Предмет урока в V классе: интеграция истории, литературы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Цель урока:
- Изучить особенности древнегреческого воспитания и образования, познакомить учащихся с развитием греческой науки и театра, показать, что греческая культура была в основе своей единой, хотя развивалась в условиях независимых полисов.
- Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой самостоятельно, составлять связный рассказ.
- Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Учебное оборудование: карта, схема театра, иллюстрированный материал, тесты, карточки устного ответа.
Используемые технологии: интеграция, элементы специальных заданий (карточки устного ответа, тестовые задания, сигнальные карточки, иллюстративный блок, постановка сценки.) поисковая работа уч-ся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей.
– Ребята, вы все были в театре, а сегодня вы узнаете о его устройстве,
познакомитесь с первыми драматургами и с их произведениями. В следующий раз, посетив театр, вы сможете себя назвать знатоками мифа об образовании театра и его устройстве, но для этого необходимо внимательно меня и Татьяну Николаевну слушать и выявить самое главное, чем гордились афиняне и что они восхваляли не только в театре, но и в жизни?! Но чтобы приступить к этой интереснейшей теме я хочу чтобы вы мне напомнили где находится Греция, какие важные события вам известны, форма правления, кое что мы вспомним из древнегреческого ремесла, и о том как учили таких же детишек как вы там в Греции.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. работа с картой
Кто выйдет к карте и покажет расположение Греции на карте, Афины, Спарту? (Греция находится на юге Балканского полуострова. Она разделена на 3 части: Южная, Средняя, Северная)
– Какой полуостров считается южной Грецией? (Пелопоннес)
– Где находятся Афины? (В Аттике)
– Спарта? На п-ве Пелопоннес в Лаконии
2. Самостоятельная работа учащегося по расположению дат на линии времени.
776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры
594 г. до н. э. – реформы Солона в Афинах
480 г. до н. э. – Саламинская битва
(1 учащийся работает у доски, а 2 проверяет и оценивает)
соотнести даты и события
около 1200 г. до н. э. – Троянская война
490 г. до н. э. – Марафонская битва
3. Подготовка устного ответа по карточке.
Карточка №35
Сравни обучение в современной школе и афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?
Для этого вспомни:
- Со скольких лет начиналось обучение в афинской школе и у нас?
- Почему в афинской школе учили только мальчиков, а сейчас учат всех?
- Чему учили детей?
- До какого возраста обучали детей?
- Что тебе нравится, а что нет в афинской системе обучения?
Работа с терминологией:
Полис, демократия, народное собрание, ареопаг, греческий алфавит.
Работа с сигнальными карточками по иллюстрациям краснофигурных и чернофигурных ваз.
На помощь троянцам пришли амазонки — женщины-воительницы. По преданию, жили они где-то по берегам Азовского моря или в Малой Азии. Царица амазонок Пенфесилея (Пентесилея) погибла в сражении с Ахиллом, которой был очарован отважной красавицей. Роспись чернофигурной амфоры мастера Эзекия. 540-530 гг. до н. э. Британский музей, Лондон.
На помощь троянцам пришли амазонки — женщины-воительницы. По преданию, жили они где-то по берегам Азовского моря или в Малой Азии. Царица амазонок Пенфесилея (Пентесилея) погибла в сражении с Ахиллом, которой был очарован отважной красавицей. Роспись чернофигурной амфоры мастера Эзекия. 540-530 гг. до н. э. Британский музей, Лондон.
Устные ответы по карточкам.
фронтальный опрос по литературе
– Как звали самого известного поэта Древней Греции? (Гомер)
– Какие поэмы были им написаны? («Илиада», «Одиссея»)
Да, в древнегреческой школе большое внимание уделялось поэзии. Прививали любовь к стихам Гомера и др. поэтов, В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили наизусть «Илиаду» «Одиссею».
Проверим, как вы усвоили эти поэмы.
Я читаю отрывок из поэмы, а вы должны определить к какой поэме он относится, и кто мог сказать эти слова.
1.
Друга не мог защитить я,
Далеко от родины милой пал он, –
И в этой беде я на помощь ему не явился!
Им как своей головой, дорожил
И его погубил я!
(Илиада, Ахилес)
А какое крылатое выражение вам известно с именем этого героя? (Ахиллесова пята)
Объясните, что это значит работа по фразеологическому словарю.
2.
В страхе великом тогда проходили мы тесным проливом
Там перед входом пещеры она сожрала их кричащих.
(Одиссея. Между Сциллой и Харибдой)
Это выражение тоже используется в жизни и вы работая со словарем должны были найти объяснение выражения.
Полностью текст работы приведен в Приложении.