Цели:
- Обобщить изученный грамматический материал по теме: “Имя прилагательное”; закрепить навыки правильного написания родовых окончаний имен прилагательных; повторить разбор по членам предложения и разбор слов по составу.
- Способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умению делать выводы, обобщения; расширить и обогащать речь учащихся.
- Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; пробудить интерес к урокам русского языка.
Тип урока: урок обобщения и повторения.
Вид урока: заседание редакционного совета (деловая игра).
ХОД УРОКА
I. Организационные моменты
II. Сообщение темы урока
– Урок русского языка проведем в форме деловой
игры. Сегодня на уроке вы покажите свои знания по
теме «Имя прилагательное». Редколлегиям отдела
писем, отдела информации, отдела новостей
предстоит подготовить к выпуску очередной номер
газеты “Имя прилагательное”. (Слайд 1)
Я думаю, сегодняшний урок принесет всем нам
радость общения друг с другом. Успехов и удач вам.
Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Веселым,
занимательным, познавательным, интересным,
увлекательным)
– Слова, какой части речи использовали в ответах?
– Весь урок мы будем говорить об имени
прилагательном. Рассмотрим несколько рубрик:
(слайд 2)
- Что обозначает?
- Какова роль прилагательных-антонимов в речи?
- Как изменяется?
- Каким членом предложения бывает?
III. Минутка чистописания
– Нам придется много потрудиться, чтобы
удивить своих читателей. А какой звук
произносится, когда удивляешься? ([О])
– Дайте характеристику (гласный, бывает ударным
и безударным, обозначается буквой О)
– В минутке чистописания выполним упражнения с
буквой О. МСО, КЛО… (слайд 3)
– Напишите данный ряд букв до конца строки в
указанной последовательности.
IV. Работа над первой рубрикой. Редактирование текста
– Работников всех отделов прошу пододвинуть карточку № 1.
На имя отдела пришло письмо, в котором читатели с удовольствием вспоминают о зиме. Но некоторые прилагательные написаны неразборчиво. Отредактируйте письмо.
Какое ___________________ утро! _______________ снег блестит на земле. ______________ ветерок шумит над деревьями. На ________ ветках ели висят шишки. Утром воздух ________________ и ___________________.
Зачитывается 2-3 текста (слайд 4)
– Слова, какой части речи вставили? (имена
прилагательные)
– Что такое имя прилагательное? (Это
самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы
какой, какая, какое, какие, и обозначает признак
предмета)
– Для чего нужно в речи имена прилагательные?
(чтобы точно описать предмет, назвать его
признаки, чтобы наша речь была красивой, богатой)
V. Работа над второй рубрикой «Какова роль имен прилагательных-антонимов в нашей речи»
– Я диктую слова, а вы записываете прилагательные, противоположные по смыслу. (Cлайды 5-6)
БЕЛЫЙ, КРИВОЙ, ДЛИННЫЙ, ГОРЯЧИЙ, СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ТОЛСТЫЙ, ЗДОРОВЫЙ, ОСТРЫЙ, МЯГКИЙ.
(Чёрный, прямой, короткий, холодный, голодный, весёлый, худой, больной, тупой, твёрдый.)
Вывод по второй рубрике: (слайд 7)
– Что такое антонимы? (Слова противоположные
по смыслу)
– Для чего они используются в речи? (Употребление
антонимов делает речь более выразительной,
усиливает эмоциональность речи)
Физкультминутка
– Если вы услышите прилагательное, то сделайте хлопок над головой.
Наступила долгожданная Волшебница-зима. Она
покрыла снежным белым зимним покрывалом поля,
луга, леса. Берёза одела блестящую шаль. Пеньки
нарядились в роскошные папахи. Сосенки оделись в
серебряные оторочки, а ёлочки стоят в кокетливых
шапочках. Зимой в лесу очень много чудес. Когда
снег покрывает пеньки и деревья, тогда можно
разглядеть различные фигуры животных. Снежные
зайцы смотрят вокруг, снежные котики спрятались
на ветках. В лесу можно увидеть следы людей или не
впадающих в спячку животных. Глубокий снег мягок,
как лебяжий пух. Даже жалко идти по нему.
Неповторима красота родной природы! Разве можно
не любить её?
VI. Работа над третьей рубрикой «Как изменяется имя прилагательное»
– Как изменяется имя прилагательное? (По
родам, числам, падежам)
– А теперь скажите, какой праздник
приближается? (8 марта, мамин праздник,
международный женский день).
– И вот один мальчик, который приехал из-за
границы, написал рассказ про маму. Давайте
послушаем. (Слайд 8)
Мамины глаза – самое важный в нашей жизни.
Иногда эти глаза светятся счастьем, радостью.
Иногда они смотрят на нас с удивлением и
разочарованием. Бывает, что маме страшно за нас и
это отражается в её глазах. Очень редко бывает и
так, что мамины глаза метают молнии, и мы ясно
видим гнев. А иногда мы чем-то волнуем маму, и она
беспокоится. Разное мы можем увидеть в глазах
мамы!
Дети очень легко могут разозлить маму, и она
сердится. Но через какое-то время она нас прощает,
однако не показывает этого. Но её глаза ясно
говорят нам об этом. Она хочет казаться суровая, а
её глаза светятся лаской, добротой, нежностью.
Глядишь, а через несколько минут мама
действительно выглядит весёлый и радостный. Так
постараемся же не огорчать наших мам!
– Вам все понятно?
– Что не знал мальчик? (Что такое
согласование)
– Что такое согласование? (Связь между словами
в роде, числе, падеже; связь между сущ. и прилаг. в
роде, числе, падеже)
– Кто исправит рассказ? (Слайд 9)
VII. Самостоятельная работа
1) Спишите и вставьте пропущенные буквы
Поздн осенью срезают сочн белокачанн капусту. Травы и деревья прощаются с жарк солнцем. Караван криклив гусей спешит на юг. Пролетело зелён лето, наступает золот осень.
2) Определи род, число, падеж.
Перед дальней дорогой
На узеньком диване
К чистому пруду
Для осинового полена
В жаркие дни
В последней электричке
На блестящей траве
Вывод по третьей рубрике: (слайд 10)
Имя прилагательное изменяется по родам, числам, падежам. Стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя сущ., от которого оно зависит; во мн. числе род не определяется.
VIII. Работа над четвертой рубрикой. Разбор предложения
(Слайд 11)
– Запишите предложение и выполните синтаксический разбор.
Сосенки оделись в серебряные оторочки, а ёлочки стоят в кокетливых шапочках.
Словарная работа: оторочка
Вывод: имя прилагательное чаще всего в предложении является определением.
IX. Вывод об имени прилагательном
(Слайды 12-15)
– Отдел информации, готовя статьи, добивается, чтобы читатели сами делали выводы, анализировали, обобщали. Сделайте вывод об имени прилагательном.
Тест по теме: “Имя прилагательное”
1. Закончи предложение:
Прилагательное – это…
а) часть речи, которая обозначает предмет;
б) часть речи, которая обозначает действие предмета;
в) часть речи, которая обозначает признак предмета.
2. На какие вопросы отвечает прилагательное?
а) что делать? что сделать? что делает? что делают? что делал?
б) какой? какая? какое? какие?
в) кто? что?
3. Дополни предложение:
Прилагательные в предложении обычно бывают…
а) определением;
б) сказуемым;
в) подлежащим
4. Выделите строчку, в которой указаны только прилагательные:
а) душистый, сирень, полянка;
б) дежурить, писатель, рисование;
в) любознательный, чистый, молодой
5. Найти неверное высказывание:
а) прилагательные изменяются по числам;
б) прилагательные изменяются по родам во множественном числе;
в) прилагательные изменяются по падежам
6. Определите падеж прилагательного в предложении:
Под старой сосной ребята нашли боровик.
а) Т.п.
б) В.п.
в) Р.п.
7. Разобрать по составу прилагательные:
Узкая, маленький, серые, глубокое.
X. Подведение итогов
(Слайды 16-17)
– Какую роль выполняют в нашем языке имена
прилагательные?
– Что они обозначают?
– На какие вопросы отвечают?
– Как изменяется?
XI. Домашняя работа