Интегрированное занятие по развитию речи с элементами музыкально-театрализованной деятельности на тему "Я б в строители пошел – пусть меня научат"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

  1. Продолжать формировать умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми. Продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
  2. Развивать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Развивать внимание, память и логическое мышление детей. Довести до сознания детей, что строитель – одна из самых важных профессий на земле.
  3. Пробудить интерес к профессиональной деятельности: чувство восхищения от совершенства рукотворных объектов. Воспитывать словесную вежливость в процессе общения между сверстниками.
  4. Совершенствовать всестороннее развитие музыкальных, артистических способностей детей средствами интеграции различных видов деятельности, закреплять умение передавать настроение, характер музыки, сказочного персонажа с помощью пластики своего тела, интонационной речи, пения.
  5. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания персонажа. Используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
  6. Воспитывать отрицательное отношение к лени, расширять представления о профессии строителя средствами музыкально – театрализованной деятельност

Предварительная работа

  • Экскурсия на стройку
  • Рассматривание иллюстраций о стройке
  • Беседы о людях разных профессий
  • Приглашение для бесед с детьми людей строительных профессий: Китаева В.А., Худайберганова И.В., Муртазина Ф.Ф., Ибраева А.Р., Давлетшину В.И., Вечкитова А.А., Бегтяшеву З.В.
  • Чтение сказки “Морозко”, произведений С. Баруздина “Кто построил этот дом”, “Каменщик, плотник, маляр”; С. Михалкова “Дело было вечером”.
  • Заучивание стихотворения “Мы строители!”
  • Рисование на тему “Кем быть?”, оформление выставки.

Предварительная работа

  1. Знакомство детей с содержанием музыкальной сказки на либретто и музыку О. Чекановой по мотивам ознакомленной сказки В. Коростылева “Вовка в тридевятом царстве”
  2. Беседа по содержанию сказки; определение персонажей, их отличительных черт характера, определение исполнителей ролей.
  3. Разучивание индивидуальных песен, танцев, определенных содержанием музыкальной сказки.
  4. Проведение творческих этюдов, музыкальных упражнений на развитие пластической выразительности движений, воображения, интонационной выразительности – на музыкальных занятиях, на занятиях кружка театрализованной деятельностью, во время индивидуальной работы с детьми, во время утреннего, вечернего досуга.
  5. Изготовление атрибутов, подготовка костюмов, оформление центральной стены и музыкального зала к проведению занятия.

Словарная работа.

Активизировать в речи детей следующие слова:

строитель каменщик
сантехник архитектор
плиточник крановщик
маляр стекольщик
плотник  

Ввести в активный словарь детей новые слова:

архитектор – дизайнер
кровельщик
слесарь
штукатур

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Сегодня мы продолжим разговор о профессиях.

Каждый взрослый человек где-то и кем-то работает, но сначала он выбирает профессию, которая ему по  душе. Например, профессию строителя.

Воспитатель: Какие строительные профессии вы знаете?

(Ответы детей)

Стук в дверь. Заходят 2й воспитатель с “сыном”  Вовочкой.

Воспитатель: Мы с Вовочкой просим прощенья за опоздание.

Любит Вовочка поспать, полежать. Здоровье бережет.

Воспитатель: Очень жаль, что вы опоздали. Мы с ребятами говорили о профессиях строителей. Но вы можете прочитать об этом вот в этой книге.

Воспитатель: Что ж, сыночек, давай постарайся, не отстань от ребят! (уходит). Вовочка в это время сидя “засыпает”.

Воспитатель:

Ох ты, Вовка, хватит спать,
Нужно книжку почитать!
О профессиях строителей
Побольше разузнать.

Вовочка:

Я про них и так все знаю,
Лучше сказки почитаю.

(Открывает книгу сказок)

Нет! Картинки посмотрю,
Плохо я читать могу,
А картинки разберу!

(На мольберт прикрепляются иллюстрации с царем, красящим забор). Входит царь с ведром и малярной кистью. Изображает, что красит забор. Поет “Песню царя” сл. И муз. О. Чекановой.

Вовочка:

Вот так царь!
Заборы красит……..
Нет другого дела разве?
Знай, сиди себе на троне
В пышном платье и короне!
Вот когда б я стал царем
Все б мне было нипочем!

Царь:

Ты хоть молод, но ленив,
Да к тому же и болтлив.
Был бы ты уже большой
Сразу голову долой!
Слуги! Эй! Ко мне ступайте
И указ мой почитайте!

Слуги: (два мальчика с топорами)

1. Кто не трудиться, а ест –
для того не место здесь!

2. Всех бездельников ленивых,
Нерадивых и болтливых
Прогонять из царства вон!

Царь: Вот вам царский мой закон!

Вовочка: Подумаешь, пойду в другую сказку!

Царь: А в другую сказку ты попадешь, если ответишь мне на  вопрос “Какую профессию строителя я освоил, пока пока красил забор?”

(Если Вовочка затрудняется, воспитатель предлагает детям помочь ему). Ответ – профессию маляра.

Царь:

Что же, Вовочка, ступай
Но на всякий случай знай –
Должен ты как все трудиться.
Чтоб совсем не облениться.

(Царь уходит)

Вовочка: переворачивает страницу “Сказок”. (На мольберт выставляется рисунок – бабка у разбитого корыта из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина)

Здравствуй, бабка!
Что сидишь?
В море синее глядишь?

Бабка:

Здравствуй, милый человек
Вот сижу который век.
Время дом мой развалило
Да растрескалось корыто,
От меня удрал старик
После фокусов моих!
Очень много я желала,
От того и пострадала!

Вовочка:

Вот придумала проблему
Мы сейчас поправим дело.
Где тут рыбка золотая,
Что желанья исполняет?

Танец “Морские волны и Золотая рыбка” муз. О. Чекановой

Рыбка:

Это кто же тут такой
Раскомандовался мной?
Не закинул невод в воду,
А награды хочешь, лодырь?
Ты попробуй дом построить,
Да корыто починить,
Вот тогда тебя, быть может,
Захочу я наградить.

Вовочка: Как же я построю дом? (плачет)

Рыбка:

Да-а, с трудом ты не знаком.
Но не плачь! Тебе, мой свет,
Так и быть, я дам совет.
Отправляйся к Василисам –
На все руки мастерицам.

Вовочка открывает следующую страницу. На мольберт выставляется рисунок. Из-за ширмы появляются 6 “Василис”, они исполняют “Русский танец” под музыку русской народной песни “Я вечор в саду младешенька гуляла”

Василиса 1:

Василисы мы, сестрицы,
На все руки мастерицы.
Если спросит кто совет,
Мы такой дадим ответ:
“Только тот живет не тужит,
Кто с наукой крепко дружит”.

Василиса 2:

Без нее никак нельзя –
Мы с наукою – друзья!

Вовочка:

Ох, и вы все про науку
Да наука – просто скука!

Василиса 3:

Что ж тебе, касатик надо?
Мы помочь любому рады!

Вовочка:

Мне два-три волшебных слова
Чтоб сказать – и все готово!

Василиса 4:

Нам понятен твой заказ.
Все получишь – сей же час!
Крикнешь: “Двое из ларца!
Одинаковых с лица!”
Дашь ты им любой приказ –
Все исполнят сей же час!

Вовочка:

Ну-ка двое из ларца
Одинаковых с лица,
Поскорее вылезайте,
Да хозяина встречайте!

Появляются двое из ларца. Под русской народной мелодией “Из под дуба” они выполняют несколько танцев, движений в центре зала, а Василисы выстраиваются полукругом сзади. Все вместе исполняют “Песню братьев” муз. И сл. О. Чекановой.

Вовочка:

Ну и ну!
Так вы за меня и есть, и пить, и спать будете?
Ну, нет! Лучше пусть Василисы меня научат, как построить дом.

Воспитатель: Садись, Вовочка, на стульчик вместе со всеми ребятами! Я знаю, как научить тебя строить дом. Мне помогут в этом все ребята. Согласны? Я  предлагаю вам отгадать кроссворд, в котором,  зашифрованы профессии строителей. (К разгадке кроссворда привлекается и Вовочка). Если вы  угадаете строительные профессии по горизонтали, то по вертикали мы получим слово, объединяющее их.

см. Приложение №1.

Молодцы ребята!

Воспитатель: А сейчас хотите поиграть?

Игра “Подбери атрибуты и инструменты к   строительным профессиям”.

Карточки прикрепляются на мольберт, а дети подбирают к ним соответствующие картинки.

Воспитатель: Ну, что Вовочка, теперь ты сможешь дом построить для бабушки из “Сказки о рыбаке и рыбке”?

Вовочка: И все же ей придется подождать, пока я подрасту и все науки одолею.

Воспитатель: Ну ничего, ты не расстраивайся. Пока ей помогут “двое из ларца – одинаковых с лица”, они на все руки мастера. Да и Даша нам подскажет, как построить новый дом.

Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи,
Железо,
Краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.

Воспитатель: Ребята, я думаю вы поняли, что для того, чтобы овладеть какой-то профессией, надо многому научиться и многое об этой профессии узнать. Труд строителей очень важен: они строят новые  дома, заводы, детские сады, школы и много – много разных зданий. Хорошие строители – умельцы пользовались в народе доброй славой. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили:  “Мастер на все руки”, “Мастер – золотые руки”, “Есть терпенье – будет и уменье”. А любуясь ладно выполненной работой, говорим так: “Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго  мастерства”.

А вы, ребята, знаете какие-нибудь пословицы или   поговорки о труде?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, наше занятие окончено.

Попрощайтесь с гостями.

Приложение 1