Цели урока:
- показать, что могущество человека стало так велико, что природа на Земле оказалась в опасности из-за действий людей;
- учить самостоятельно выявлять проблемную ситуацию, выявлять пути её решения, отбирать информацию, необходимую для её решения.
Оборудование: учебник по окружающему миру «Наша планета Земля» 2 кл., ч. 2-я. А.А. Вахрушев.
Ход урока
Организационный момент.
(Перед входом в класс стоят 4 ученика, держа в руках полоски бумаги 4 цветов. Учащиеся входят в класс и выбирают себе 1 полоску)
РИСУНОК ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ НА СЛАЙДЕ 1
Ах, как часто, глядя в поднебесье,
Мы мечтаем покорить пространство.
И, как Маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.
Удивляться их могуществу, величью,
Раскрывать секрет небесной выси.
И, конечно же, ловить себя на мысли:
Им с Землею нашей не сравниться.
– Вот она какая наша планета Земля.
– Давайте вспомним, что мы знаем о ней!
Актуализация знаний и постановка проблемы.
– На уроках мы с вами говорили об окружающей нас природе. Вспомните, что такое экосистема? (Экосистема – это содружество живой и неживой природы на Земле, в котором все обитатели чувствуют себя как дома. Всё в природе взаимосвязано, ничего не пропадает, используется всё; каждый организм выполняет свою роль.)
– Кто выполняет роль кормильцев в экосистеме? Почему? (Растения, так как умеют создавать органические вещества, из которых состоят все живые организмы.)
– Какая роль в экосистеме у животных? (Животные в экосистеме выполняют роль едоков.)
– А кто является мусорщиками? (Мусорщики – это грибы, бактерии, некоторые насекомые)
– Скажите, нужна ли в экосистеме помощь со стороны человека? (Экосистема может существовать как угодно долго без помощи человека)
– Так какая она наша планета Земля? НАЗОВИТЕ ПО 1 ПРИЛАГ.
– Планета наша большая или маленькая? Эту проблему мы и будем решать.
(доска Наша ___________ планета Земля.)
Прием «Верные и неверные высказывания» Приложение 2.
– Предлагаю заполнить таблицу «Верите ли вы, что…».
– Напоминаю: если вы верите, ставите знак «+», если нет «-» в графе до чтения
№, п/п | Верите ли вы? | До чтения | После чтения |
1 | Все, что нужно человеку, он получает из природы. | ||
2 | Люди могут обойтись без природных экосистем. | ||
3 | Человек научился жить не оставляя свои разрушительные следы в природе. | ||
4 | На нашей (маленькой) (слово скрыто до вывода урока) планете всем хватит места, если каждый научится её беречь. |
– Настя,как ты ответила на 1 вопрос?
– А как ты, Валя, ответила на 1 вопрос?
– ПОСМОТРИТЕ ВОПРОС ОДИН, А ОТВЕТЫ РАЗНЫЕ. Почему? (надо выяснить и решить)
– Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам посоветоваться с такими же специалистами по этому вопросу. Теперь попытаемся ответить на трудные вопросы, которые у нас были в таблице
Совместное открытие знаний (работа в группах).
У каждого из вас ЕСТЬ жетон, который вы выбрали, входя в класс.
– Объединитесь в "экспертные" группы по цвету карточек с вопросами
– За этот стол сядут специалисты по вопросу на красной, синей, зелёной, желтой карточке.
ПЕРЕХОД
– ВСПОМНИТЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ. (СЛАЙД 2)
– Сейчас вам предстоит работать с учебником, делая следующие пометки.
– ВСПОМНИТЕ, ЧТО ОНИ ОБОЗНАЧАЮТ. Слайд 3
«+» – если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
«!» – если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» – если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
- ПРИСТУПИТЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ:
1 ГРУППА
- Откройте учебник на странице 88.
- Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы на странице учебника.
- Сделайте вывод (работа с таблицей): Какие природные богатства используются при производстве данных предметов (соедини стрелками).
- Прочитайте вывод на странице учебника (нижний абзац). Сравните.
2 ГРУППА
- Откройте учебник на странице 90.
- Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы, прочитайте текс.
- Сделайте вывод:Смогут ли люди обойтись без природных экосистем?
– Итак, человек осознаёт существование законов экосистемы, начинает понимать, что нарушение этих законов приводит к непоправимым последствиям. И 100 лет назад появляется наука экология. Что она изучает?
(Наука экология – это наука, которая изучает взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания)
3 ГРУППА.
- Откройте учебник на странице 91.
- Рассмотрите рисунки, ответьте на вопросы, прочитайте текс.
- Заполните диаграмму. (черный сектор обозначает отходы, которые оставили люди.
- Сделайте вывод: Научился ли человек жить не оставляя свои разрушительные следы в природе?
(Пока людей было мало, они просто переселялись на новое место. Но когда их стало больше, планета оказалась маленькой для совместного сосуществования человека и природы. Человек стал вмешиваться в жизнь экосистем. Природные экосистемы не справляются с отходами человека. Природа не умеет перерабатывать мусор.)
4 ГРУППА. Приложение 1.
- Рассмотрите рисунки.
- Сформулируйте правила бережного отношения к природе.
Возможно, вы спросите : а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, что же станет с природой?
Сделайте вывод.
– Так какая наша планета Земля? ОТКРЫТЬ СЛОВО 2 РАЗА
Но ведь она на самом деле маленькая! Потому что даже на самых дальних необитаемых островах, где не обитают люди, оказывается, можно найти обрывки сетей, пластиковые бутылки и прочие следы «цивилизованной» жизни, которые выбрасывает океан
ПЕРЕХОД + ДОСКА
Самостоятельное применение знаний.
– Как мы с вами можем помочь нашей маленькой планете? (в данное время)
Конечно, забота о сохранении вымирающих видов важна, но она далека порой от нашей обычной жизни. Можно превосходно знать редкие виды живых организмов и в тоже время забывать регулярно выключать свет в пустой комнате или кран с водой в школьной столовой.
Ведь последнее существенно важнее, так как именно от выполнения всеми нами элементарных норм по сохранению ресурсов зависит будущее нашей планеты.
Работа в парах. Составьте и объясните правила бережного отношения к природе.
- Вовремя выключенный свет – это экономия угля на электростанциях, а значит чистый воздух.
- Закрытый кран поможет сохранению воды.
- Отсортированный мусор легче перерабатывать. Из переработанного мусора можно сделать полезные вещи.
- Посаженное дерево – это больше чистого воздуха.
- Сохранить вымирающие виды животных и растений для будущих поколений. А для этого создавать государственные заповедники и заказники.
– Прочитайте правила бережного отношения к природе.
– Где мы можем использовать эти правила?
ВЕРНЕМСЯ К 4 ВОПРОСУ
– Какой вывод сделали мы изучив новый материал7
– откройте учебник на стр.93. Прочитайте вывод в учебнике. Сравните.
Домашнее задание:
СТР. 93 ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ УЧЕБНИКА
- Толстые и тонкие вопросы: составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке.Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.
- Составить синквейн по правилам бережного отношения к природе.
Эпиграф:
Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю тоже нужно охранять,
Она как мы – такая же живая.
мультфильм «Твой мир» (файл Windows Media Video)
Итог урока.
– Что нового узнали?
– Где пригодятся эти знания?
– Оцените свою работу на уроке. (самооценка)