Программное содержание
- Продолжать формировать умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми. Продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.
- Развивать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Развивать внимание, память и логическое мышление детей. Довести до сознания детей, что строитель – одна из самых важных профессий на земле.
- Пробудить интерес к профессиональной деятельности: чувство восхищения от совершенства рукотворных объектов. Воспитывать словесную вежливость в процессе общения между сверстниками.
- Совершенствовать всестороннее развитие музыкальных, артистических способностей детей средствами интеграции различных видов деятельности, закреплять умение передавать настроение, характер музыки, сказочного персонажа с помощью пластики своего тела, интонационной речи, пения.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания персонажа. Используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
- Воспитывать отрицательное отношение к лени, расширять представления о профессии строителя средствами музыкально – театрализованной деятельност
Предварительная работа
- Экскурсия на стройку
- Рассматривание иллюстраций о стройке
- Беседы о людях разных профессий
- Приглашение для бесед с детьми людей строительных профессий: Китаева В.А., Худайберганова И.В., Муртазина Ф.Ф., Ибраева А.Р., Давлетшину В.И., Вечкитова А.А., Бегтяшеву З.В.
- Чтение сказки “Морозко”, произведений С. Баруздина “Кто построил этот дом”, “Каменщик, плотник, маляр”; С. Михалкова “Дело было вечером”.
- Заучивание стихотворения “Мы строители!”
- Рисование на тему “Кем быть?”, оформление выставки.
Предварительная работа
- Знакомство детей с содержанием музыкальной сказки на либретто и музыку О. Чекановой по мотивам ознакомленной сказки В. Коростылева “Вовка в тридевятом царстве”
- Беседа по содержанию сказки; определение персонажей, их отличительных черт характера, определение исполнителей ролей.
- Разучивание индивидуальных песен, танцев, определенных содержанием музыкальной сказки.
- Проведение творческих этюдов, музыкальных упражнений на развитие пластической выразительности движений, воображения, интонационной выразительности – на музыкальных занятиях, на занятиях кружка театрализованной деятельностью, во время индивидуальной работы с детьми, во время утреннего, вечернего досуга.
- Изготовление атрибутов, подготовка костюмов, оформление центральной стены и музыкального зала к проведению занятия.
Словарная работа.
Активизировать в речи детей следующие слова:
строитель | каменщик |
сантехник | архитектор |
плиточник | крановщик |
маляр | стекольщик |
плотник |
Ввести в активный словарь детей новые слова:
архитектор – дизайнер
кровельщик
слесарь
штукатур
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Сегодня мы продолжим разговор о профессиях.
Каждый взрослый человек где-то и кем-то работает, но сначала он выбирает профессию, которая ему по душе. Например, профессию строителя.
Воспитатель: Какие строительные профессии вы знаете?
(Ответы детей)
Стук в дверь. Заходят 2й воспитатель с “сыном” Вовочкой.
Воспитатель: Мы с Вовочкой просим прощенья за опоздание.
Любит Вовочка поспать, полежать. Здоровье бережет.
Воспитатель: Очень жаль, что вы опоздали. Мы с ребятами говорили о профессиях строителей. Но вы можете прочитать об этом вот в этой книге.
Воспитатель: Что ж, сыночек, давай постарайся, не отстань от ребят! (уходит). Вовочка в это время сидя “засыпает”.
Воспитатель:
Ох ты, Вовка, хватит спать,
Нужно книжку почитать!
О профессиях строителей
Побольше разузнать.
Вовочка:
Я про них и так все знаю,
Лучше сказки почитаю.
(Открывает книгу сказок)
Нет! Картинки посмотрю,
Плохо я читать могу,
А картинки разберу!
(На мольберт прикрепляются иллюстрации с царем, красящим забор). Входит царь с ведром и малярной кистью. Изображает, что красит забор. Поет “Песню царя” сл. И муз. О. Чекановой.
Вовочка:
Вот так царь!
Заборы красит……..
Нет другого дела разве?
Знай, сиди себе на троне
В пышном платье и короне!
Вот когда б я стал царем
Все б мне было нипочем!
Царь:
Ты хоть молод, но ленив,
Да к тому же и болтлив.
Был бы ты уже большой
Сразу голову долой!
Слуги! Эй! Ко мне ступайте
И указ мой почитайте!
Слуги: (два мальчика с топорами)
1. Кто не трудиться, а ест –
для того не место здесь!2. Всех бездельников ленивых,
Нерадивых и болтливых
Прогонять из царства вон!
Царь: Вот вам царский мой закон!
Вовочка: Подумаешь, пойду в другую сказку!
Царь: А в другую сказку ты попадешь, если ответишь мне на вопрос “Какую профессию строителя я освоил, пока пока красил забор?”
(Если Вовочка затрудняется, воспитатель предлагает детям помочь ему). Ответ – профессию маляра.
Царь:
Что же, Вовочка, ступай
Но на всякий случай знай –
Должен ты как все трудиться.
Чтоб совсем не облениться.
(Царь уходит)
Вовочка: переворачивает страницу “Сказок”. (На мольберт выставляется рисунок – бабка у разбитого корыта из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина)
Здравствуй, бабка!
Что сидишь?
В море синее глядишь?
Бабка:
Здравствуй, милый человек
Вот сижу который век.
Время дом мой развалило
Да растрескалось корыто,
От меня удрал старик
После фокусов моих!
Очень много я желала,
От того и пострадала!
Вовочка:
Вот придумала проблему
Мы сейчас поправим дело.
Где тут рыбка золотая,
Что желанья исполняет?
Танец “Морские волны и Золотая рыбка” муз. О. Чекановой
Рыбка:
Это кто же тут такой
Раскомандовался мной?
Не закинул невод в воду,
А награды хочешь, лодырь?
Ты попробуй дом построить,
Да корыто починить,
Вот тогда тебя, быть может,
Захочу я наградить.
Вовочка: Как же я построю дом? (плачет)
Рыбка:
Да-а, с трудом ты не знаком.
Но не плачь! Тебе, мой свет,
Так и быть, я дам совет.
Отправляйся к Василисам –
На все руки мастерицам.
Вовочка открывает следующую страницу. На мольберт выставляется рисунок. Из-за ширмы появляются 6 “Василис”, они исполняют “Русский танец” под музыку русской народной песни “Я вечор в саду младешенька гуляла”
Василиса 1:
Василисы мы, сестрицы,
На все руки мастерицы.
Если спросит кто совет,
Мы такой дадим ответ:
“Только тот живет не тужит,
Кто с наукой крепко дружит”.
Василиса 2:
Без нее никак нельзя –
Мы с наукою – друзья!
Вовочка:
Ох, и вы все про науку
Да наука – просто скука!
Василиса 3:
Что ж тебе, касатик надо?
Мы помочь любому рады!
Вовочка:
Мне два-три волшебных слова
Чтоб сказать – и все готово!
Василиса 4:
Нам понятен твой заказ.
Все получишь – сей же час!
Крикнешь: “Двое из ларца!
Одинаковых с лица!”
Дашь ты им любой приказ –
Все исполнят сей же час!
Вовочка:
Ну-ка двое из ларца
Одинаковых с лица,
Поскорее вылезайте,
Да хозяина встречайте!
Появляются двое из ларца. Под русской народной мелодией “Из под дуба” они выполняют несколько танцев, движений в центре зала, а Василисы выстраиваются полукругом сзади. Все вместе исполняют “Песню братьев” муз. И сл. О. Чекановой.
Вовочка:
Ну и ну!
Так вы за меня и есть, и пить, и спать будете?
Ну, нет! Лучше пусть Василисы меня научат, как
построить дом.
Воспитатель: Садись, Вовочка, на стульчик вместе со всеми ребятами! Я знаю, как научить тебя строить дом. Мне помогут в этом все ребята. Согласны? Я предлагаю вам отгадать кроссворд, в котором, зашифрованы профессии строителей. (К разгадке кроссворда привлекается и Вовочка). Если вы угадаете строительные профессии по горизонтали, то по вертикали мы получим слово, объединяющее их.
см. Приложение №1.
Молодцы ребята!
Воспитатель: А сейчас хотите поиграть?
Игра “Подбери атрибуты и инструменты к строительным профессиям”.
Карточки прикрепляются на мольберт, а дети подбирают к ним соответствующие картинки.
Воспитатель: Ну, что Вовочка, теперь ты сможешь дом построить для бабушки из “Сказки о рыбаке и рыбке”?
Вовочка: И все же ей придется подождать, пока я подрасту и все науки одолею.
Воспитатель: Ну ничего, ты не расстраивайся. Пока ей помогут “двое из ларца – одинаковых с лица”, они на все руки мастера. Да и Даша нам подскажет, как построить новый дом.
Чтобы дом построить новый,
Запасают тес дубовый,
Кирпичи,
Железо,
Краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
Воспитатель: Ребята, я думаю вы поняли, что для того, чтобы овладеть какой-то профессией, надо многому научиться и многое об этой профессии узнать. Труд строителей очень важен: они строят новые дома, заводы, детские сады, школы и много – много разных зданий. Хорошие строители – умельцы пользовались в народе доброй славой. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: “Мастер на все руки”, “Мастер – золотые руки”, “Есть терпенье – будет и уменье”. А любуясь ладно выполненной работой, говорим так: “Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства”.
А вы, ребята, знаете какие-нибудь пословицы или поговорки о труде?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, наше занятие окончено.
Попрощайтесь с гостями.