Социальная значимость проекта
Практически каждому человеку, применяющему компьютер в своей работе, приходится в той или иной мере использовать системы подготовки текстов. Поэтому неслучайно одним из ключевых компонентов освоения компьютерной грамотности является изучение текстовых редакторов.
Заканчивая изучение раздела "Текстовый процессор MS Word" возможно проведение деловой игры "Реальна ли социальная реклама здорового образа жизни в текстовом процессоре MS Word".
Деловая игра помогает не только преподавателю выявить уровень овладения студентами комплексом знаний и умений по этому разделу, но и студентам познакомиться с профессиональной ситуацией и отношениями, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Согласно ГОС и рабочей программы предмета "Информатика" после изучения темы:
Студент должен иметь представление:
- о видах текстовых редакторов;
- о способах запуска Word. Структуре документа, обновлении полей,
- формы, создания, редактирования форм; колонках.
Студент должен знать:
- назначение и возможности текстового процессора;
- смысл понятий параметры страницы, "редактирование", "форматирование" текстов;
- структура окна MS Word и назначение его основных элементов;
- порядок набора, редактирование, оформление документа;
- порядок подготовки принтера к работе и печать документа.
Студент должен уметь:
- загрузить текстовый процессор и завершить с ним работу;
- создавать, открывать и сохранять документы;
- вводить и редактировать текст;
- устанавливать параметры, выравнивание и межстрочные интервалы;
- выделять, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста;
- использовать различные шрифты, объект WordArt;
- использовать рисунки в тексте;
- выполнять предварительный просмотр документа перед печатью;
- печать документа.
Данный практико-ориентированный проект занятия проводится с целью углубления знаний по разделу информатики "Текстовый процессор MS Word. Основные операции с документами". Используя знания работы с текстовыми документами, такими как:
- создание нового документа;
- простейшие приемы правки, форматирования;
- вставка объектов, текстовые эффекты;
- разбивка текста на колонки;
- сохранение документа;
- вывод документа на печать;
- и информационные технологии,
- студенты создают информационную памятку "Пропаганда здорового образа жизни или профилактика вредных привычек".
Проблема создания информационной памятки, проблема публикации собственных трудов актуальна для самых разных профессий. Как подготовить оригинал - макет своего труда на персональном компьютере?
Цель создания памятки - помочь формированию и утверждению позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения, освоения навыков ЗОЖ, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Технология применения проекта
Тема: Создание социальной рекламы здорового образа жизни в текстовом процессоре MS Word.
Задачи и цели:
Дидактические:
- создание и редактирование текста;
- углубление знаний при оформлении текстовых документов.
Развивающие:
- стремление постоянного пополнения новыми знаниями;
- формирование грамотного оформления печатных документов;
- развитие социальной наблюдательности;
- совершенствование исследовательских и поисковых навыков;
- развитие навыков самостоятельной деятельности и познавательного интереса студентов;
- развитие навыков общения в коллективе, умение работать в группе;
- развитие коммуникативных творческих способностей студентов.
Воспитательные цели:
- осознание своей значимости в образовательном процессе;
- воспитание коллективизма, сотрудничества, дружбы, взаимопомощи;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Тип занятия: урок закрепления и отработки практических навыков.
Форма проведения: деловая игра.
Форма организации работы: индивидуальная, групповая.
Формы учебной деятельности:
- фронтальная беседа для активизации мыслительной деятельности студентов;
- взаимодействие и работа в малых группах;
- самоконтроль;
- демонстрация презентаций с целью активизации познавательной деятельности.
Форма контроля: фронтальный устный опрос, практическое занятие.
Интеграция учебной информации темы
(между предметами):
(внутри предмета):
Обеспечение занятия:
программное обеспечение: текстовый процессор MS Word.
наглядные пособия - таблицы, диаграммы, презентации;
дидактический материал - инструкции работы в текстовом редакторе на компьютере (бумажные носители); задания (в электронном варианте).
ТСО:
Компьютеры с локальной сетью; текстовый процессор MS Word; текстовые файлы, содержащие печатные материалы для памятки; раздаточный материал для групп; презентация "Социальная реклама"; образцы информационных памяток; принтер, мультимедийный проектор.
Литература:
Основная:
1. Фоменко А. М., Фоменко Л.В. Основы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие для учащихся профессиональных лицеев и училищ. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2001.
Дополнительная:
1. А. Алексеев, Г. Евсеев, В. Мураховский, С. Симонович. Новейший самоучитель работы на компьютере. - Москва: Изд-во "ДЕССКОМ", 2000.
2. Балабайченко Е.Е., Муштоватый И.Ф. Компьютер. Серия "Самоучитель". Ростов - н/ Д: "Феникс", 2003.
3. "Обучение для будущего" (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 4-е изд., испр. - М: Издательско - торговый дом "Русская редакция", 2004.
4. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей: Учеб. - методическое пособие / под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. (Здоровьесберегающая педагогика)
6. Профилактика подростковой наркомании: Наглядно - методическое пособие / С. Б. Белогуров,Ю. В. Климич.- 2-е изд., стериотип. - М.: "Планитариум", 2004.
7. Предупреждение табакокурения: Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова, - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
8. Предупреждение табакокурения: Методическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АПК и ПРО, 2003.
9. Детство без алкоголя. Профилактика детского и
подросткового алкоголизма: Наглядное -
методическое пособие/ В. Ю. Климович. - М.: Центр
"Планитариум", 2004.
10. Профилактика подростковой наркомании. Навыки
противостояния и сопротивления распространению
наркомании: Наглядно - методическое пособие / С. Б.
Белогуров, Ю. В. Климич.- 2-е изд., стериотип. - М.:
"Планитариум", 2004с.
11. Здоровье - счастье, красота. Д. Ю. Каримова. Казань. Татарское книжное издательство.
Структура практико-ориентированного проекта
Этапы | Время | Содержание | Формы и методы обучения |
1.Организационный этап (психологический настрой) |
1 |
Задача: создание благоприятного
психологического климата и подготовка студентов
к общению и предстоящему занятию. Условия
выполнения задачи: - быстрое включение группы в деловой ритм; |
Беседа |
2. Социальная значимость проекта (мотивация темы) |
2 | Сообщение темы, цели занятия, обоснование актуальности и необходимости знаний по данной теме. Постановка проблемы. | Рассказ преподавателя |
3. Этап проверки теоретического материала |
7 |
Проверка знаний по теме
"Текстовый процессор M.Word. Задача: - рецензирование ответов, направленное на выявление положительных и отрицательных сторон в ЗУН, и перспективы для усовершенствования приемов СРС. |
Фронтальный опрос |
4. Самостоятельная работа |
25 |
Практическая работа на
компьютере по созданию информационной памятки. По истечении 10 мин. работы на компьютере проводится физкультминутка (3 мин.) Практическая работа студентов сопровождается музыкальными композициями о здоровье. |
Деловая игра |
5. Завершающий этап (анализ и обобщение) | 10 | Подведение итогов (выявление положительных и отрицательных моментов работы студентов), выставление оценок. | Беседа |
Реализация проекта
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1.Организационный | - Приветствие - заявка на то, в каком
психологическом режиме, преподаватель поведет
урок; - определение отсутствующих; - проверка готовности к уроку; - подготовка классного помещения к уроку; - организация внимания. |
|
2. Мотивация темы. | После проверки готовности группы к занятию преподаватель демонстрирует презентацию "Социальная реклама" и сообщает, что сегодня проводиться заключительный урок по разделу "Основные операции в среде текстового процессора Microsoft Word" и его проблемный вопрос "Реальна ли социальная реклама в среде текстового процессора Microsoft Word?". Ставится цель: применить весь комплекс знаний и умений по основам работы с текстовыми документами в среде текстового процессора Microsoft Word, в решении этого вопроса. | |
3.Проверка теоретических знаний | Преподаватель проводит устный
фронтальный опрос и определяет уровень знания
теоретического материала. Предполагаемые вопросы: - Как устанавливаются параметры страницы и для чего? - Как сохранить набранный текст в виде файла? - Что такое форматирование абзацев, текста? - Как добавить текст к рисунку? - Как копировать рисунки, объекты? - Для чего необходим предварительный просмотр? - Какова последовательность действий, для формирования текста в виде колонок? - Какие виды сети, вы знаете? - Как работать по локальной сети? |
Студенты отвечают на вопросы |
4. Инструктирование по вводу в деловую
игру
Процесс игры. Раздаточный материал; текстовые файлы печатных материалов на рабочем столе компьютера; инструкции по работе в текстовом процессоре MS Word (бумажные носители); образцы информационных памяток |
Преподаватель излагает условия игры: Модель игры: Небольших два "Агентства рекламы здоровья", расширяющие круг своих возможностей, одной из которых является выпуск информационной памятки. Проблемная ситуация: Разработка модели информационной памятки и реализация её в среде текстового процессора M. Word. Сообщает, что подгруппа делится на микрогруппы по 5-6 человек. Группа получает пакет с заданиями, инструкциями, печатными материалами (текстовые файлы печатных материалов на рабочем столе компьютера); учётной карточкой группы; образцы памяток. Ведущим игры является преподаватель, контролирующий ход игры. Определяет время работы. Разъясняет критерии оценки знаний и умений студентов. Работа студентов, сопровождается музыкальными композициями. Преподаватель контролирует ход игры, корректирует действия студентов в группах, если они уходят от главной цели. Поддерживает студентов в группах для снятия излишней напряжённости. По истечении 10 минут работы студентов проводится физкультминутка. |
Подгруппа делится на микрогруппы по 5-6
человек. Получают пакеты с инструкциями, заданиями, печатными материалами, учётной карточкой группы, пожеланиями.
Выполняют задания: - распределяют роли и функции между студентами групп; - моделируют документ "Информационная памятка"; - готовятся к анализу и обобщению результатов групп. |
5. Анализ и обобщение результатов игры. | Преподаватель предлагает обсудить
результаты работы групп. Предполагаемые вопросы: - Соответствует ли полученный продукт замыслу? - Если вид документа не соответствует замыслу, что надо сделать? - Какие трудности испытывала группа в создании печатного издания? - Реальна ли социальная реклама в среде текстового процессора M. Word? Сопоставляет результаты работы групп, выделяя имевшиеся в игре достижения и недостатки. Подведение итога работы. Формулирует окончательный итог занятия, оценивая степень выполнения поставленной цели урока. Определяет основные навыки, которые будут полезны студентам в будущем. Сообщает, что трудности, возникшие при создании печатного издания, возможно, будут разрешены в новой издательской среде Microsoft Publisher, с которой предстоит дальнейшее знакомство. |
Защита каждой группой своих печатных
изданий. Осуществляют самооценку выполнения задания. Получают разъяснения по возникающим вопросам. Выставляют отметки в журнал каждому участнику деловой игры, согласно учетной карточки групп. |