Цели урока:
Образовательные: отработка умений систематизировать, обобщать полученные знания и применять их к решению задач.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, любви к окружающей природе, культуры общения.
Развивающие: развитие логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Оборудование: доска, рисунки животных, эскизы, таблица для ведения счета, раздаточный материал, декорации.
СТРУКТУРА УРОКА.
В предлагаемой здесь игре выделены следующие этапы, прослеживающие зимне-весенние виды охоты тунгусов:
- Выезд на место охоты.
- Ловля на капканах лис, соболей, белок, песца.
- Ловля на петлях зайцев.
- Охота на сохатого.
- Отстрел глухарей.
- Ночлег охотника.
- Подведение итогов.
Основным занятием были охота и рыболовство. В большинстве средством передвижения были собаки.
Говоря о традиционном хозяйстве и культуре тунгусов, надо отметить, что они сложились в глубокой древности и не претерпели изменений на протяжении тысячелетий.
ХОД УРОКА
1. Выезд на место охоты.
Сообщение. Охота – важнейшая традиционная деятельность тунгусов, один из источников жизни таежных людей, неотъемлемой частью культуры которых являются охотничьи обычаи и обряды.
Выход на весенний промысел тунгусы обставляли как праздник. Между двумя деревьями водружали перекладину и вешали на нее дары духу – Хозяину земли: шкурки белок, зайцев, лисиц. Перекладину украшали разноцветными лоскутками и лентами, крашеными оленьими волосами. Со всем снаряжением тунгусы на лыжах проходили под этой перекладиной как под аркой и покидали селение.
Устные упражнения.
Основные понятия по пройденной теме.
Подсчитываются количество баллов.
1 место – вылет на вертолете.
2 место – выезд на буране.
3 место – отъезд на лыжах
2. Ловля на капканах лис, соболей, белок, песца.
Сообщение. До прихода русских на таежные земли основной охотой была охота на диких оленей и сохатых. В связи с тем, что тунгусы обкладывались ясачным сбором (данью) русскими служивыми людьми, стал развиваться пушной промысел. В начале тунгусы платили ясак соболями, которых ловили на пасти-ловушки. К концу XVII века вывозилось до 80 тысяч собольих шкурок. Уже к концу XVIII века соболь был почти истреблен в Ангарском округе, об этом свидетельствуют такие данные, что в конце XIX века было вывезено на ярмарку только 5 соболей.
Пасти-ловушки использовались и для ловли более мелких зверей. На лису, песцов ставили пасти-срубы, их ставили на медведя и на росомаху. Эти снаряды располагали через определенные промежутки в основном по берегам рек, висок, проток и осматривали 2 раза в год: зимой и летом. Преимущество пасти перед капканом – не заметает снегом в течение длительного времени, и не портится шкура убитого зверя. Эта ловушка используется и в наше время. Но все же пасть как орудие для лова пушных зверей сдает свои позиции, так как везде заменяется капканом. Если к 1930 г. у тунгусов насчитывали 162 пасти на лису, капканов 8 штук, то сейчас у наших охотников преобладают капканы, каждый охотник имеет по 100-200 капканов.
Задачи – “капканы”.
(СОБОЛЬ)Охотник за 1 день добыл 1/3 всей дичи, во
второй 1/4. Сколько дичи охотник добыл в третий
день?
(СОБОЛЬ) Один охотник добыл в три раза меньше
соболей, чем второй. Сколько соболей у второго
охотника, если у обоих 36 соболей?
(БЕЛКА) Длина охотничьего угодья 12 км, а ширина 5/6
от его длины. Найдите площадь охотничьего угодья.
(БЕЛКА) Два охотника добыли 48 белок. Первый добыл
4/7 всех белок. Сколько песцов добыл второй
охотник?
(БЕЛКА) Белка заготовила 45 кг орех на зиму, что на
20% больше, чем в прошлом году. Сколько кг орех было
в прошлом году?
(БЕЛКА) Белка бежала 4 часа со скоростью 7 км/ч,
догонит ли ее охотник, если будет бежать 3 час со
скоростью 9 км/ч?
(БЕЛКА) Длина угодья 6 км, а ширина 2/3 от его длины.
Сможет ли охотник обойти угодье за 5 часов, если
его скорость будет 5 км/ч?
ЛИСА) Охотник прошел 3 км за полчаса. За сколько
часов пройдет 60 км этот охотник?
(СОБОЛЬ-1) Голодный охотник съедает за 9 мин 3 рыбы.
Сытый охотник тратит на такое же количество рыб 15
мин. На сколько минут быстрее управляется с одной
рыбой голодный охотник?
(СОБОЛЬ-2) Один охотник добыл в три раза больше
соболей, чем второй. Сколько соболей у второго
охотника, если у них 48 соболей?
(ПЕСЕЦ) Два охотника добыли 48 песцов. Первый добыл
4/7 всех песцов. Сколько песцов добыл второй
охотник?
(БЕЛКА-1) Белка пробежала 4 часа со скоростью 6 км в
час. За какое время пробежит собака это же
расстояние со скоростью 12 км в час?
(БЕЛКА-2) У одного охотника было 57 патронов, а у
второго – в 3 раза меньше. На сколько патронов
больше у первого охотника?
(БЕЛКА-3) Один охотник поймал 24 белки, а второй –6/4
от того что поймал первый. Сколько белок поймали
оба охотника?
3. Ловля на петлях зайцев.
Сообщение. Заяц – является тотемным животным, то есть перво-предком тунгусов. Тотемные животные живут вместе с людьми, ведут себя как люди.
Для ловли зайцев ставили петли.
Вопросы – “петли на зайцев”.
- Один охотник стрелял сразу в двух зайцев и промазал. Первый заяц весил 6 кг, а второй – в два раза больше. Спрашивается: сколько кг зайчатины убежало от охотника?
- Разделите сто на половину.
- Считаем до 30. Числа которые делятся на 3, заменяем своим именем.
- Перед выездом охотник залил в бензобак бурана 28 литров бензина. Во время остановки оказалось, что осталось 1/4 бензобака. Сколько литров бензина израсходовано?
4. Охота на сохатого (лося).
Сообщение. Среди тунгусов лось-сохатый считался священным животным. С этим верованием связаны многие охотничьи обряды и обычаи. Например, разделывать убитого лося должны были только замужние женщины. По преданию, девушка, открывшая голову лося, могла оскорбить духа животного. И тогда все сохатые уходили с этого места. И род мог погибнуть от голода.
Лось был поклоняемым животным. Он давал еду и одежду.
Задача “Лось”.
У охотника полведра дроби. Вес этой дроби 40 кг. Вес каждой дробинки 1/ 2 грамма. Сколько дроби было у охотника?
Правильно решивший эту задачу “убивает сохатого”.
5. Отстрел глухарей.
Этот этап игры проводится как игра со зрителями. На глаз нужно определить:
- Длину свечки.
- Длину карандаша.
- Толщину тетради.
Сообщение.
Одним из основных орудий на мелких животных и птиц являлся лук с разнообразным набором стрел. Это стрелы с тупыми наконечниками и с развильчатыми.
6. “Ночлег охотника”.
Сообщение. Тунгусы-промысловики, занятые в традиционных промыслах и сезонно ведущие полукочевой образ жизни, главным божеством земли почитали Хозяина земли. Это мощный покровитель животных, охоты и охотников. Основными функциями Хозяина земли являлась забота о благополучии и численности стад диких животных, распределении промысловых животных по охотничьим угодьям и между отдельными охотниками. Хозяин земли мог наградить охотника или наказать за нарушение норм и законов.
Задачи.
- Площадь Красноярского края составляет 14,2% площади России. Найдите площадь края, если площадь России 17100 тыс.км2.
- Из 6000 рублей охотник потратит 2/5 на продукты, 13/25 на бочку бензина. Сколько денег останется у него после этих затрат?
- Скорость бурана в 7 раз больше скорости охотника. Охотник проехал на буране 4,5 часа со скоростью 35 км в час. Дальше он прошел пешком 2,25 часа и дошел до избушки. Какое расстояние проделал охотник до избушки?
За правильное решение:
3-х задач – “ночлег в избушке”
2-х задач – “в палатке”
1 задачи – “у костра”
Если все игроки решат 3 задачи правильно, то все “ночуют в избушке”.
Сообщение. “Под аркой впереди на лыжах отправляются все мужчины, владеющие луком, имея во главе старейшину рода. За ним шел – главный охотник-промысловик, сзади рядовые люди. Найдя след лося или оленя, старик “гонит” след. За ним следуют другие. Старик не торопится, он разминает ноги, расправляет и прочищает лыжи. Но вот старик устает и пропускает главного охотника и остальную молодежь, из которой в этих экскурсиях вырабатываются будущие промышленники. Но старик со всем сердцем побежал, опередил всех, нашел зверя и убил его, и все остальные люди застают его уже с убитым зверем ”.
7. Подведение итогов. Лучшему игроку присуждается звание – лучший охотник-математик.
После долгой охоты охотники отдыхали и, чтобы не было скучно, загадывали друг другу шарады.
Выйдя на пенсию, старуха Шапокляк очень полюбила детей и устроилась учителем математики в школу. Но больше всего она любила двоечника Чебурашкина и поэтому чаще других вызывала его к доске. 8 марта она решила сделать себе подарок и задала ему задачку в зашифрованном виде:
- Скольшицы кошицы бушицы детшицы сошицы рокшицы плюсшицы семьшицы?
Чебурашкин ответил:
“Соца рокца воца семьца”Шапокляк:
“Сарики дисьрики балрики бескрики!”Расшифруйте.
- Какая мера длины определяется двумя нотами. (Миля)
- Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка? (Мышьяк)
- Какое кусачее насекомое появится, если ком чего-либо катать по участку площадью 100 метров квадратных? (Комар)
- Какая собачка появится из 16 кг и хвойного дерева? (Пудель)
- И 100 рия (история)
- РО 100 к (росток)