Урок разработан на основе общедидактических принципов научности, систематичности и доступности, связи обучения с жизнью и наглядности.
ЦЕЛИ УРОКА: дальнейшее знакомство с развитием на примере симфонической сказки С.Прокофьева “Петя и Волк”; разучивание песни Е.Крылатова “Песенка Деда Мороза” из м/ф “Дед Мороз и лето”.
ТЕМА УРОКА: РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ.
Организация урока: Вход в класс под “Марш” Ф.Шуберта, музыкальное приветствие.
ХОД УРОКА
1. Повторение изученного.
– На прошлом уроке, ребята, мы с вами познакомились с разными видами музыкального развития.
КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ? (тембровые, ладовые, повторение и др.)
А КАКОЙ ВИД РАЗВИТИЯ РАССМОТРЕЛИ, ПОПРОБЫВАЛИ ПЕРЕДАТЬ САМИ? (исполнительское)
Повторение песни Л. Книппера “Почему медведь зимой спит”.
2. Разучивание попевки.
– А на сегодняшнем уроке мы разучим попевку (маленькую песенку) “Разные ребята”.
Разучивание попевки с детьми – работа над интонированием, звуковедением.
– Сначала споём о спокойных ребятах.
КАКИМИ БУДУТ МУЗЫКА И ИСПОЛНЕНИЕ ПО ХАРАКТЕРУ? (спокойные, мирные, уравновешенные, беззаботные, добродушные и т.д.)
– Пение о непоседах КАК БУДЕМ ПЕТЬ? (живо, проворно, весело и т.д.) Вот видите, здесь тоже одна и та же музыка исполняется по-разному, смотря о какой группе ребят мы рассказываем. А теперь одна половина класса поёт о спокойных ребятах, а вторая о непоседах.
Исполнение.
– ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ? (Сумятица, неразбериха, шум. Как будто группа детей спорят друг с другом, перебраниваются, ссорятся.) Мы получили ещё один характер. В одной песне мы отразили три разных настроения (спокойное, быстрое, шумное или спорное и другие варианты.).
– БЫЛО ЛИ В НАШЕЙ МУЗЫКЕ РАЗВИТИЕ? КАКОЕ?
(Исполнительское.Мы с вами исполняли характеры и их смену.) КАК ЕЩЁ МОЖНО ИСПОЛНИТЬ ЭТУ ПЕСЕНКУ? (Менять местами куплеты.)
3. Углубление в тему.
– Теперь поговорим о сказке, в которой развитие имеется в самой музыке, независимо от её исполнения, как это обычно бывает в куплетной песне.
Если мы прочитаем сказку “Петя и Волк” без музыки, то увидим, что в этой сказке происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские переговоры, то в споры и т.д. Всё это называется РАЗВИТИЕМ. Но если такое развитие есть тексте сказки, то оно есть и в музыке, написанной на текст этой сказки. Музыка выражает всё, что чувствуют Петя, дедушка, охотники и другие действующие лица сказки. Прокофьев очеловечивает зверят в своей сказке: они по-человечьи разговаривают с Петей и друг с другом, поэтому в их музыке всегда есть выразительные интонации, словно это люди, и интонации изобразительные – птичка чирикает, кошка крадётся, волк лязгает зубами, утка крякает и т.п.
Чтение сказки “Петя и Волк”.
Исполнение учителем темы Пети. (Интонации песенные, танцевальные и чуть-чуть что-то от марша).
– ЧТО ПОДСКАЗАЛИ ВАМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ИНТОНАЦИИ ПЕТИ? (Петя – беззаботный, весёлый, бодрый, не ждёт никакой беды, даже легкомысленный; бегает, веселится, прыгает, танцует, дружит со всеми животными домашней птицей.) Прослушайте тему Пети в симфонической сказке С. Прокофьева и скажите, КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЭТА ТЕМА?
Прослушивание темы Пети. (Прослушивание зерна-интонации, из которого выросла интонация Пети, развитие её в зависимости от событий – из беззаботного мальчика Петя превращается в героя, песенные и танцевальные интонации перерастают в песенно-маршевые и маршевые. В конце сказки – общее шествие – марш. Но выросло шествие именно из Петиной интонации, из его интонационного зерна.
– Вот мы и проследили, как развивалось наше зерно – интонация от зёрнышка до целого шествия.
Как вы думаете, КАКОЕ ЭТО БЫЛО РАЗВИТИЕ? (Гармоническое, фактурное, путём повторения и т.д.)
– А теперь посмотрим развитие ещё двух тем – темы Утки и Птички.
Прослушивание темы Утки. (Музыка изображает неповоротливую, толстую утку, она, переваливаясь с боку на бок ходит по двору, ест корм, крякает. Но когда за ней погнался Волк, тема стала неуклюжей, суетливой. В этом – РАЗВИТИЕ ОБРАЗА.)
КАКОЕ ЗДЕСЬ РАЗВИТИЕ МУЗЫКИ? (тембровое)
Прослушивание темы Птички. (Сначала беспечная, как Петя, но когда на неё напал Волк – беспокойная, испуганная, рвущаяся из зубов Волка.Развитие – тембровое.)
4. Разучивание песни Е. Крылатова из м/ф “Дед Мороз и лето”
а) Работа над кантиленой.
Показать движение мелодии ладонью, объяснить непонятные слова, разучить по фразам. Исполнить по куплету отдельно мальчикам и девочкам, потом вместе.
б) Распевание: Ми-и-и-и-я (трезвучие)
“Я шагаю…”
5. Итог:
ВСЁ ЛИ ВАМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ УДАВАЛОСЬ?
КТО БЫЛ АКТИВНЫМ?
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
ВЫХОД ИЗ КЛАССА ПОД “МАРШ” Т.ХРЕННИКОВА.