Слайд 1 (см. презентацию)
Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.
Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.
Слайд 2
Задачи урока:
Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;
Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;
Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.
ХОД УРОКА
Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.
Итак, первое исследование.
На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. Слайд 3
Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.
А теперь второе исследование.
На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик. Слайд 4
- По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________
Теперь мы можем сформулировать цель урока.
Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________
Учитель делает вывод.
Цель нашего урока:
Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.
На доске написаны слова в 2 столбика:
объездчик прокатчик грузчик разносчик перебежчик |
обойщик фонарщик танцовщик прицепщик съёмщик |
Слайд 6 | Слайд 7 |
Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:
- После каких букв стоит суффикс –ЧИК?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________
- После каких букв стоит суффикс –ЩИК?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________
- А можно ли их как-нибудь объединить?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________
-Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________
Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.
- Так какое открытие мы с вами сделали?
Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик
В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ. |
Слайд 8
Учитель приводит примеры объяснения правила устно:
Смазчик – образовано от глагола (смазать), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.
Каменщик – образовано от существительного (камень), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж, значит пишется суффикс -щик.
1. Выполнение упражнений:
а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.
Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.
Слайд 9
б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.
Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.
2. Работа у доски:
(учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)
Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.
Ребята, давайте подведем итоги урока.
- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________
- Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?
Учащиеся проговаривают правило______________________________________
Напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:
В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….
Слайд 10