Программное содержание
- Закреплять навыки счёта в прямом и обратном порядке, в пределах 10.
- Закреплять представление детей о том, что результат счёта – число не зависит от размера предметов.
- Упражнять в сравнении рядом стоящих чисел.
- Углублять знания о геометрических фигурах.
- Упражнять в порядковом счёте.
- С помощью задач-головоломок развивать у детей сообразительность, память, мышление, активность.
- Воспитывать внимание, умение выслушивать, оценивать его ответ, чувство коллективизма, дружбу.
Предшествующая работа
Знают счёт в пределах 10, количественный и
порядковый счёт, знакомы с составом чисел из
единиц, умеют сравнивать числа: больше, меньше,
равно.
Знакомы с геометрическими фигурами, могут
видоизменять их. Знают дни недели и времена года,
их последовательность. Знакомы со знаками +, – , =
и цифрами в пред.10.
Подготовка воспитателя
- Выяснила предшествующую работу, уровень навыков счетной деятельности.
- Подготовила материал, продумала ход занятия, приемы.
- Проанализировала литературу:
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения.»
- «Подготовительная к школе группа.»
- Журналы «Д/воспитания» за 1989г №5,6.
Демонстрационный материал:
Герои: Карандаш, Самоделкин, Незнайка.
Плакаты с геометрическими фигурами, плакаты с
точками, 2 цветка с лепестками, цифры,
геометрические фигуры, флажки, предметы
геометрической формы и 4 стульчика с наклеенными
на них геометрическими фигурами, звездочки.
Раздаточный материал: счетные палочки, геометрические фигуры, цифры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Дети, сегодня у нас в гостях Самоделкин и
Карандаш. Они зовут нас с собой
путешествовать по стране «Математика». Для этого
нужно разделиться на две команды. Самоделькин
хочет путешествовать с командой «Солнышко», а
Карандаш – с командой «Ветерок».
– Итак, ваша команда будет называться «Солнышко»
– с кем вы будете путешествовать? (С
Самоделкиным). А ваша – «Ветерок», с кем вы
отправитесь в путь? (С Карандашом)
(Прикрепляю на доску героев).
– А вот на чём вы отправитесь в путь, сейчас
узнаете, если выполните задание. Чья команда
первой справится с заданием, та первой и
отправится в путь, страну «Математика».
Надо соединить точки прямыми линиями в порядке
следования цифр (из каждой команды выходят по
одному ребенку и выполняют задание). Чья же
команда первой отправится в полёт? (Солнышко).
Команде «Ветерок» тоже приготовиться к полёту.
– У нас с вами будут посадки на небольших
планетах, где живут инопланетяне, которые любят
загадки загадывать и задавать вопросы.
– Чья команда лучше и быстрее будет отвечать на
вопросы, та команда наберет и первой возвратится
на Землю.
На доске прикреплены серединки 2-х цветов – желтая и оранжевая. По одной для каждой команды. За каждый правильный ответ команда получает по 1 лепестку. В конце полёта у каждой команды должен получиться цветок. Команда, у которой окажется цветок с большим количеством лепестков, вырывает.
– Итак космонавты приняли удобные позы. Полетели. (Звучит музыка).
– Первая наша посадка на планете «Загадка». Вот послушайте:
Танцует крошка,
А всего одна ножка. (Юла)2 братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза)На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу,
На мне ты станешь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять. (Стул)Две сестрички, две плетенки
Из овечьей шубки тонкой.
Как гулять их надевать
Чтоб не мерзли 5 да 5. (Варежки)Что такое перед нами
Две оглобли за ушами
На глазах – по колесу
И сиделка на носу. (Очки)На клумбе голубой
Бубенчик золотой
По утрам расцветает,
Свет и жар излучает. (Солнце)
– Загадки вы умеете разгадывать, молодцы. (Команды получают по 1 лепестку.) Теперь летим дальше.
– Следующая посадка на планете «Счёт».
Но что-то ракеты не могу подняться,
Ребята, нам нужно всем посчитаться.
Первая команда считается по-порядку:
– Сколько человек в вашей команде? (Начинать счет со слова «первый»)
Вторая команда считается обратно:
– Сколько человек в вашей команде. (Например – «десятый…»)
Отмечаю, кто лучше считается тому лепесток прикрепляю к серединке. Вручаю лепестки. Поощряю детей
– Прилетели, вот и планета «Счёт».
Звездочки ярко сверкают, пылают
И всем задачки решить предлагают
1. На полянке у реки
Жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать. (4).2. На полянке у дубка
Крот увидел 2 грибка.
А подальше у сосны
Он нашел ещё один.
Ну-ка, кто считать готов.
Сколько крот нашел грибов. (3).3. Все ли здесь цыплятки-деки.
Надо сосчитать наседке.
Шесть-на грядках
Три – во ржи
Сколько их всего скажи! (9).4. В снег упал Сережа,
А за ним Алёша,
А за ним Маринка
А за ней Иринка
А потом Игнат
Сколько на снегу ребят. (5).
Каждой команде предлагаю отгадать по 3 задачи. Оцениваю ответы детей и прикрепляю лепестки.
– Молодцы. Задачи решать вы умеете, а вот вопросы отвечать как будите, сейчас узнаем.
1. Сколько солнышек на небе?
2. Сколько глаз у совы?
3. Сколько пальцев у 2-х перчаток?
4. Сколько в пяточке ножек?
5. Сколько ушей у двух мышей?
6. Сколько ног у 2-х котов?
– Скажите, какая команда лучше и быстрее отвечала?
– А сейчас 1 вопрос для команды «Ветерок» и 1 для «Солнышко»
1. Как надо считать предметы? (Без пропусков).
2. Можно ли взять одинаковые количество предметов, если один из них большие, а другие маленькие?
– С этим заданием вы справились хорошо, каждая команда получает по лепестку.
Перед следующим полетом физкультминутка (под музыку)
– Впереди нас ждет планета «Геометрические фигуры». На неё мы попадём, если выполним следующие задание.
1. Сколько здесь фигур и какие? (4 треугольника и 1 квадрат)
2. Сколько надо взять палочек, чтобы выложить пятиконечную звезду (10)
– Молодцы! (Обе команды взлетают вместе).
– Следующей планетой, на которой мы
приземлимся будет «Незнайка».
Для вас он приготовил цифры и разложил в порядке
следования. Как вы думаете, все цифры он разложил,
может быть, какие-нибудь потерял? Кто догадался?
Найдите у себя в наборе эти цифры и положите на
стол. Кто первым нашел, поднимите руку.
(1…3…5…7…8…10).
– Сколько цифр потерял Незнайка? (4).
Назовите их.
– За это задание команда «Солнышко» получали
лепесток.
– А сейчас нужно будет помочь Незнайке найти
ошибки в письме:
Летом я иду кататься на лыжах и коньках. Одеваю теплую куртку и валенки. Ещё летом бывает Новый год. Ребята наряжают елку, к ним приходит Дед мороз и Снегурочка.
– Какие ошибки он допустил? (Летом – зима).
– Правильно. Вы получаете лепесток.
– А теперь немного поиграем игра «Кто быстрее перенесёт предметы разной формы».
На столах предметы разной формы, а на стульях, которые на другой стороне нарисованы (треугольник, квадрат, круг, овал). Воспитатель говорит какую фигуру принести. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, та команда и выиграет. Победившей команде вручаю лепесток.
– А теперь посчитаем лепестки у команды «Солнышко» и у команды «Ветерок». У какой команды больше лепестков? Эта команда первой полетит на Землю.
– Вот мы снова на Земле, в нашем детском саду. Карандаш и Самоделкин остались довольны полетом, им было приятно с вами путешествовать.