Изготовление панно в технике лоскутной пластики с использованием элементов нанайского орнамента

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

  • Образовательная – расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия, познакомить с новым рабочими приемам, познакомить с особенностями нанайского орнамента.
  • Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие точности движения; развитие самостоятельности, инициативы.
  • Воспитательная – воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности, воспитание эстетического вкуса.

Методы обучения: демонстрация презентации, беседа, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов.

Оборудование, инструменты, материалы: проектор, утюг, ножницы, иглы, ткань, линейка, клей.

Наглядные пособия: заготовки для панно размером 20х20 см., образцы тканей, образцы изделий, шаблоны, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Время: 2 х 45 минут.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2-3 мин.)

1) Проверка готовности учащихся к уроку.
2) Сообщение темы урока.

II. Вопросы для повторения(5 мин.)

– Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?
– Как ведут себя ткани под воздействием воды, пара, утюга?
– Как можно сделать ткань более жесткой?
– Повторить правила техники безопасности при работе с острыми предметами и утюгом.

III. Сообщение новых сведений (20 мин.)

1) Вступительная беседа

Человек всегда стремился к красоте, он украшал свое жильё, предметы быта, одежду.
Один из древнейших способов отделки ткани – это накладное шитьё – аппликация. У каждого народа были свои приёмы и рисунки, но у всех народов одежда украшалась орнаментом, взятым из жизни, в котором запечатлены картинки живой природы.
Аппликация в виде лоскутной техники очень проста, для этого не нужны какие-то особенные материалы, а лишь остатки ткани и цветные нитки, ножницы и иголки.
Мы с вами живём в Хабаровском крае, раньше эту территорию населяли коренные народы: нанайцы, ороки, орочи, ульчи, удегейцы.
Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся со способами украшения одежды и предметов быта у нанайского народа.

2) Демонстрация презентации «Жизнь и быт коренных народов Хабаровского края»

Декоративное искусство нанайцев по цветовой гамме и орнаменту несет на себе отпечаток необычайно яркой природы Нижнего Амура
Вы посмотрели в презентации несколько иллюстраций одежды и других предметов быта, выполненных нанайскими мастерами.
Основные криволинейные элементы амурского орнамента, безусловно, разработаны старыми амурскими мастерами. Из зооморфных мотивов в амурском орнаменте чаще можно встретить изображение рыб и птиц. Рыбы обычно изображаются парами, головами друг к другу. Среди птиц в орнаментике встречаются изображение лебедей, уток и орлов. Нередко они представляются в орнаменте в геометрической форме и держат во рту рыбу или лягушку. Крылья птиц часто подняты к верху, а хвосты представляют собой пышные завитки. Тело изображается в виде s – образной спирали, а иногда приобретает очертание рыбы. С помощью орнамента нанайская мастерица как бы говорит с нами. Надо быть только внимательными и мы поймем тайный смысл её узоров. В причудливых завитках ленточного узора мы увидим стилизованные изображения животного мира тайги: зверей, птиц, змей, с присущими им повадками, движениями, т.е. то, что хорошо знакомо мастерице.

IV. Практическая работа (45-50 мин.)

Для выполнения аппликации можно использовать любые ткани (ситец, атлас, бархат ,кожу, мех и т.д.). Можно использовать старые вещи, давая им вторую жизнь.

Перед работой надо все лоскуты ткани:

1) рассортировать (по цветам и качеству ткани)
2) постирать
3) освежить краску (прополоскать в растворе уксуса)
4) придать ткани жесткость ( окунуть в расвор желатина)
5) отутюжить

Предлагаю вам изготовить небольшое панно в виде коврика с использованием элементов нанайского орнамента.

Рисунок 1. Фрагмент. Вышивка, аппликация. Нанайцы 1960-е годы.

Порядок выполнения работы (написать на доске)

1. Вырезать по готовым трафаретам элементы рисунка из подготовленных лоскутов ткани.
2. Распределить готовые элементы рисунка на на заготовке из ткани, прикрепить булавками.
3. Прикрепить элементы рисунка к основе клеевым способом.
4. Пришить к основе элементы рисунка петельным или тамбурным швом, при этом надо помнить, что шов является не только элементом закрепления, но и служит украшением , поэтому он должен выполняться аккуратно.

V. Закрепление нового материала (5 мин.)

– Какие изделия можно выполнить из лоскутков?
– Какие материалы и инструменты необходимы для выполнения аппликации?
– Из каких операций складывается процесс изготовления коврика с орнаментом?
– Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?
– что напоминают вам элементы нанайского орнамента?

VI. Анализ урока (5 мин.)

1) Сообщение о достижении цели урока.
2) Анализ выполнения учащимися практической работы.
3) Разбор типичных ошибок.
4) Сообщение оценок.

VII. Домашнее задание

Добавить в свою работу украшающие элементы( бисер, пайетки, блестки и т. п.)