Цель урока: Найти в душе детей отклик на поставленные автором проблемы.
Задачи урока:
- Учить детей видеть динамику эмоций, размышлять над мотивами поступков персонажей, оценивать литературных героев, развивать способность сопереживать героям.
- Способствовать освоению идеи произведения.
- Воспитывать квалифицированного читателя, получая эстетическое наслаждение от общения с искусством.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Определение темы урока.
III. Чтение учителем произведения островками. Проверка усвоения понимания
1 часть
- Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
- Были ли у неё друзья?
- С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
2 часть
- Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
- О чем рассказала сорока?
- Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
- Какой характер был у елочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила, тихо прошептала, неуверенно возразила)
- Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
3 часть
О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент.
- Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человеку?
- Для чего срубают ёлки под новый год?
- Кто будет дома ставить живую ёлку на праздник?
- Что может случиться, если перед новым годом будут производить массовую вырубку ёлок?
- Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь и пр.)
- Что нужно сделать, чтобы росли елки?
- В этом году в Красноярском крае проходит акция – некоторые школы на пришкольном участке осенью посадили живые ели.
- Как вы думаете для чего?
4 часть
Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к ёлке)
С помощью эмоционального знака покажите настроение ёлочки в данный момент. Приложение 1.
- Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
- Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250—300, редко 500 лет, достигает высоты 20—50 м и в диаметре до 1 м.)
IV. Физминутка
V. Работа в группах по созданию диафильма. Приложение 2.
- Подумайте, для чего вы так сидите, и как мы с вами будем работать? (группами).
- Что мы сейчас с вами можем сделать, чтобы донести до наших знакомых и родственников о необходимости беречь ёлки?
- Внимательно прочитайте текст на карточках и выполните задание.
- Что будет делать I (II, III, IV) группа?