Цель: понять идею сказки: красота не вечна, но она не исчезнет бесследно.
Задачи.
Развивающий аспект:
• развитие речи учащихся;
• формирование общеучебного умения осознанного, правильного и выразительного чтения;
• развитие умений анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.
Воспитательный аспект:
• урок нацелен на воспитание чувства прекрасного;
• пробуждение у детей потребности к рассуждению, размышлению над такими вечными понятиями, как дружба, добро и бескорыстие.
Познавательный аспект:
• обобщение читательского опыта школьников, подготовка их к пониманию особенностей характеров героев сказки;
• формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения, находить элементы сюжета;
• подвести детей к пониманию сложного лирико-философского смысла сказки.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” 4 класс 2 часть, ИКТ, презентация “Если меня совсем нет”.
1. Проверка домашнего задания.
Мы продолжим презентацию устного журнала “Поэт и природа”. Осень. (Cлайд 2)
(Выступает вторая группа ребят, выступления оцениваются)
- Поэт - дитя природы. (Cлайд 1). Он смотрит на мир особыми глазами: глазами ребёнка, художника, композитора. Он сердцем и душой влюблён в мир Природы. Он как волшебник может остановить мгновение… А вы можете?
2. Подготовка к восприятию произведения.
- Закройте глаза и на мгновение представьте, что будет, если тебя не будет на этом свете. Страшно? Тревожно?
А вы когда-нибудь задавали себе этот вопросов “Если меня совсем нет?”. (Cлайд 4)
а) Объявление цели урока.
Сегодня на уроке мы будем не только читателями, но и философами, и поразмыслим над этой фразой. Кого называют философами? (Консультанты объясняют значение слова.)
(Физминутка) (Cлайд 5)
- Отдохнём и вспомним героев мультфильма…
- Вы узнали героев? Назовите. (Слайд 15). Правильно: Медвежонок, Заяц, Ёжик.
По мотивам чьей сказки создан мультфильм? Назовите автора. (Cлайд 16)
Сергей Григорьевич Козлов талантливый поэт, писатель, сказочник.
Сказки С.Г.Козлова необычны. Зло, горе, смерть не проникают в его сказочный мир. Какие сказки С.Г. Козлова мы уже читали? (Cлайд 17)
3. Работа в группах. (Cлайд 18)
- Поработайте в группах: перечитайте его сказки, дайте характеристику главным героям. Сделайте вывод. (Оценивание работы)
Вывод. Его герои разные, но обладают удивительным даром: удивляться, восторгаться, замечать вокруг прекрасное.
4. Работа над содержанием произведения.
Как вы думаете: кто мог задуматься над этой фразой: если меня совсем нет, Медвежонок или Ёжик?
а) Первичное восприятие текста.
Давайте убедимся в этом. Прочитайте 1 абзац, представьте себе именно такую картину и прислушайтесь. (Слайд 19) (Звучит музыка, читают подготовленные дети)
Понравилось? Великолепно! Наши предположения подтвердились?
б) Самостоятельное чтение сказки.
Прочитайте самостоятельно сказку и ответьте на вопросы.
- Что происходит с Ёжиком?
- Какими переживаниями он пытается поделиться с Медвежонком?
в) Выборочное чтение.
- Прочитайте вопрос, который так взволновал Ёжика.
- Прочитайте, как отреагировал Медвежонок на слова Ёжика.
- Докажите, что Медвежонок не понимает Ёжика.
- Найдите в тексте главные слова Медвежонка.
г) Беседа по вопросам учебника. Работа в парах.
Поработайте в парах и ответьте на 3, 4, 5 вопросы учебника.
- Почему Медвежонок замолчал?
Вывод: он задумался над вопросом Ёжика и ему стало тревожно, страшно. А вдруг он останется один, без друга?
6. Обобщение.
а) Беседа.
- Что вас тронуло больше всего на уроке?
Смерть, одиночество… Мы живём и не думаем об этом, но чем больше мы думаем, тем больше начинаем ценить мир, который нас окружает.
Спросите себя: “А что останется, если меня нет?”
Красота недолговечна, но она не исчезает бесследно, потому что вечные ценности остаются всегда:
- Любовь, понимание, добро, красота и чудо Природы. (Слайд 20)
Я вижу свет и мир вокруг
Как прежде ярких красок полный.
Вхожу я в солнца светлый круг
И обнимаю мир бездонный.
Ольга Партала
Оцените свою работу на уроке. (Слайд 21)
б) Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке и написать сочинение “Сердцу дорогой мой человек”.