Тема урока: "Птицеводство". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока: сформировать у учащихся знания о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства.

Задачи урока:

  • научить обобщать свои знания;
  • воспитать бережное отношение ко всему живому;
  • развить умение работать с литературой и выступать перед аудиторией, повысить уровень информационной культуры.

Оборудование: компьютер, муляжи, плакаты.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Новая тема.

1. Отряд куринообразные объединяет выводковых птиц, которые кормятся преимущественно на земле, хорошо бегают, летают плохо. В основном они ведут оседлый образ жизни. Большинство –полигамы, самцы обычно ярко окрашены, самки, которым приходится заботиться о потомстве, имеют покровительственную окраску. К этому отряду относятся глухари, тетерева, рябчики, фазаны.

2. Сегодня мы с вами будем говорить о самой известной и любимой нами домашней птице из отряда куриных– курице.

В процессе одомашнивания и разведения кур с различными целями были созданы разнообразные породы, которых более 1000 в настоящее время используется только от 4 до 7.

У нас разводят в основном яйценоских и общепользовательных кур.

Чтобы более подробно познакомиться с породами кур, вашему вниманию предлагается устный журнал “Породы домашней курицы”, каждую страницу которого подготовила одна из групп учащихся.

Учащиеся демонстрируют подготовленные презентации и рассказывают.

  • Страница первая: Минорки
  • Страница вторая: Белые леггорны
  • Страница третья: Плимутрок
  • Страница четвертая: Кохинхин
  • Страница пятая: Происхождение пород домашних кур.
  • Страница шестая: Промышленное птицеводство.

Разведение кур у нас носит промышленный характер.

Птицеводство – отрасль животноводства, занимающаяся разведением кур, индеек, уток, гусей, цесарок, мясных голубей и перепелок. Основной продукцией птицеводства являются яйцо и мясо птицы. Это высококалорийные продукты питания, богатые полноценным белком и витаминами. По физиологической норме человек должен съедать в год 292 яйца и 14 кг мяса птицы.

Побочный продукцией является пух, перо и птичий помет, являющийся ценным удобрением.

Птицеводство – сравнительно новая отрасль в Якутии, получившая свое развитие с 1970 г. С 26 мая 2006 года данное предприятие стала ОАО “Якутская птицефабрика” (до этого оно являлось ГУП ФАПК). С тех пор безостановочно, более сорока лет она стабильно снабжает население свежими яйцами и мясом птиц. И это еще не все – на основе ее опыта открыты птицефабрики В Южной Якутии – г. Нерюнгри и Западной Якутии г. Нюрбе.

На сегодня в Якутской птицефабрике содержится 200 тыс. голов кур – несушек, из них половина – куры несушки 16 -18 месяцев. По итогам 2011 г. Якутская птицефабрика получила 43 млн. штук яиц. Одна несушка дает по 310 яиц– яйценоскость почти ежедневная. Последние годы птицефабрика выпускает яиц с полезными для здоровья человека свойствами принимая во внимание региональные особенности, выпускаются яйца с высоким содержанием органического йода и селена. Эта продукция представлена на рынке под марками “Здоровье” и “Йодированное”

С 2004 г. Якутская птицефабрика, используя калифорнийские черви, стала перерабатывать птичий помет в биогумус. (безотходная технология).

Разведение птиц на птицефабриках.

– Родительское стадо содержат для производства элитных яиц.

– Яйца выводят в инкубаторах. В них поддерживается постоянная температура. Яйца регулярно переворачивают, чтобы зародыш не погиб от просыхания к оболочке яйца. За 2 суток до вылупления яйца переносят в выводковую камеру. В крупном инкубаторе одновременно выводится до 50 тыс. яиц.

– Брудерные цеха по откорму молодняка. Колонии – места куда переводят молодняк из брудеров в цеха клеточных несушек, маточное стадо.

– Цеха по обработке яиц, мясной птицы, отходов производства.

– А также зоотехническая лаборатория и ветеринарный блок.

Демонстрация фильма о птицефабрике.

Чтобы работать на таких фабриках, надо иметь специальность зооинженера, технолога, ветеринарного врача и инженера — механика. Все эти профессии можно получить в Якутской государственной сельскохозяйственной академии.

Кормом для птиц служат комбикорма, изготовленные из зерна, отходов мукомольной промышленности, картофеля, корнеплодов, витаминов, минеральных солей. О кормлении кур расскажет ветеринарный врач и мастер производственного обучения Альбина Ивановна.

К кормлению птицы предъявляются высокие требования. Птица занимает особое положение среди животных по потребности в минеральных веществах, необходимых для построения скорлупы яиц и скелета. При нарушении кормления они заболевают, теряют продуктивность, погибают.

Заболевания, вызванные недостатком необходимых элементов кормления, относятся к заболеваниям обмена веществ.

Каннибализм(расклев, поедание) — выщипывание пера одними птицами у других, расклевывание отдельных частей тела (особенно область клоаки). Заболевание может иметь массовое проявление и наносить большой экономический ущерб.

Каннибализм наблюдается и у животных других видов. Например, свиньи откусывают у других свиней хвосты, уши, поедают своих поросят, овцы отъедают хвосты, копыта у ягнят.

Причины каннибализма многочисленны, но главной из них является неполноценное кормление — недостаток или избыток протеина. Возникновению каннибализма способствует скученное содержание, чрезмерная освещенность помещений, сухость воздуха, перегруппировка животных и нарушение этим сложившихся взаимоотношений между особями, наличие кожных паразитов, отсутствие песочных ванн, перевод птицы с клеточного на напольное содержание. Особое значение в этиологии каннибализма имеет появление крови на гребне, сережках, наличие в стаде больных и слабых птиц.

Клинические признаки. В качестве нападающих выступают сильные особи, отличающиеся более высокой яйценоскостью. Птицы клюют область головы, выщипывают перья на хвосте, шее, спине, расклевывают клоаку. Через нарушенную целостность брюшной стенки выпадает кишечник, и птица погибает.

Профилактика. Создают оптимальные условия содержания и полноценное кормление, уменьшают интенсивность освещения помещения путем окрашивания оконных стекол в синий цвет.

Очень чувствительны птицы всех возрастов к недостатку витаминов всех групп. В комплексе профилактических мероприятий решающее значение имеет соблюдение технологии кормления и содержания птицы. При контроле за полноценностью кормления обращают внимание на подбор компонентов комбикормов и других кормов рациона.

Очень чувствительны птицы к отравлению поваренной солью. Смертельной дозой соли для птиц является 4,5 г. Обычно куры отравляются при длительном кормлении комбикормом для крупного рогатого скота. Отравлению способствует недостаточное обеспечение водой.

III. Закрепление.

Викторина

  1. Какое из этих названий соответствует старинной русской породе кур:
    а) курцхаары;
    б) минорки;
    в) шелти.
  2. Все специалисты, занимающиеся историей домашних кур, сходятся в том, что на заре одомашнивания, еще до нашей эры кур использовали:
    а) как источник пищи;
    б) декоративных целях;
    в) для бойцовского спорта.
  3. Основным предком пород домашних кур является:
    а) кросс-Ломаш-Браун
    б) дикая банкивская курица;
    в) курцхаары;
  4. В каком году птицеводство получило свое развитие в Якутии?
    а) 1980 г.
    б) 1977 г.
    в) 1970 г.
  5. Куры рано на насест садятся – это к:
    а) дождю;
    б) сильной жаре;
    в) морозу.
  6. Какая порода курицы дает мягкие пушистое перо:
    а) плимутрок;
    б) кохинхин голубой;
    в) белые леггорны.
  7. Порода курицы вывезенная из Италии:
    а) белые леггорны;
    б) кохинхин голубой;
    в) плимутрок.
  8. Сколько стоила простая курица в России в 1896-1897 гг.?
    а) 30 копеек;
    б) 1 рубль;
    в) 7 рублей.
  9. Куриным праздником считается Селиверстов день. По русскому обычаю в этот день во всех дворах чистят курятники, окуривают их стены, обновляют насесты. Он празднуется:
    а) 17 августа;
    б) 15 января;
    в) 16 мая.
  10. Почему птицы особенно чувствительны к отравлению поваренной солью?

IV. Подведение итогов.

Домашнее задание — составить кроссворд “Домашние птицы”.

Литература

  1. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х; и др. – М.: ВАКО, 2004. – 432 с.
  2. 1 сентября 2004 г.№32, статья “Познавательно-развлекательный конкурс “Ку-ка-ре-ку” с.10.
  3. Интернет.