Цель:
Создание условий для:
- Развития лингвистической компетенции через умение анализировать текст, строить устное связное высказывание по теме “Виды сказуемых и способы его выражения”;
- Развитие коммуникативной компетенции на основе технологии обучения в сотрудничестве;
- Воспитания эстетических чувств и эмоциональной сферы личности.
Ход урока
Слайд 1
1. ОНУ
Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть. Желаю вам и себе хорошего настроения на уроке. Надеюсь,
Вы находитесь в группах по пять человек. У каждого из вас есть рабочий лист. Подпишите его. Мы будем использовать его в качестве рабочей тетради. К листам прикреплены номера. Они нужны будут нам для работы. На уроке нам понадобится учебник русского языка, ручка, карандаш, дневник.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2
Перед вами несколько высказываний. Прочитайте. Подумайте, что их объединяет? Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова.
1. Осень – это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.
2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето – живопись масляными красками, а осень – мозаика из всех времен года.
3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.
4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная... Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней не один.
- Ребята, что вы знаете о грамматической основе
предложения?
- Выделите грамматические основы в данных
предложениях.
3. Целеполагание.
- Ребята, во всех ли предложениях вы без
затруднений обозначили грамматическую основу
или где-то возникли сомнения? … А почему? (Не
всегда сказуемое выражено глаголом).
- Что вы знаете о сказуемом? На рабочем листе есть
шкала, напоминающая градусник. Заштрихуйте часть
градусника, представив, что это ваши знания по
данной теме.
Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Сказуемому)
Слайд 3
- Наша задача – провести небольшое
исследование с целью выявления грамматических
особенностей сказуемого.
- А для чего, по-вашему, нам нужны эти знания? ….
(Для совершенствования вашей речи). Итак, тема
урока: “Виды сказуемого и способы его
выражения”
4. Изучение нового.
Слайд 4
Перед вами соответствующая схема. Как видите, она пуста. Нам необходимо ее заполнить теоретическими сведениями. Работа в группах, на мой взгляд, поможет нам это осуществить. У каждого из вас есть стикер с номером. Это номер вопроса, над которым вы будете работать. В каждой группе 5 человек и столько же вопросов по теме.
Слайд 5
- Что обозначает сказуемое? (стр. 132)
- Какие виды сказуемых существуют? (стр.132)
- Каковы особенности простого глагольного сказуемого? (стр.133)
- В чем отличие составного глагольного сказуемого? (стр.133)
- Каковы особенности составного именного сказуемого?
Предлагаю обратиться к “интеллектуальному самоучителю?”. Что я имею в виду? (учебник) параграф 17, стр.132-136.
В течение 5 мин. каждый из вас погружается в теоретический материал, чтобы найти ответ на поставленный вопрос. В рабочих листах вы представляете схему-опору по изучаемому вопросу.
Я буду выступать в роли вашего помощника.
Этот этап работы завершен. Каждый из вас стал своего рода экспертом в своем вопросе. Предлагаю организовать “Встречу экспертов” Ваша цель: сравнить схемы- опоры, обсудить и выбрать оптимальный вариант представления информации. Время - три минуты.
Я вновь ваш помощник, консультант. ….
Время истекло. Экспертам необходимо собраться в первоначальные группы для следующего этапа работы.
Наступил этап взаимообучения. Обменяйтесь приобретенными знаниями обо всех особенностях сказуемого так, чтобы было понятно каждому. Задача ясна?
В своих рабочих листах вы можете сделать дополнительные записи.
!!!!! во время работы групп прикрепить дополнительные стикеры учащимся, которые будут отвечать…
5. Микроитог.
А теперь подведем итоги. Вернемся к схеме. Слайд 6
Ответить предстоит тем, у кого оказался прикреплен к стулу цветной стикер. Посмотрите, кому из вас улыбнулась удача.
- Что обозначает сказуемое? Слайд 7
- Какие виды сказуемых существуют? Слайд 8
- Каковы особенности простого глагольного сказуемого? Слайд 9
- В чем отличие составного глагольного сказуемого? Слайд 10
- Каковы особенности составного именного сказуемого? Слайд 11
6. Закрепление.
Напомните, какой теме были посвящены высказывания, с которыми мы работали в начале урока.
Предлагаю вам поэтический текст на эту тему. Слайд 12
- Перед вами стихотворение неизвестного автора. Позвольте мне его прочитать. Послушайте и подумайте, каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?
Осень золотая! – говорят поэты.
Я скорее ржавой назову её.
Пусть меня презреньем наградят эстеты,
Но, увы, такое мнение моё…Вижу я повсюду слякоть, дождь и лужи,
Лица недовольных, сгорбленных людей.
Треть из них чихает, голос их простужен
(Семьдесят процентов – женщин и детей!).Осень - это скука... И темнеет рано:
В пять уж ночь настала, тело хочет спать,
Тело покидает мягкости дивана,
К чёрту телевизор - шагом марш в кровать!Был бы я медведем, я б не знал заботы –
Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны,
И к восьми не мчался б рысью на работу,
Спал бы лишь и видел розовые сны.
Напоминаю вопрос: каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?
- В стихотворении есть строки: “Пусть меня презреньем наградят эстеты”. Кто такие “эстеты”? И почему лирический герой думает, что они “наградят его презреньем”?
Эстеты (древнегреч. “чувствующий”) – поклонник искусства, ценитель изящного.
Понравилось ли вам стихотворение?
- Вспомните поэтические строки, где тема осени звучит по-иному.
Но вернемся к исходному тексту.
- Как можно соотнести этот поэтический текст с
тем языковым материалом, который мы исследовали?
- Приведите примеры простого глагольного,
составного глагольного и составного именного
сказуемых.
Какова их роль в тексте?
Есть такое высказывание “ Сказуемое- это рельсы, по которым движется мысль” Как вы его понимаете?
7. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: “ Сказуемое – это рельсы, по которым движется мысль”
Вернемся к шкале знаний. Заполните ее настолько, насколько глубже стали ваши знания по теме “Сказуемое и способы его выражения”