Тип урока: развитие речи, урок-путешествие.
Цели:
- Продолжить формирование знаний учащихся по культуре речевого общения.
- Отрабатывать умение употреблять их в речи; воспитывать уважительное отношение к людям.
- Развивать коммуникативные качества.
Оборудование: карта Города Этикетных Слов.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Чтение стихотворения Солоухина.
- Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? – С одной стороны, как будто немного: ведь многих сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия.
(Звучит песня из мультфильма «День рождения кота Леопольда».)
III. Постановка цели и задач урока.
- Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-путешествие. Мы с вами отправимся в Город Этикетных Слов, а в конце нашего путешествия нам нужно будет ответить самим себе:
- Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?
- Достаточное количество слов мы знаем?
В практических заданиях научимся правильно употреблять этикетные слова.
IV. Проверка теоретического материала.
- Что такое речевой этикет?
- Какие слова называются этикетными?
V. Путешествие по Городу Этикетных Слов.
- Представьте, что мы садимся в автобус и отправляемся в путь.
А вот и первая остановка «Улица Добрых Слов». Давайте проведем словарную разминку с помощью стихотворений, которые вы подобрали. (Дети читают стихотворения и записывают слова на доске: добрый день, здравствуйте, спасибо, добрые слова, доброе утро, пожалуйста, простите).
- Запишите еще 2-3 этикетных слова.
Мы продолжаем наше путешествие и выезжаем на Аллею актерского мастерства. Каждая группа получила задание разыграть определенную ситуацию. Посмотрите и исправьте ошибки в поведении детей. (Ребята внимательно наблюдают и указывают на недочеты).
- Последний вид работы мы выполним письменно. Каждый из вас получил текст, который нужно записать, вставляя нужные этикетные слова: Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «..., ...». Женщина вежливо поблагодарила Вову. Вова покачнулся, но не упал, а только нечаянно толкнул впереди стоящего мужчину, но сразу же сказал: «...».
Мы прощаемся с Аллеей актерского мастерства. Наше путешествие продолжается, и мы въезжаем на Веселую Полянку, где немного отдохнем.
Физкультурная минутка.
Садимся в автобус и отправляемся на улицу «Литература и волшебные слова». Здесь вам предстоит вспомнить литературные произведения, их героев и найти этикетные слова.
- Здравствуй, дорогой старый хозяин, - говорят, - прикажи, чего тебе надобно, а мы живо исполним! (Платонов А.П. «Волшебное кольцо».)
- Пожалуйста, папа, рассказывай мне каждый вечер по сказке. (Д. Родари «Сказки по телефону».)
- Большое спасибо, - ответила Пенелопа, с трудом удерживаясь от смеха. - Теперь, как только Ха-Ха накормит нас, мы примемся за разработку плана действий. (Д.М.Даррел «Говорящий сверток».)
- Прощай, Андерс, спасибо за компанию. Прощай, Ева-Лотта. Ты милая девочка, я всегда так считал. (А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста».)
Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Города Этикетных Слов – площади Добра.
Итак, напомните, по какому городу мы путешествовали? С какими этикетными словами встретились? Достаточное количество слов мы знаем и умеем ли их употреблять? Что бы вы сказали на прощание?
- Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить!
VI. Домашнее задание: составить предложения, используя этикетные слова.
VII. Выставление оценок.