Виды сказуемого и способы его выражения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель:

Создание условий для:

  • Развития лингвистической компетенции через умение анализировать текст, строить устное связное высказывание по теме “Виды сказуемых и способы его выражения”;
  • Развитие коммуникативной компетенции на основе технологии обучения в сотрудничестве;
  • Воспитания эстетических чувств и эмоциональной сферы личности.

Ход урока

Презентация

Слайд 1

1. ОНУ

Добрый день, ребята. Я очень рада вас видеть. Желаю вам и себе хорошего настроения на уроке. Надеюсь,

Вы находитесь в группах по пять человек. У каждого из вас есть рабочий лист. Подпишите его. Мы будем использовать его в качестве рабочей тетради. К листам прикреплены номера. Они нужны будут нам для работы. На уроке нам понадобится учебник русского языка, ручка, карандаш, дневник.

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

Перед вами несколько высказываний. Прочитайте. Подумайте, что их объединяет? Попытайтесь интонационно выделить ключевые слова.

1. Осень – это время года, сразу после которого начинается ожидание весны.
2. Зима – гравюра, весна — акварель, лето – живопись масляными красками, а осень – мозаика из всех времен года.
3. Весной сердце ошибается, а осенью подводит итоги.
4. Осень холодная, мерзкая, дождливая, ветреная... Но она становится тёплой и уютной, если ты в ней не один.

- Ребята, что вы знаете о грамматической основе предложения?
- Выделите грамматические основы в данных предложениях.

3. Целеполагание.

- Ребята, во всех ли предложениях вы без затруднений обозначили грамматическую основу или где-то возникли сомнения? … А почему? (Не всегда сказуемое выражено глаголом).
- Что вы знаете о сказуемом? На рабочем листе есть шкала, напоминающая градусник. Заштрихуйте часть градусника, представив, что это ваши знания по данной теме.

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (Сказуемому)

Слайд 3

- Наша задача – провести небольшое исследование с целью выявления грамматических особенностей сказуемого.
- А для чего, по-вашему, нам нужны эти знания? …. (Для совершенствования вашей речи). Итак, тема урока: “Виды сказуемого и способы его выражения”

4. Изучение нового.

Слайд 4

Перед вами соответствующая схема. Как видите, она пуста. Нам необходимо ее заполнить теоретическими сведениями. Работа в группах, на мой взгляд, поможет нам это осуществить. У каждого из вас есть стикер с номером. Это номер вопроса, над которым вы будете работать. В каждой группе 5 человек и столько же вопросов по теме.

Слайд 5

  1. Что обозначает сказуемое? (стр. 132)
  2. Какие виды сказуемых существуют? (стр.132)
  3. Каковы особенности простого глагольного сказуемого? (стр.133)
  4. В чем отличие составного глагольного сказуемого? (стр.133)
  5. Каковы особенности составного именного сказуемого?

Предлагаю обратиться к “интеллектуальному самоучителю?”. Что я имею в виду? (учебник) параграф 17, стр.132-136.

В течение 5 мин. каждый из вас погружается в теоретический материал, чтобы найти ответ на поставленный вопрос. В рабочих листах вы представляете схему-опору по изучаемому вопросу.

Я буду выступать в роли вашего помощника.

Этот этап работы завершен. Каждый из вас стал своего рода экспертом в своем вопросе. Предлагаю организовать “Встречу экспертов” Ваша цель: сравнить схемы- опоры, обсудить и выбрать оптимальный вариант представления информации. Время - три минуты.

Я вновь ваш помощник, консультант. ….

Время истекло. Экспертам необходимо собраться в первоначальные группы для следующего этапа работы.

Наступил этап взаимообучения. Обменяйтесь приобретенными знаниями обо всех особенностях сказуемого так, чтобы было понятно каждому. Задача ясна?

В своих рабочих листах вы можете сделать дополнительные записи.

!!!!! во время работы групп прикрепить дополнительные стикеры учащимся, которые будут отвечать…

5. Микроитог.

А теперь подведем итоги. Вернемся к схеме. Слайд 6

Ответить предстоит тем, у кого оказался прикреплен к стулу цветной стикер. Посмотрите, кому из вас улыбнулась удача.

  1. Что обозначает сказуемое? Слайд 7
  2. Какие виды сказуемых существуют? Слайд 8
  3. Каковы особенности простого глагольного сказуемого? Слайд 9
  4. В чем отличие составного глагольного сказуемого? Слайд 10
  5. Каковы особенности составного именного сказуемого? Слайд 11

6. Закрепление.

Напомните, какой теме были посвящены высказывания, с которыми мы работали в начале урока.

Предлагаю вам поэтический текст на эту тему. Слайд 12

- Перед вами стихотворение неизвестного автора. Позвольте мне его прочитать. Послушайте и подумайте, каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?

Осень золотая! – говорят поэты.
Я скорее ржавой назову её.
Пусть меня презреньем наградят эстеты,
Но, увы, такое мнение моё…

Вижу я повсюду слякоть, дождь и лужи,
Лица недовольных, сгорбленных людей.
Треть из них чихает, голос их простужен
(Семьдесят процентов – женщин и детей!).

Осень - это скука... И темнеет рано:
В пять уж ночь настала, тело хочет спать,
Тело покидает мягкости дивана,
К чёрту телевизор - шагом марш в кровать!

Был бы я медведем, я б не знал заботы –
Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны,
И к восьми не мчался б рысью на работу,
Спал бы лишь и видел розовые сны.

Напоминаю вопрос: каково настроение лирического героя? Совпадает ли оно с вашим восприятием осени?

- В стихотворении есть строки: “Пусть меня презреньем наградят эстеты”. Кто такие “эстеты”? И почему лирический герой думает, что они “наградят его презреньем”?

Эстеты (древнегреч. “чувствующий”) – поклонник искусства, ценитель изящного.

Понравилось ли вам стихотворение?

- Вспомните поэтические строки, где тема осени звучит по-иному.

Но вернемся к исходному тексту.

- Как можно соотнести этот поэтический текст с тем языковым материалом, который мы исследовали?
- Приведите примеры простого глагольного, составного глагольного и составного именного сказуемых.

Какова их роль в тексте?

Есть такое высказывание “ Сказуемое- это рельсы, по которым движется мысль” Как вы его понимаете?

7. Домашнее задание: напишите небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: “ Сказуемое – это рельсы, по которым движется мысль”

Вернемся к шкале знаний. Заполните ее настолько, насколько глубже стали ваши знания по теме “Сказуемое и способы его выражения”

Приложение.