Задачи урока:
- Раскрыть понятие “Кровообращение”; особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями.
- Изучить общий план строения сердца человека и движение крови по большому и малому кругу кровообращения.
- Экспериментально доказать вред перетяжек и наличие кармановидных клапанов вен, препятствующих движению крови в обратном направлении.
Оборудование:
Таблицы “Кровеносная система”, “Сердце”, “Схема кровообращения позвоночных животных”; мультимедийный проектор, интерактивные таблицы “Биология человека”. Приложение 1.
Для проведения лабораторной работы: цифровая лаборатория “Архимед”
- Портативный компьютер;
- Датчик температуры;
- Прочная нить длиной 40-60 см.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
- С чем связано появление второго круга
кровообращения?
О. С переходом на воздушное дыхание. - Почему эволюция в строении сердца от земноводных до птиц и млекопитающих идет в направлении полного разделения правой и левой части сердца?
О.в связи с ростом интенсивности обмена веществ растет интенсивность биологического окисления. Артериальная кровь содержит оксигемоглобин, венозная – восстановленный гемоглобин. Их смешение приводит к уменьшению кислорода в артериальной крови и увеличению в венозной. Последнее затрудняет перенос двуокиси углерода из-за сохранения кислой среды.
III. Изучение нового материала
. Приложение 1.- Строение сердца, функции его камер. ( Беседа)
- Описание большого и малого круга кровообращения.
- Процессы, происходящие в легких и тканях.
- Кровообращение в сердце.
- Образование и отток лимфы.
- Лабораторная работа “Функция венозных клапанов”. Выполняется по инструкции на с.109 учебника.
- Лабораторная работа “Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение”. Выполняется по инструкции. Приложение 2.
IV. Закрепление знаний.
Ответить на вопросы к лабораторной работе.
V. Задание на дом.
§ 21. Ответить на вопросы в конце параграфа.
Творческие задания:
- Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда тканевая жидкость?
- Какой признак незамкнутой кровеносной системы беспозвоночных проявляется у хордовых, в виде чего?
- В чём выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?
Литература
- Биология. Человек: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений\ Колесов Д.В., Маш Р.Д., И.Н.Беляев. – 5 изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 336 с.
- Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8(9) класс. – М.: ВАКО, 2007. – 416 с.
- Биология. Человек. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2006 г.
- Цифровая лаборатория Архимед 3.0. Лабораторные работы по биологии. Методические рекомендации: Пособия учителю естествознания
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02/85170/?interface=catalog&class=50&subject=29
- http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:8_21_16_2.png