Игра "Математическая охота"

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные: отработка умений систематизировать, обобщать полученные знания и применять их к решению задач.

Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, любви к окружающей природе, культуры общения.

Развивающие: развитие логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.

Оборудование: доска, рисунки животных, эскизы, таблица для ведения счета, раздаточный материал, декорации.

СТРУКТУРА УРОКА.

В предлагаемой здесь игре выделены следующие этапы, прослеживающие зимне-весенние виды охоты тунгусов:

  1. Выезд на место охоты.
  2. Ловля на капканах лис, соболей, белок, песца.
  3. Ловля на петлях зайцев.
  4. Охота на сохатого.
  5. Отстрел глухарей.
  6. Ночлег охотника.
  7. Подведение итогов.

Основным занятием были охота и рыболовство. В большинстве средством передвижения были собаки.

Говоря о традиционном хозяйстве и культуре тунгусов, надо отметить, что они сложились в глубокой древности и не претерпели изменений на протяжении тысячелетий.

ХОД УРОКА

1. Выезд на место охоты.

Сообщение. Охота – важнейшая традиционная деятельность тунгусов, один из источников жизни таежных людей, неотъемлемой частью культуры которых являются охотничьи обычаи и обряды.

Выход на весенний промысел тунгусы обставляли как праздник. Между двумя деревьями водружали перекладину и вешали на нее дары духу – Хозяину земли: шкурки белок, зайцев, лисиц. Перекладину украшали разноцветными лоскутками и лентами, крашеными оленьими волосами. Со всем снаряжением тунгусы на лыжах проходили под этой перекладиной как под аркой и покидали селение.

Устные упражнения.

Основные понятия по пройденной теме.

Подсчитываются количество баллов.

1 место – вылет на вертолете.

2 место – выезд на буране.

3 место – отъезд на лыжах

2. Ловля на капканах лис, соболей, белок, песца.

Сообщение. До прихода русских на таежные земли основной охотой была охота на диких оленей и сохатых. В связи с тем, что тунгусы обкладывались ясачным сбором (данью) русскими служивыми людьми, стал развиваться пушной промысел. В начале тунгусы платили ясак соболями, которых ловили на пасти-ловушки. К концу XVII века вывозилось до 80 тысяч собольих шкурок. Уже к концу XVIII века соболь был почти истреблен в Ангарском округе, об этом свидетельствуют такие данные, что в конце XIX века было вывезено на ярмарку только 5 соболей.

Пасти-ловушки использовались и для ловли более мелких зверей. На лису, песцов ставили пасти-срубы, их ставили на медведя и на росомаху. Эти снаряды располагали через определенные промежутки в основном по берегам рек, висок, проток и осматривали 2 раза в год: зимой и летом. Преимущество пасти перед капканом – не заметает снегом в течение длительного времени, и не портится шкура убитого зверя. Эта ловушка используется и в наше время. Но все же пасть как орудие для лова пушных зверей сдает свои позиции, так как везде заменяется капканом. Если к 1930 г. у тунгусов насчитывали 162 пасти на лису, капканов 8 штук, то сейчас у наших охотников преобладают капканы, каждый охотник имеет по 100-200 капканов.

Задачи – “капканы”.

(СОБОЛЬ)Охотник за 1 день добыл 1/3 всей дичи, во второй 1/4. Сколько дичи охотник добыл в третий день?
(СОБОЛЬ) Один охотник добыл в три раза меньше соболей, чем второй. Сколько соболей у второго охотника, если у обоих 36 соболей?
(БЕЛКА) Длина охотничьего угодья 12 км, а ширина 5/6 от его длины. Найдите площадь охотничьего угодья.
(БЕЛКА) Два охотника добыли 48 белок. Первый добыл 4/7 всех белок. Сколько песцов добыл второй охотник?
(БЕЛКА) Белка заготовила 45 кг орех на зиму, что на 20% больше, чем в прошлом году. Сколько кг орех было в прошлом году?
(БЕЛКА) Белка бежала 4 часа со скоростью 7 км/ч, догонит ли ее охотник, если будет бежать 3 час со скоростью 9 км/ч?
(БЕЛКА) Длина угодья 6 км, а ширина 2/3 от его длины. Сможет ли охотник обойти угодье за 5 часов, если его скорость будет 5 км/ч?
ЛИСА) Охотник прошел 3 км за полчаса. За сколько часов пройдет 60 км этот охотник?
(СОБОЛЬ-1) Голодный охотник съедает за 9 мин 3 рыбы. Сытый охотник тратит на такое же количество рыб 15 мин. На сколько минут быстрее управляется с одной рыбой голодный охотник?
(СОБОЛЬ-2) Один охотник добыл в три раза больше соболей, чем второй. Сколько соболей у второго охотника, если у них 48 соболей?
(ПЕСЕЦ) Два охотника добыли 48 песцов. Первый добыл 4/7 всех песцов. Сколько песцов добыл второй охотник?
(БЕЛКА-1) Белка пробежала 4 часа со скоростью 6 км в час. За какое время пробежит собака это же расстояние со скоростью 12 км в час?
(БЕЛКА-2) У одного охотника было 57 патронов, а у второго – в 3 раза меньше. На сколько патронов больше у первого охотника?
(БЕЛКА-3) Один охотник поймал 24 белки, а второй –6/4 от того что поймал первый. Сколько белок поймали оба охотника?

3. Ловля на петлях зайцев.

Сообщение. Заяц – является тотемным животным, то есть перво-предком тунгусов. Тотемные животные живут вместе с людьми, ведут себя как люди.

Для ловли зайцев ставили петли.

Вопросы – “петли на зайцев”.

  1. Один охотник стрелял сразу в двух зайцев и промазал. Первый заяц весил 6 кг, а второй – в два раза больше. Спрашивается: сколько кг зайчатины убежало от охотника?
  2. Разделите сто на половину.
  3. Считаем до 30. Числа которые делятся на 3, заменяем своим именем.
  4. Перед выездом охотник залил в бензобак бурана 28 литров бензина. Во время остановки оказалось, что осталось 1/4 бензобака. Сколько литров бензина израсходовано?

4. Охота на сохатого (лося).

Сообщение. Среди тунгусов лось-сохатый считался священным животным. С этим верованием связаны многие охотничьи обряды и обычаи. Например, разделывать убитого лося должны были только замужние женщины. По преданию, девушка, открывшая голову лося, могла оскорбить духа животного. И тогда все сохатые уходили с этого места. И род мог погибнуть от голода.

Лось был поклоняемым животным. Он давал еду и одежду.

Задача “Лось”.

У охотника полведра дроби. Вес этой дроби 40 кг. Вес каждой дробинки 1/ 2 грамма. Сколько дроби было у охотника?

Правильно решивший эту задачу “убивает сохатого”.

5. Отстрел глухарей.

Этот этап игры проводится как игра со зрителями. На глаз нужно определить:

  1. Длину свечки.
  2. Длину карандаша.
  3. Толщину тетради.

Сообщение.

Одним из основных орудий на мелких животных и птиц являлся лук с разнообразным набором стрел. Это стрелы с тупыми наконечниками и с развильчатыми.

6. “Ночлег охотника”.

Сообщение. Тунгусы-промысловики, занятые в традиционных промыслах и сезонно ведущие полукочевой образ жизни, главным божеством земли почитали Хозяина земли. Это мощный покровитель животных, охоты и охотников. Основными функциями Хозяина земли являлась забота о благополучии и численности стад диких животных, распределении промысловых животных по охотничьим угодьям и между отдельными охотниками. Хозяин земли мог наградить охотника или наказать за нарушение норм и законов.

Задачи.

  1. Площадь Красноярского края составляет 14,2% площади России. Найдите площадь края, если площадь России 17100 тыс.км2.
  2. Из 6000 рублей охотник потратит 2/5 на продукты, 13/25 на бочку бензина. Сколько денег останется у него после этих затрат?
  3. Скорость бурана в 7 раз больше скорости охотника. Охотник проехал на буране 4,5 часа со скоростью 35 км в час. Дальше он прошел пешком 2,25 часа и дошел до избушки. Какое расстояние проделал охотник до избушки?

За правильное решение:

3-х задач – “ночлег в избушке”

2-х задач – “в палатке”

1 задачи – “у костра”

Если все игроки решат 3 задачи правильно, то все “ночуют в избушке”.

Сообщение. “Под аркой впереди на лыжах отправляются все мужчины, владеющие луком, имея во главе старейшину рода. За ним шел – главный охотник-промысловик, сзади рядовые люди. Найдя след лося или оленя, старик “гонит” след. За ним следуют другие. Старик не торопится, он разминает ноги, расправляет и прочищает лыжи. Но вот старик устает и пропускает главного охотника и остальную молодежь, из которой в этих экскурсиях вырабатываются будущие промышленники. Но старик со всем сердцем побежал, опередил всех, нашел зверя и убил его, и все остальные люди застают его уже с убитым зверем ”.

7. Подведение итогов. Лучшему игроку присуждается звание – лучший охотник-математик.

После долгой охоты охотники отдыхали и, чтобы не было скучно, загадывали друг другу шарады.

Выйдя на пенсию, старуха Шапокляк очень полюбила детей и устроилась учителем математики в школу. Но больше всего она любила двоечника Чебурашкина и поэтому чаще других вызывала его к доске. 8 марта она решила сделать себе подарок и задала ему задачку в зашифрованном виде:

- Скольшицы кошицы бушицы детшицы сошицы рокшицы плюсшицы семьшицы?

Чебурашкин ответил: “Соца рокца воца семьца”

Шапокляк: “Сарики дисьрики балрики бескрики!”

Расшифруйте.

  1. Какая мера длины определяется двумя нотами. (Миля)
  2. Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка? (Мышьяк)
  3. Какое кусачее насекомое появится, если ком чего-либо катать по участку площадью 100 метров квадратных? (Комар)
  4. Какая собачка появится из 16 кг и хвойного дерева? (Пудель)
  5. И 100 рия (история)
  6. РО 100 к (росток)

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3