Проектная деятельность учащихся на уроках технологии

Разделы: Технология


Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно готовить новое поколение людей к жизни в соответствии с потребностями изменившегося времени. Современный молодой человек, живущий в информационно и технологически насыщенном мире, должен овладеть основами технологической культуры, чтобы подготовиться к успешной преобразовательной деятельности. Особую значимость обладают современные образовательные технологии в процессе обучения. Речь пойдет о преимуществах проектного обучения, которое позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности во всей технологической цепочке - от идеи до её реализации.

Главная цель проектной деятельности - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. В этом аспекте именно проектная деятельность соответствует новым задачам образования и может стать одним из элементов модернизации его содержания в школе. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. В последние годы проектная деятельность стала частью учебного процесса. В нашей школе накоплен определенный опыт создание творческих проектов учащимися, как среднего, так и старшего звена. К освоению элементов проектной деятельности в процессе обучения на уроках технологии мы обратились еще 12 лет назад, в начале 90-х годов.

Важной особенностью методики организации проектной деятельности школьников является мотивационный этап, предшествующий началу работы над проектами. Необходимость мотивации проектной деятельности учащихся обусловлено тем, что

  • работа по методу проектов является для них принципиально новым видом учебно-познавательной деятельности;
  • учащихся привлекает организационная структура работы, сочетающая урочную деятельность с внеурочной, познавательную с творческой;
  • школьникам интересен и необычен интегративный подход в работе основанный на использований знаний из различных предметов.

Первыми в нашей практике стали разработки коллективных проектов по темам "Календарные праздники и обряды", "Новогодние фантазии", и другие. Сотрудничество школьников при работе над проектом имеет большое воспитательное значение, усиливает сплоченность детских коллективов, улучшает взаимодействие между учащимися параллельных классов. Особенно это важно в 5-6 классах, в начале освоения метода проектов. Но в коллективных проектах не всегда раскрываются личностные качества учеников, иногда проявляется и их незаинтересованность в изучении проблемы. В связи с этим возникала необходимость работы над индивидуальными проектами, где каждый ученик может выбрать созвучное его интересам направление проектной деятельности.

Темы индивидуальных проектов охватывают все области знаний не только предмета "Т технология",но и других смежных предметов. Особый интерес вызывает интегрированные проекты с использованием сведений из разных предметов: литературы, музыки, изодеятельности.

Одним из таких проектов стал проект "Терем-теремок" - призёр городской олимпиады по "Технологии". Персонажей народной сказки выполняли сами участники проекта в технике художественного вязания, макет теремка изготавливали мальчики на уроках изодеятельности. А инсценировать эту сказку и показать её перед маленькими зрителями детской деревни "SOS" помогали учителя литературы. Таким образом, интегрированный проект не только обеспечивает интерес к изучаемому материалу, но и помогает успешно реализовать межпредметные связи.

Программа технологического образования в старших классах значительно сложнее. Она знакомит учащихся с широким кругом предметных модулей, содержащих технологические знания и умения, способствует их политехническому, экологическому, экономическому образованию с опорой на развитие творческих способностей, исследовательских навыков, самостоятельности профессионального самоопределения личности. Проектные работы старшеклассников носят комплексный характер, т.к. включают в себя изученные модули:

  • Основы технологической культуры
  • Основы предпринимательства
  • Информационные технологии
  • Производство и окружающая среда
  • Проектная деятельность

Комплексный подход в проектировании позволяет учащимся включиться в виде деятельности, характерные для всех типов проектов: творческих, информационных, практико-ориентированных, исследовательских, социальных. Мы придерживаемся классификации проектов по доминирующему виду деятельности, именно на её основе школьники используют перечисленные выше типы проектов.

Накопленный опыт, по нашему мнению, убедил всех учителей технологии, что для поддерживания интереса к предмету и труду школьникам необходимо предложить дело или идею, непривычную для них, способную захватить новизной. Таким интересным делом для учащихся стала организация работы над социальным проектом "Творческая мастерская "Настроение"". Цель данного проекта - совместная творческая деятельность школьников, из друзей, родителей, педагогов по различным направлениям декоративно-прикладного творчества (вязание, вышивка, макраме, бисероплетение ) в организации развивающего досуга. Необычность проекта заключается в структуре организации деятельности творческой мастерской. Старшеклассники не только помогают в организации проведения занятий, но и сами выступают в роли помощника руководителя той или иной секции, могут самостоятельно провести мастер-класс. Работа с комплексными и социальными проектами позволяет школьникам выявить собственные интересы и способности, определиться с выбором профессии или сферы будущей деятельности, способствуют самоутверждению и самореализации проектантов.

Четвертый год подряд, начиная с 2006 года, в нашей школе проводится публичная защита проектов старшеклассников, которая является своеобразной репетицией пред экзаменом по технологии. Положительно то, что при защите проектов активно используется современная техника: аудио- и видеотехника, проекторы, интерактивная доска. Обращают на себя внимание и необычные формы защиты проектов:

  • Сказка;
  • Музыкальный спектакль;
  • Видеофильм;
  • Праздник;
  • Выставка

Положительный совместный результат внедрения публичной защиты проектов позволил учащимся выйти на итоговую аттестацию по технологии в форме защиты проекта. В 2007-2008 учебном году 28 обучающихся прошли итоговую аттестацию. Вот некоторые темы проектов итоговой аттестации:

  • "Мой вернисаж"- Джумагалиева Елена, 11 "б";
  • "Фитнес-центр "Сполохи""- Гладкова Оксана, 11 "б";
  • "Клуб выходного дня "Биесероплетения""- Лукашова Яна, 11 "б";
  • "Скейт-парк "Free Time""- Кирилов Сергей,Гагарин Алексей, 11 "в";
  • "Та девушка, которая поет" - Колыбина Аня, 11 "б"

Чтобы решать задачи развития творчества, учащихся в процессе проектной деятельности, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась эта деятельность, какой бы характер она ни носила, она всегда была и будет произвольной, т.е. ведомой, а деятельность учителя - организующей, ведущей. Если есть такое сотрудничество - есть и результат: наши выпускники стали студентами Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна, Московского Славянского института(факультет дизайна),Петрозаводского университета(факультет технологии и дизайна),Новгородский Государственный университета и других. Мы продолжаем вести поиск и обновление содержания проектной деятельности учащихся, осуществляем работу по интеграции технологии с другими учебными дисциплинами.