Мероприятие проводится в первом классе.
Задачи:
- развитие познавательной активности, самостоятельности, положительного отношения к книге;
- повышение читательского интереса;
- развитие навыков работы в коллективе, в составе микрогрупп;
- вовлечение родителей и старших учащихся в подготовку к мероприятию, внеклассной работе в качестве помощников.
Подготовительная работа заключается в том, что учитель дает рекомендации детям по выбору сказок, знакомит с писателями, создавшими эти сказки, выясняет, какие сказки дети любят и читают. Ребята рисуют иллюстрации к прочитанным сказкам, на уроках труда из пластилина лепят героев сказок, изготавливают макеты сказочных предметов.
Родители помогают подготовить атрибуты командам и оказывают помощь в изготовлении оформления, костюмов. Учащиеся пятого класса разучивают роли сказочных персонажей.
Оборудование: выставка сказок, рисунков, сказочных героев, вылепленных из пластилина; ворота, нарисованные на доске или ватмане, дерево с открывающимся дуплом, макет муравейника, русской печи и избушки Бабы-Яги, изготовленные из картонных коробок; сундук с предметами из сказок (яйцо, обернутое фольгой, игла, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка…), костюмы сказочных персонажей; записи песен известных мультипликационных персонажей, музыкальная игрушка в печи; лепестки цветика-семицветика; конверты с заданиями, жетончики с разными выражениями лица.
Помощники: почтальон Печкин, белочка, Мудрая сова, заяц, муравей, Баба-Яга.
Ход мероприятия
Ведущий (на фоне сказочной мелодии): Добрый день, ребята, уважаемые родители и гости! Сегодня нам предстоит совершить путешествие в мир сказок и приключений. Мы очень долго готовились к этому путешествию. Ребята прочли много книг, они приготовили рисунки, на уроках труда вылепили героев сказок, помогли построить избушку и печь для нашего путешествия.
Ребята, обратите внимание, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть, чему мы с вами научились, и как мы с вами будем путешествовать в сказочном лесу. Вы сегодня должны быть очень внимательными, дружными и сообразительными. Для того чтобы отправиться в путь, мы разделились на 3 команды. Предлагаю командам представить себя.
Представление команд:
1 команда:
Хоть ты лопни, хоть ты тресни,
Винни Пух на первом месте.
2 команда:
Мы – не банда, не шпана,
Чебурашки мы. Ура!
3 команда:
Буратино – это радость,
Буратино – это смех.
Если дружишь с Буратино,
В жизни ждет тебя успех!
Ведущий: Вот мы и познакомились с нашими участниками путешествия.
(Звучит сказочная мелодия, ведущий читает на фоне этой мелодии)
Отправляемся с вами в удивительный лес.
Ах, сколько в нем добрых-предобрых чудес!
Вам в этом лесу не увидеть врага:
Там добрая-добрая Баба-Яга,
Там водятся добрые- добрые волки,
Ежи для защиты не носят иголки.
Там лес полон сказок и разных чудес.
Белочка, зайчик и совушка здесь.
А в русской печи нас сюрприз ожидает.
Избушка на курьих ногах там гуляет.
Давайте отправимся, детки, скорей,
В наш сказочный лес и там встретим друзей.
Ребята, за каждое выполненное задание вы будете зарабатывать вот такие лепестки к волшебному цветку, и в конце путешествия у каждой команды будет свой цветик-семицветик. Вот вам середина от цветка (выдает кружки). Итак, отправляемся в путь
(Вдруг раздается стук в дверь, появляется почтальон Печкин с сумкой на плече).
Печкин: Это здесь располагается группа путешественников? Да. Сегодня вы повстречаете много сказочных героев, но не все книжные герои смогут встретиться с вами. Они, понимаешь ли, прислали вам телеграммы, но их надо не просто прочитать. Тут дело тонкое, детишки, нужно угадать, от кого они.
-
Спасите, нас съел серый волк.
Ребята, от кого она могла бы быть? -
Я живу хорошо, у меня есть свой дом, он теплый. А на днях я линять начал, старая шерсть сыплется, а растет новая – пушистая.
-
Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко.
-
Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле, натяните луки и выстрелите.
-
Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушатами нынче объелись,
И у нас животы разболелись. -
Дорогие гости! Помогите!
Паука – злодея зарубите.
(Дети узнают героев телеграмм, получают по лепестку)
Печкин: Ах! Какая же все-таки молодежь начитанная пошла. Ну ладно, пора мне, задержался я с вами. Попрошу я вас, ребята, передать письма лесным жителям. Поможете мне? Ну, спасибо, а они уж помогут вам, коли что (раздает командам письма с адресатами). Мне же никак нельзя народ без почты оставлять. Ну, прощайте!
Ведущий: Как же, ребята нам оказаться в сказочном лесу? Да, я знаю одно заклинание, повторяйте его за мной.
На кале мале дупле
Шуле в муле тормоле,
Чито брито уморито.
Шух!
(Открываются створки волшебного леса).
Вот мы и оказались в сказочном лесу. Путешествие начинается! Кого из лесных жителей мы встретим на своем пути? А вот и белочка. У какой из команд письмо этой рыженькой красавице?
Белочка: Здравствуйте, ребятки, спасибо за письмо. Я помогу вам найти следующего адресата, но вы мне помогите отгадать загадки.
-
Сидит в корзине девочка,
У Мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь:
Названье этой сказки (Маша и медведь). -
Девочка хорошая по лесу идет
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас.
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можешь отвечать теперь (Красная Шапочка, волк). -
Сейчас потолкуем о сказке другой.
Тут синее море, там берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит (Сказка о рыбаке и рыбке). -
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля). -
У Аленушки сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят (Гуси – лебеди). -
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота.
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит
Добрый (Доктор Айболит).
(за каждое выполненное задание ребята получают лепесток от цветка)
Белочка:
Молодцы, ребятки,
Отгадали все загадки.
Я прощаюсь с вами.
Ведущий: Дальше будем пробираться сами. Итак, встали и пошли.
Физминутка:
По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Присели, отдохнем. Конверт зайцу отдаем.
(Выбегает заяц, ребята приветствуют его и передают конверт)
Заяц: Вот и я, ребята, здравствуйте! Чтобы продолжить путешествие, надо выполнить еще одно задание. В конверте лежат строчки из стихотворений. Назовите название и автора этих строк.
-
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам! (Мойдодыр) -
– Кто говорит?
– Слон.
– Откуда?
– От верблюда.
– Что вам надо?
– Шоколада. (Телефон) -
И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она.
Била, била нас она» (Федорино горе).
Но и это не все: соберите как можно быстрее иллюстрацию из этого произведения (раздает разрезанные иллюстрации из сказок).
Заяц:
Похвалю я вас, ребятки.
Вы шагайте без оглядки.
Дальше будете идти
Мимо Мудрой совы.
Ей конвертик передайте,
Меня, зайца, вспоминайте.
Ведущий: Продолжим наш путь. Но что это? Дупло. Кто живет в нем? (створки открываются, и появляется сова)
Сова: Ох, ребятишки, вас приветствует Совушка-умная головушка. Помните сказку про Винни Пуха и Иа? С тех пор, как я нашла веселый колокольчик, я обожаю музыкальные мелодии. Предлагаю вам музыкальный конкурс. Сейчас зазвучит музыка, и вам надо будет угадать, какой герой исполняет эту песенку. Итак, слушаем... (звучат песенки, дети угадывают и получают по лепестку).
Сова: Ух, я бесконечно рада, что вы такие музыкальные! Вот вам клубочек, он поможет добраться до муравейника. Ведь ваше следующее письмо муравьишке? Конечно же, я, как всегда, права. До следующей встречи, детишки, до свидания, девчонки и мальчишки!
Ведущий: Продвигаемся дальше. А вот и муравейник. Может мне взять палочку и постучать по нему, чтобы кто-нибудь нас встретил? Почему нельзя? (ребята объясняют, и в это время выходит муравей)
Муравей: Здравствуйте, дорогие мои, долго ждал вас. Спасибо за письмо, а задания у меня такие:
- Расположи, в какой последовательности колобок убегал от зверей (заяц, волк, медведь, лиса).
- Расположи персонажей сказки в последовательности, в которой они пытались выгнать лису из домика зайчика (собака, волк, медведь, петух).
- Расположи персонажей сказки «Репка» в той последовательности, в которой они приходили на помощь деду (бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
Вот какие молодцы!
Вы, ребята – удальцы!
Путь свой дальше продолжайте,
Избушку Яги по пути повстречайте.
(муравей прощается, в это время звучит отрывок из частушек Бабок)
Ведущий: Мы добрались до последнего этапа нашего путешествия. Вот и избушка Бабы Яги (на метле влетает Баба-Яга).
Баба-Яга: Ух! Человеческим духом пахнет. Ах, вот кто меня потревожил! Не выпущу вас, если задание мое не разгадаете.
Ларец открою я для вас,
В нем интересные предметы.
Что это за вещи?
Угадайте, дети!
Эти предметы из сказок. (Открывает ларец и вытаскивает предметы: яйцо золотое, игла, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка и другие)
У-ух! Ладно, следуйте дальше, а я полетела по своим делам, проведаю Кощея.
Ведущий: Ребята, нам надо выбраться из сказочного леса. Для этого надо произнести любое заклинание, встречающееся в сказках (дети произносят заклинание, звучит музыка).
Вот мы и дома. Мы с вами побывали в сказочном лесу, отгадали большое количество загадок. У каждой команды получился цветик-семицветик. Он может исполнить заветное желание. А какая же сказка без чудес? Дома нас ждет теплая печка, а в ней сюрприз. Кто за печкой живет, и сухарики грызет? (мышка) Верно. А пока она исполняет музыкальный номер, каждый из вас может загадать одно заветное желание, и оно обязательно сбудется.
Ребята, вам понравилось путешествие? Тогда я хотела бы обратить ваше внимание на выставку книг. Если вы еще не знакомы с ними, тогда можете найти их в нашей библиотеке и прочитать. Ну, а сейчас поделимся своими впечатлениями от путешествия, и я предлагаю вам выбрать жетончики с лицами, подходящими вашему настроению, и рассказать, почему вы выбрали этот жетончик.
Входит Печкин: Эх, ребята, вы уже дома? А я принес вам посылочку от лесных зверей. За письма, доставленные вовремя, за выполненные задания они прислали вам книжки-раскраски (всем детям вручаются книжки, а самым внимательным и начитанным участникам вручаются призы).
(Звучит мелодия и ученик читает стихотворение)
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны добрые сердца,
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Ведущий: На этом наше путешествие заканчивается. До свидания, ребята, до новых встреч!
Литература:
- В школе и на отдыхе. М.А. Бесова. – Ярославль, 1998.
- Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста. Н.В. Тутубалина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. (Школа развития).