Урок литературного чтения по теме "Вечные ценности в сказке С.Г. Козлова". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: понять идею сказки: красота не вечна, но она не исчезнет бесследно.

Задачи.

Развивающий аспект:

• развитие речи учащихся;

• формирование общеучебного умения осознанного, правильного и выразительного чтения;

• развитие умений анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.

Воспитательный аспект:

• урок нацелен на воспитание чувства прекрасного;

• пробуждение у детей потребности к рассуждению, размышлению над такими вечными понятиями, как дружба, добро и бескорыстие.

Познавательный аспект:

• обобщение читательского опыта школьников, подготовка их к пониманию особенностей характеров героев сказки;

• формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения, находить элементы сюжета;

• подвести детей к пониманию сложного лирико-философского смысла сказки.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” 4 класс 2 часть, ИКТ, презентация “Если меня совсем нет”.

1. Проверка домашнего задания.

Мы продолжим презентацию устного журнала “Поэт и природа”. Осень. (Cлайд 2)

(Выступает вторая группа ребят, выступления оцениваются)

- Поэт - дитя природы. (Cлайд 1). Он смотрит на мир особыми глазами: глазами ребёнка, художника, композитора. Он сердцем и душой влюблён в мир Природы. Он как волшебник может остановить мгновение… А вы можете?

2. Подготовка к восприятию произведения.

- Закройте глаза и на мгновение представьте, что будет, если тебя не будет на этом свете. Страшно? Тревожно?

А вы когда-нибудь задавали себе этот вопросов “Если меня совсем нет?”. (Cлайд 4)

а) Объявление цели урока.

Сегодня на уроке мы будем не только читателями, но и философами, и поразмыслим над этой фразой. Кого называют философами? (Консультанты объясняют значение слова.)

(Физминутка) (Cлайд 5)

- Отдохнём и вспомним героев мультфильма…

- Вы узнали героев? Назовите. (Слайд 15). Правильно: Медвежонок, Заяц, Ёжик.

По мотивам чьей сказки создан мультфильм? Назовите автора. (Cлайд 16)

Сергей Григорьевич Козлов талантливый поэт, писатель, сказочник.

Сказки С.Г.Козлова необычны. Зло, горе, смерть не проникают в его сказочный мир. Какие сказки С.Г. Козлова мы уже читали? (Cлайд 17)

3. Работа в группах. (Cлайд 18)

- Поработайте в группах: перечитайте его сказки, дайте характеристику главным героям. Сделайте вывод. (Оценивание работы)

Вывод. Его герои разные, но обладают удивительным даром: удивляться, восторгаться, замечать вокруг прекрасное.

4. Работа над содержанием произведения.

Как вы думаете: кто мог задуматься над этой фразой: если меня совсем нет, Медвежонок или Ёжик?

а) Первичное восприятие текста.

Давайте убедимся в этом. Прочитайте 1 абзац, представьте себе именно такую картину и прислушайтесь. (Слайд 19) (Звучит музыка, читают подготовленные дети)

Понравилось? Великолепно! Наши предположения подтвердились?

б) Самостоятельное чтение сказки.

Прочитайте самостоятельно сказку и ответьте на вопросы.

- Что происходит с Ёжиком?

- Какими переживаниями он пытается поделиться с Медвежонком?

в) Выборочное чтение.

- Прочитайте вопрос, который так взволновал Ёжика.

- Прочитайте, как отреагировал Медвежонок на слова Ёжика.

- Докажите, что Медвежонок не понимает Ёжика.

- Найдите в тексте главные слова Медвежонка.

г) Беседа по вопросам учебника. Работа в парах.

Поработайте в парах и ответьте на 3, 4, 5 вопросы учебника.

- Почему Медвежонок замолчал?

Вывод: он задумался над вопросом Ёжика и ему стало тревожно, страшно. А вдруг он останется один, без друга?

6. Обобщение.

а) Беседа.

- Что вас тронуло больше всего на уроке?

Смерть, одиночество… Мы живём и не думаем об этом, но чем больше мы думаем, тем больше начинаем ценить мир, который нас окружает.

Спросите себя: “А что останется, если меня нет?”

Красота недолговечна, но она не исчезает бесследно, потому что вечные ценности остаются всегда:

- Любовь, понимание, добро, красота и чудо Природы. (Слайд 20)

Я вижу свет и мир вокруг
Как прежде ярких красок полный.
Вхожу я в солнца светлый круг
И обнимаю мир бездонный.

Ольга Партала

Оцените свою работу на уроке. (Слайд 21)

б) Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке и написать сочинение “Сердцу дорогой мой человек”.