Обобщающий урок по теме "Все ли я знаю о причастии?" 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: раздаточный материал в виде карточек, таблица, тексты для комплексного анализа, жетоны; Толковый словарь, ватман с рисунком елки для рефлексии.

Цели урока (через универсальные учебные действия):

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

– обогащение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
– развитие учебно-познавательного интереса к русскому языку;
– формирование способности самооценки своих действий;
– формирование чувства уверенности в своих силах.

– формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя;
– формирование четких и последовательных действий в процессе работы.

– формирование навыка работы с различными текстами источниками информации с целью отбора необходимого материала;
– формирование умения применения знаний теоретического материала на практике, умение делать выводы;
– формирование умений графически обозначать изученные орфограммы и причастный оборот в тексте.

– формирование умений совместного решения проблемы;
– формирование умений работать в группе, в паре; воспитывать уважительное отношение к мнению других;
– формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).

– обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся о причастии;
– формировать умения находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки;
– образовывать причастия от глаголов;
– отличать причастия от имён прилагательных,
– находить и правильно писать орфограммы в причастии;
– выделять запятыми причастный оборот;
– уметь использовать причастие в речи.

Класс разделён на 4 группы, которые в процессе урока соревнуются между собой. Каждая группа выбирает капитана, который предоставляет учителю итог работы своей группы.
Каждая группа за правильный ответ получает карточку-жетон «Елочную игрушку» разного цвета, ответ на «5» – красная игрушка, на «4» – зеленая, на «3» – желтая. В конце урока количество карточек подсчитывается, и на основании результата выставляются отметки за урок.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. Целеустановка

Учитель приветствует учащихся.

– Здравствуйте, ребята.

– Ребята, обратите внимание на то, как сформулирована тема урока, задайте этот вопрос себе.
– Какие вопросы по теме остались у вас?
На этом уроке есть возможность устранить все затруднения.

– Итак, давайте определим и сформулируем цели нашего урока?

– Работать мы будем в группах, разобьемся на 4 группы (по 5-6 человек). За правильный ответ группа получает жетон. Капитан группы следит за ходом работы, все учащиеся должны выступить на уроке. Какого цвета жетонов за ответы будет больше, такую оценку получают все участники группы.

2. Подготовка к обобщению понятий и правил

На доске эпиграф к уроку: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». (В. Даль)

Учитель читает эпиграф.

– Докажите верность высказывания В. Даля о причастии.

Задания для группы у вас на столе (Приложение 1)

Задание 1: Постановка учебной задачи

1 группа – выяснить по словарю Ожегова значение слова «причастный», подобрать к слову однокоренные слова.

 

2 группа – доказывает причастность к прилагательному;

3 группа – доказывает причастность к глаголу;

4 группа – обобщает, делает выводы и составляет опорную схему т.е. показывает умение выбрать главное из выше сказанного. (Таблица с пробелами 2 листа формата А4)

 

 

 

3. Углубленная работа по теме. Комплексный анализ текста

Задание 2: Постановка учебной задачи
– Повторение по теме у нас пройдет в форме комплексного анализа текста. Каждая группа проведет предложенные виды анализа текста.
– Внимательно прослушайте текст, предложенный вам для комплексного анализа. (Текст вывести на экран). Это отрывок из рассказа К.Г.Паустовского “Ильинский омут”.

Чтение учителем текста.

А теперь внимательно прочитайте задание для своей группы. Есть вопросы?
– Можете приступать к выполнению.
Работа рассчитана на 25-30 мин. урока

Выступление групп. Ответы могут дополняться ребятами из других групп.

4. Подведение итогов урока. Целеустановка на следующий урок

– Что нового вы узнали по теме урока?
– Что получилось на уроке, а что нет?
– Готовы ли вы к контрольной работе? Над чем предстоит еще поработать?

Сегодня на уроке вы работали все . Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять.
Какую оценку за урок вы себе поставите ?
Оценка учащимися выставляется по наличию жетонов определенного цвета.

5. Рефлексия

– Ребята, давайте нарядим нашу елочку , повесим на нее игрушки-жетоны, которые вы заработали. (На доске ватман с нарисованной елкой, игрушки приклеиваются). К встрече Нового года мы готовы!

6. Домашнее задание (на выбор учащихся):

1) Из рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника» выпишите 5 предложений с причастиями и причастными оборотами. Орфограммы обозначьте, причастный оборот выделите графически.

2) Подобрать 5 пословиц с причастиями и сделать их морфологический разбор.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

 

Читают тему урока.

Каждый учащийся называет свою проблему (затруднения у учащихся могут быть разными: по нахождению причастного оборота или по изученной орфограмме и т. д.)

Учащиеся формулируют цели урока:

– Повторить и закрепить полученные знания о причастии: повторить орфограммы, находить и выделять запятыми причастный оборот , употреблять в речи причастия.

 

Слушают учителя

 

 

 

 

Работают со словарем,подбирают однокоренные слова к слову причастие . (Причастие, причастность, причастный).
ПРИЧАСТНЫЙ – имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.

– Приводят пример и называют признаки прилагательного у причастий

– Приводят пример и называют признаки глагола у причастий

Признаки глагола

Признаки прилагательного

Вид
Время
Возвратность
Переходность
Имеет при себе зависимые слова (существительное или наречие)

Обозначает признак предмета (по действию)
Изменяются по числам, родам ,падежам
Имеет полную и краткую форму
Согласуется с именем существительным в числе, роде и падеже


 

Слушают текст.

Знакомятся со своим заданием. Задают вопросы ( если есть).

 

Работают в группах. После выполнения работы учащиеся выступают от группы (по одному от группы или несколько – решают сами). Жетоны учитель выдает после каждого ответа на вопрос.

 

Делаются выводы учащимися по уроку.

Оценивают свою работу на уроке

 

 

 

Приклеивают жетоны на ватман с елкой

 

 

Знакомятся с домашним заданием