Путешествие в страну математики

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание

  • Закреплять навыки счёта в прямом и обратном порядке, в пределах 10.
  • Закреплять представление детей о том, что результат счёта – число не зависит от размера предметов.
  • Упражнять в сравнении рядом стоящих чисел.
  • Углублять знания о геометрических фигурах.
  • Упражнять в порядковом счёте.
  • С помощью задач-головоломок развивать у детей сообразительность, память, мышление, активность.
  • Воспитывать внимание, умение выслушивать, оценивать его ответ, чувство коллективизма, дружбу.

Предшествующая работа

Знают счёт в пределах 10, количественный и порядковый счёт, знакомы с составом чисел из единиц, умеют сравнивать числа: больше, меньше, равно.
Знакомы с геометрическими фигурами, могут видоизменять их. Знают дни недели и времена года, их последовательность. Знакомы со знаками +, – , = и цифрами в пред.10.

Подготовка воспитателя

  1. Выяснила предшествующую работу, уровень навыков счетной деятельности.
  2. Подготовила материал, продумала ход занятия, приемы.
  3. Проанализировала  литературу:
  • Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения.»
  • «Подготовительная к школе группа.»
  • Журналы «Д/воспитания» за 1989г №5,6.

Демонстрационный материал:

Герои: Карандаш, Самоделкин, Незнайка.
Плакаты с геометрическими фигурами, плакаты с точками, 2 цветка с лепестками, цифры, геометрические фигуры, флажки, предметы геометрической формы и 4 стульчика с наклеенными на них геометрическими фигурами, звездочки.

Раздаточный материал: счетные палочки, геометрические фигуры, цифры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Дети, сегодня у нас в гостях Самоделкин и Карандаш. Они зовут  нас с собой путешествовать по стране «Математика». Для этого нужно разделиться на две команды. Самоделькин хочет путешествовать с командой «Солнышко», а Карандаш – с командой «Ветерок».
– Итак, ваша команда будет называться «Солнышко» – с кем вы будете путешествовать? (С Самоделкиным).  А ваша – «Ветерок», с кем вы отправитесь в путь? (С Карандашом)

(Прикрепляю на доску героев).

– А вот на чём вы отправитесь в путь, сейчас узнаете, если выполните задание. Чья команда первой справится с заданием, та первой и отправится в путь, страну «Математика».
Надо соединить точки прямыми линиями в порядке следования цифр (из каждой команды выходят по одному ребенку и выполняют задание). Чья же команда первой отправится в полёт? (Солнышко). Команде «Ветерок» тоже приготовиться к полёту.
– У нас с вами будут посадки на небольших планетах, где живут инопланетяне, которые любят загадки загадывать и задавать вопросы.
– Чья команда лучше и быстрее будет отвечать на вопросы, та команда наберет и первой возвратится на Землю.

На доске прикреплены серединки 2-х цветов – желтая и оранжевая. По одной для каждой команды. За каждый правильный ответ команда получает по 1 лепестку. В конце полёта у каждой команды должен получиться цветок. Команда, у которой окажется цветок с большим количеством лепестков, вырывает.

– Итак космонавты приняли удобные позы. Полетели. (Звучит музыка).

– Первая наша посадка на планете «Загадка». Вот послушайте:

Танцует крошка,
А всего одна ножка.  (Юла)

2 братца через дорогу живут,
А друг друга не видят.  (Глаза)

На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу,
На мне ты станешь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять. (Стул)

Две сестрички, две плетенки
Из овечьей шубки тонкой.
Как гулять их надевать
Чтоб не мерзли 5 да 5. (Варежки)

Что такое перед нами
Две оглобли за ушами
На глазах – по колесу
И сиделка на носу. (Очки)

На клумбе голубой
Бубенчик золотой
По утрам расцветает,
Свет и жар излучает. (Солнце)

– Загадки вы умеете разгадывать, молодцы. (Команды получают по 1 лепестку.) Теперь летим дальше.

– Следующая посадка на планете «Счёт».

Но что-то ракеты не могу подняться,
Ребята, нам нужно всем посчитаться.

Первая команда считается по-порядку:

– Сколько человек в вашей команде? (Начинать счет со слова «первый»)

Вторая команда считается обратно:

– Сколько человек в вашей команде. (Например – «десятый…»)

Отмечаю, кто лучше считается тому лепесток прикрепляю к серединке. Вручаю лепестки. Поощряю детей

– Прилетели, вот и планета «Счёт».

Звездочки ярко сверкают, пылают
И всем задачки решить предлагают

1. На полянке у реки
Жили майские жуки
Дочка, сын, отец и мать.
Кто успел их сосчитать.    (4).

2. На полянке у дубка
Крот увидел 2 грибка.
А подальше у сосны
Он нашел ещё один.
Ну-ка, кто считать готов.
Сколько крот нашел грибов.    (3).

3. Все ли здесь цыплятки-деки.
Надо сосчитать наседке.
Шесть-на грядках
Три – во ржи
Сколько их всего скажи!   (9).

4. В снег упал Сережа,
А за ним Алёша,
А за ним Маринка
А за ней Иринка
А потом Игнат
Сколько на снегу ребят.   (5).

Каждой команде предлагаю отгадать по 3 задачи. Оцениваю ответы детей и прикрепляю лепестки.

– Молодцы. Задачи решать вы умеете, а вот вопросы отвечать как будите, сейчас узнаем.

1. Сколько солнышек на небе?
2. Сколько глаз у совы?
3. Сколько пальцев у 2-х перчаток?
4. Сколько в пяточке ножек?
5. Сколько ушей у двух мышей?
6. Сколько ног у 2-х котов?

– Скажите, какая команда лучше и быстрее отвечала?

– А сейчас 1 вопрос для команды «Ветерок» и 1 для «Солнышко»

1. Как надо считать предметы? (Без пропусков).
2. Можно ли взять одинаковые количество предметов, если один из них большие, а другие маленькие?

– С этим заданием вы справились хорошо, каждая команда получает по лепестку.

Перед следующим полетом физкультминутка (под музыку)

– Впереди нас ждет планета «Геометрические фигуры». На неё мы попадём, если выполним следующие задание.

1. Сколько здесь фигур и какие? (4 треугольника и 1 квадрат)
2. Сколько надо взять палочек, чтобы выложить пятиконечную звезду (10)

– Молодцы! (Обе команды взлетают вместе).

– Следующей планетой, на которой мы приземлимся будет «Незнайка».
Для вас он приготовил цифры и разложил в порядке следования. Как вы думаете, все цифры он разложил, может быть, какие-нибудь потерял? Кто догадался?
Найдите у себя в наборе эти цифры и положите на стол. Кто первым нашел, поднимите руку. (1…3…5…7…8…10).
– Сколько цифр потерял Незнайка? (4). Назовите их.
– За это задание команда «Солнышко» получали лепесток.
– А сейчас нужно будет помочь Незнайке найти ошибки в письме:

Летом я иду кататься на лыжах и коньках. Одеваю теплую куртку и валенки. Ещё летом бывает Новый год. Ребята наряжают елку, к ним приходит Дед мороз и Снегурочка.

– Какие ошибки он допустил? (Летом – зима).
– Правильно. Вы получаете лепесток.

– А теперь немного поиграем игра «Кто быстрее перенесёт предметы разной формы».

На столах предметы разной формы, а на стульях, которые на другой стороне нарисованы (треугольник, квадрат, круг, овал). Воспитатель говорит какую фигуру принести. Кто быстрее и правильнее выполнит задание, та команда и выиграет. Победившей команде вручаю лепесток.

– А теперь посчитаем лепестки у команды «Солнышко» и у команды «Ветерок». У какой команды больше лепестков? Эта команда первой полетит на Землю.

– Вот мы снова на Земле, в нашем детском саду. Карандаш и Самоделкин остались довольны полетом, им было приятно с вами путешествовать.