Урок окружающего мира "Наша маленькая планета Земля". По программе "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цели урока:

  • показать, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей;
  • учить самостоятельно выявлять проблемную ситуацию, выявлять пути её решения, отбирать информацию, необходимую для её решения.

Оборудование: учебник по окружающему миру «Наша планета Земля» 2 кл., ч. 2-я. А.А. Вахрушев.

Ход урока

Организационный момент.

(Перед входом в класс стоят 4 ученика, держа в руках полоски бумаги 4 цветов. Учащиеся входят в класс и выбирают себе 1 полоску)

РИСУНОК ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ НА СЛАЙДЕ 1

Ах, как часто, глядя в поднебесье,
Мы мечтаем покорить пространство.
И, как Маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.
Удивляться их могуществу, величью,
Раскрывать секрет небесной выси.
И, конечно же, ловить себя на мысли:
Им с Землею нашей не сравниться.

– Вот она какая наша планета Земля.

– Давайте вспомним, что мы знаем о ней!

Актуализация знаний и постановка проблемы.

На уроках мы с вами говорили об окружающей нас природе. Вспомните, что такое экосистема? (Экосистема – это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.)

Кто выполняет роль кормильцев в экосистеме? Почему? (Растения, так как умеют создавать органические вещества, из которых состоят все живые организмы.)

– Какая роль в экосистеме у животных? (Животные в экосистеме выполняют роль едоков.)

А кто является мусорщиками? (Мусорщики – это грибы, бактерии, некоторые насекомые)

Скажите, нужна ли в экосистеме помощь со стороны человека? (Экосистема может существовать как угодно долго без помощи человека)

Так какая она наша планета Земля? НАЗОВИТЕ ПО 1 ПРИЛАГ.

Планета наша большая или маленькая? Эту проблему мы и будем решать.

(доска Наша ___________ планета Земля.) 

Прием «Верные и неверные высказывания» Приложение 2.

Предлагаю заполнить таблицу «Верите ли вы, что…».

– Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения

№, п/п Верите ли вы? До чтения После чтения
1 Все, что нужно человеку, он получает из природы.    
2 Люди могут обойтись без природных экосистем.    
3 Человек научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе.    
4 На нашей (маленькой) (слово скрыто до вывода урока) планете всем хватит места, если каждый научится её беречь.    

– Настя,как ты ответила на 1 вопрос?

– А как ты, Валя, ответила на 1 вопрос?

– ПОСМОТРИТЕ ВОПРОС ОДИН, А ОТВЕТЫ РАЗНЫЕ. Почему? (надо выяснить и решить)

Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам посоветоваться с такими же специалистами по этому вопросу. Теперь попытаемся ответить на трудные вопросы, которые у нас были в таблице

Совместное открытие знаний (работа в группах).

У каждого из вас ЕСТЬ жетон, который вы выбрали, входя в класс.

– Объединитесь в "экспертные" группы по цвету карточек с вопросами

– За этот стол сядут специалисты по вопросу на красной, синей, зелёной, желтой карточке.

ПЕРЕХОД

– ВСПОМНИТЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. (СЛАЙД 2)

Сейчас вам предстоит работать с учебником, делая следующие пометки.

ВСПОМНИТЕ, ЧТО ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ. Слайд 3

«+» – если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«!» – если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» – если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

  • ПРИСТУПИТЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ:

1 ГРУППА

  1. Откройте учебник на странице 88.
  2. Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы на странице учебника.
  3. Сделайте вывод (работа с таблицей): Какие природные богатства используются при производстве данных предметов (соедини стрелками).
  4. Прочитайте вывод на странице учебника (нижний абзац). Сравните.

2 ГРУППА

  1. Откройте учебник на странице 90.
  2. Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы, прочитайте текс.
  3. Сделайте вывод:Смогут ли люди обойтись без природных экосистем?

Итак, человек осознаёт существование законов экосистемы, начинает понимать, что нарушение этих законов приводит к непоправимым последствиям. И 100 лет назад появляется наука экология. Что она изучает?

(Наука экология – это наука, которая изучает взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания)

3 ГРУППА.

  1. Откройте учебник на странице 91.
  2. Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы, прочитайте текс.
  3. Заполните диаграмму. (черный сектор обозначает отходы, которые оставили люди.
  4. Сделайте вывод: Научился ли человек жить не оставляя свои разрушительные следы в природе?

(Пока людей было мало, они просто переселялись на новое место. Но когда их стало больше, планета оказалась маленькой для совместного сосуществования человека и природы. Человек стал вмешиваться в жизнь экосистем. Природные экосистемы не справляются с отходами человека. Природа не умеет перерабатывать мусор.)

4 ГРУППА. Приложение 1.

  1. Рассмотрите рисунки.
  2. Сформулируйте правила бережного отношения к природе. 

Возможно, вы спросите : а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, что же станет с природой?

Сделайте вывод.

– Так какая наша планета Земля? ОТКРЫТЬ СЛОВО 2 РАЗА

Но ведь она на самом деле маленькая! Потому что даже на самых дальних необитаемых островах, где не обитают люди, оказывается, можно найти обрывки сетей, пластиковые бутылки и прочие следы «цивилизованной» жизни, которые выбрасывает океан

ПЕРЕХОД + ДОСКА

Самостоятельное применение знаний.

Как мы с вами можем помочь нашей маленькой планете? (в данное время) 

Конечно, забота о сохранении вымирающих видов важна, но она далека порой от нашей обычной жизни. Можно превосходно знать редкие виды живых организмов и в тоже время забывать регулярно выключать свет в пустой комнате или кран с водой в школьной столовой.

Ведь последнее существенно важнее, так как именно от выполнения всеми нами элементарных норм по сохранению ресурсов зависит будущее нашей планеты.

Работа в парах. Составьте и объясните правила бережного отношения к природе.

  • Вовремя выключенный свет – это экономия угля на электростанциях, а значит чистый воздух.
  • Закрытый кран поможет сохранению воды.
  • Отсортированный мусор легче перерабатывать. Из переработанного мусора можно сделать полезные вещи.
  • Посаженное дерево – это больше чистого воздуха.
  • Сохранить вымирающие виды животных и растений для будущих поколений. А для этого создавать государственные заповедники и заказники.

Прочитайте правила бережного отношения к природе.

– Где мы можем использовать эти правила?

ВЕРНЕМСЯ К 4 ВОПРОСУ 

Какой вывод сделали мы изучив новый материал7

– откройте учебник на стр.93. Прочитайте вывод в учебнике. Сравните.

Домашнее задание:

СТР. 93 ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ УЧЕБНИКА

  1. Толстые и тонкие вопросы: составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке.Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.
  2. Составить синквейн по правилам бережного отношения к природе.

Эпиграф:

Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая.

мультфильм «Твой мир» (файл Windows Media Video)

Итог урока.

– Что нового узнали?

– Где пригодятся эти знания?

– Оцените свою работу на уроке. (самооценка)