.
СУ-су-су – мы видели осу.
Со-со-со – У сони колесо.
Сы-сы-сы – у сома усы.
Ас-ас-ас – Саня пьет квас.
Ос-ос-ос – у сома есть хвост.
Задание 3.
Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком [С] и “получить подарок” – гласный звук (А, О, У, Ы). Далее кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).
Задание 4. “Кто самый внимательный?”
Логопед просит детей вспомнить, кто какой слог называл (во время игры с мячом). Детям предлагается встать в круг в той последовательности, в которой будут называться слоговые ряды:
СА-СУ-СО-СЫ-СО
Передавая мяч своему товарищу, ребенок называет “свой” слог (например СА), а тот повторяет слог в обратном порядке АС. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не воспроизведут прямой или обратный слог.
Задание 5. Закончить слово слогами:
СА: ли…, ко…, кляк…, ро…, плак…;
СЫ: о…, у…, бу…., ко…, ве…, ча…;
СОК: пе…, ку…., но…, ле…, воло…, коло…, голо….
Физкультминутка.
“Две сестрицы”.
Две сестрицы, две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг друга моют.
Месят тесто две руки,
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.
Задание 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги: сок, коса, нос, собака, песок, пояс, суп, самолет и т.д.
Задание 7. Найти лишнее слово в ряду:
Санки, сова, морс, сок.
Носок, кусок, самолет, киска.
Лес, пояс, нос, поясок.
Задание 8. “Объясни значение слов”
Листопад – (падают листья), снегопад – …, пылесос – …, самокат – …, самолет – …, садовод – …, лесовод – …
– В каком слове звук [С] встречается два раза?
Задание 9. Заменить первый звук на звук [С]:
Мало – сало, Клава – …, Тоня – …, дом – …, лук – …, мода – …
Заменить последний звук на звук [С]:
Бак – бас, Рим – …, лев – …, нож – …, труд – …, голод -…
Задание 10. Знакомство с буквой С.
Работа в тетрадях: раскрасить букву, прописать по образцу.
Итог занятия.
Занятие 2. Звуки [С], [С‘]. Буква С (продолжение).
Задание 1. Повторить чистоговорки:
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.
Заданаие 2. Знакомство со звуком [С‘].
Звук [С’] – согласный, мягкий, глухой.
Тонкая струя воды течет из крана: сь сь сь сь…
Дидактическое упражнение “Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С’]”.
Пь, сь, ть, си, ми, ки, липа, миша, Сима и т.д.
Задание 3. Упражнение “Скажи наоборот”:
Са – ся, ся –…
су – …, сю – …
Си – …, сы – …
Задание 4. Повторить за взрослым серию слогов:
Са-са-ся ся-ся-са
Ся-са-са са-ся-са
СА-ся-ся ся-са-ся
Задание 5. . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С’], определить место звука в словах, разделить их на слоги: лось, гусь, сирень, сердце, сено, лисенок и т.д.
Задание 6. Упражнение “Большой – маленький”
Нос – носик, пес – …, кокос – …, насос – …, колесо – …, сосна – …, коса – …, ананас – … .
Задание 7. Назвать лишнее слово в ряду:
Санки, сирень, сумка, сова;
Лось, гусь, весь, нос.
Физкультминутка. Игра “Сова”.
Дети хором произносят стихотворение:
Сова, сова, сова. Совиные глаза.
Сидит сова на суку
Во все стороны глядит.
Да не следит!
Один из детей назначается совой. После последних слов “сова” летит и ловит кого-то из детей. Пойманный ребенок становится “совой”.
Задание 8. Составить предложения со словом Сима (Соня). Сосчитать количество слов в предложении.
Задание 9. Звуко-слоговой анализ слов.
Составление схем из кружочков
СИМА СОМ СТАКАН
Задание 10. Чтение
Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Си мы Стаканы. Там сок.
Итог занятия.
Оценка активных детей.