Цели:
- Рассмотреть особенности природы южных материков, обусловленные общей историей развития.
- Повторить черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон южных материков.
- Создать представление о своеобразии, уникальности материков.
- Способствовать обобщению и закреплению знаний учащихся о природе и населении Южных материков.
- Закрепить алгоритм изучения географического объекта.
- Совершенствовать умение учащихся работать с географическими объектами, источниками различной информации.
- Развивать мышление, привлекая к решению познавательных задач.
- Способствовать развитию логического мышления, умения быстро и правильно излагать свои мысли на поставленные вопросы, умение общаться в коллективе.
- Воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям.
- Умения концентрировать внимание, стремление рационально использовать время.
- Формирование экологического сознания, любви к уникальной природе Земли, уважения к различным расам, народам, проживающим на ней.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности рабочего места. Целеполагание и мотивация:
Я с детства очень люблю географию. Кем ещё может стать человек, любящий географию?
Какую профессию мог бы выбрать?
(Если молчат дети) Коллеги, давайте немного поможем ребятам. В каких профессиях ведущим является мой предмет? (Геолог, картограф, геодезист, топограф, вулканолог). Изучая географическое положение материков, вы побывали в роли картографов, заполняя контурные карты. Были, топографами и геологами изучая рельеф и полезные ископаемые. Знакомились с профессией гидролога, изучая реки и озёра. А сегодня я хочу, чтобы вы вместе со мной совершили путешествие по уже изученным материкам и открыли их для себя в несколько новом качестве. Я предлагаю вам побывать сегодня агентами туристического бюро. Нам надоели затянувшиеся холода, и я приглашаю вас в путешествие по Южным континентам. Из большого объёма имеющихся у вас знаний о материках, мы выберем именно те, которые являются достопримечательными для каждого из них и нашей новой профессии.
Какие материки являются южными? (Слайд)
Чтобы предлагать материк для посещения туристам, мы сами должны владеть информацией о нём. Для этого у вас на столах имеются заготовки для географического описания каждого материка, так называемые инструкционные пособия и контурные карты. Контурные карты положите перед собой, они будут служить вам блокнотом, в который мы будем фиксировать все путевые заметки.
Итак, начнем наше виртуальное путешествие. Давайте совершим посадку на наш корабль. Внимание, будьте внимательны и предельно аккуратны, мы отчаливаем. (Слайд)
АФРИКА
Давайте угадаем, какой континент виднеется у нас на горизонте?
Его крайние точки:
С – м. Бен-Секка
Ю – м. Игольный
З – Альмади
В – м. Рас- Хафун
Его ещё называют “черным”. Молодцы! Конечно же, это Африка! (Слайд)
Достаньте путеводные листы Африки. Материк мы изучаем по плану, который можно увидеть на ваших листах. Описание материка будем производить в определенной последованности. Последовательность изучения выделена этапами и пронумерована.
Первое, что мы сообщим туристам – это, конечно же, информация из истории открытия материка.
I. Исследователи. Давайте вспомним английского путешественника и исследователя рек и озёр Африки. Кто это? Найдите, и наклейте на наши путеводители Давида Ливингстона, который посвятил Африке всю свою жизнь и был похоронен на берегу озера Виктория. (Щелчок к слайду)
II. Рельеф.
Что привлечет наше внимание в рельефе Африки? (дети отвечают)
Конечно, Восточноафриканское плоскогорье. А какой знаменитый вулкан не ускользнет от нашего взора? Кстати, он же является самой высокой точкой этого материка (Килиманджаро). Обозначьте его в своей карте.
(Щелчок к слайду)
III. Климат.
С какими экстремальными климатическими условиями познакомится турист, путешествуя по Африке? (Тропический, пустынный климат) Для какой природной зоны он характерен? (Пустыни) Где расположена самая большая пустыня Африки? Найдите и нанесите её, пожалуйста, на ваши контурные карты. (Щелчок к слайду)
Какие достопримечательности могут заинтересовать нас в безжизненной Сахаре? Мы можем стать участниками увлекательных гонок ралли Дакар. Любителям экстрима мы посоветуем прибыть именно сюда. (Щелчок к слайду)
А чем могут побаловать себя любители понежиться на пляже? Средиземноморские курорты, так облюбованные российскими туристами, однозначно, привлекут наше внимание. Найдите эти места в атласах. Какие еще достопримечательности расположены на африканском континенте? Несомненно, это внушительные и величественные Египетские пирамиды. (Щелчок к слайду)
IV. Воды.
Какие водоемы мы повстречаем в Африке? (Называют).
Почему египтяне обожествляли Нил? (Щелчок к слайду).
Несмотря на то, что он протекает по самой большой пустыне материка, Нил не пересыхает, так берёт начал в экваториальном поясе с ежедневными атмосферными осадками. Подпишите Нил на своей контурной карте.
Какая река дважды пересекает экватор? (Конго) (Щелчок к слайду).
Подпишите ее.
V. Население:
Представители, какой расы являются коренными жителями данного материка?
(Щелчок к слайду).
VI. Животные:
Очень многообразен и не менее безопасен животный мир Африки. Вспомните ребята, какие представители животного мира являются наиболее характерными для этой местности? Может вас, сориентирует мультфильм “Мадагаскар” (отвечают).
Какие виды эндемичных животных можно встретить в Африке? (Жираф, зебра, лев, слон и др). Я уверенна, что мы не ошибемся, если выберем льва, который является самым характерным животным. Давайте вклеим заготовки, относящиеся к Африке в ваши контурные карты (клеят).
А пока вы работаете, я хочу предложить вам прослушать незабываемый ритм и звук африканского континента, в котором отражены все его специфические особенности, темперамент, своеобразие (Слайд с музыкой Африки).
В итоге у учащихся на контурной карте уже вклеены иллюстрации и вписаны следующие объекты:
- Килиманджаро.
- Сахара.
- Пирамиды.
- Ливингстон.
- Нил.
- Животные.
- Негры.
АВСТРАЛИЯ
Мы совершили краткий экскурс по самым ярким достопримечательностям Африки.
Времени, ребята, у нас немного. Корабль уже ждет, предлагаю погрузиться и отправиться в дальнейший путь (Слайд).
Давайте, определим, куда мы приближаемся?
Я предлагаю прослушать небольшое четверостишие:
“Сей континент – страна наоборот,
Она располагается под нами,
Там очевидно ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.”
Как вы думаете, о каком континенте идет речь?
Молодцы! Совершенно верно, это Австралия. (Слайд). Положите перед собой путеводитель по Австралии. Продолжаем изучать.
I. Исследователи:
Припомните шуточную песню Владимира Высоцкого, и ответьте на мой вопрос. Какой английский исследователь открыл восточное побережье Австралии, и пострадал от островитян? (Джеймс Кук) Выберете его портрет и положите на карту, рядом с Австралией. (Щелчок к слайду)
II. Географисеское положение:
Определите крайние точки этого материка. Назовите их.
III. Рельеф:
Достопримечательным в рельефе Австралии является самый протяженный горный хребет? (Большой водораздельный хребет)
Не менее интересным окажется для туристов и параллельные Большому водораздельному хребту органические постройки в Тихом океане? (Большой барьерный риф).
(Щелчок к слайду)
IV. Климат:
Какой климат занимает в Австралии наибольшую площадь? (Тропический)
Какими показателями характерен тропический климат? (Сухой)
Почему Австралия – самый сухой материк? Во-первых, почти вся расположена в тропических широтах, во-вторых, горы на востоке препятствуют влиянию на климат влажных пассатов с Тихого океана, в-третьих, Австралия – самый низкий материк.
V. Воды:
Ребята, посмотрите на карту в ваших путевых листах, и обратите внимание, что озера здесь обозначены красным цветом, а реки пунктирной линией. Как вы думаете почему?
Из-за жаркого и сухого климата, сильного испарения озера становятся солеными и часто пересыхают. На карте же соленые озера всегда окрашены малиновым цветом, а пересыхающие реки пунктиром.
Влюбленных путешественников привлечет необычайное озеро красного цвета, в форме сердца в самом центе Австралии. Какое это озеро, ребята? Конечно же, это озеро Эир. Давайте нанесем его на карту. (Щелчок к слайду)
VI. Население:
Необходимо отметить, что Австралия долгое время являлась колонией. Известно ли вам, кто встретил первых колонистов Австралии? Кто является коренным населением? (аборигены) – нашли, отложили. (Щелчок к слайду)
А вы знаете, какие государства может посетить турист, будучи в Австралии? Совершенно верно. Австралия является одновременно и материком и единым государством. Какой язык называется государственным? (Конечно, английский, т.к. мы уже отметили, что это бывшая колония Англии).
VII. Животные:
Прежде, чем мы коснемся изучения представителей животного мира, я хочу задать вам вопрос: объясните, почему Австралию называют огромным природным заповедником?
Ответ: Очень долгое время Австралия развивалась изолированно, поэтому на материке много эндемиков – видов, которые встречаются только здесь и больше нигде.
Какие это животные назовите мне их (кенгуру). (Щелчок к слайду)
Благодаря изолированности и отсутствию хищников, в Австралии сохранились многие животные, которых ученые считали вымершими (например, яйцекладущие млекопитающие – утконос и ехидна).
Ребята мы вновь ознакомились с континентом по имеющемуся у нас плану.
Выделенных нами характерных представителей я попрошу вклеить в ваши контурные карты. Ну а пока вы заняты делом, я предлагаю вам прослушать фрагмент гимна такого удивительного материка и страны одновременно. (Слайд с гимном Австралии).
В итоге у учащихся на контурной карте уже вклеены иллюстрации и вписаны следующие объекты:
- Джеймс Кук.
- Большой Водораздельный хребет.
- Большой барьерный риф.
- Эйр.
- Муррей.
- Кенгуру.
Понежившись на самых солнечных песчаных пляжах Австралии, нам пора торопиться дальше. Нас ждут не менее увлекательные путешествия. Корабль готов. Плывем дальше. (Слайд)
Динамическая пауза.
Ой, ребята, мне кажется, что я потеряла нашу карту. Но я помню, что необходимо плыть в северо-западном направлении. Помогите мне и подскажите, при помощи какого прибора мы будем ориентироваться в данной ситуации. (Компас) (Щелчок к слайду)
Молодцы. Представьте себе, что ваши руки – это стрелки компаса. Поверните ваши руки вправо, влево…(Щелчок к слайду)
Ну, что размялись? Молодцы. Продолжим дальше. (Щелчок к слайду)
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Что это виднеется у нас на горизонте? Сдается мне, что мы приближаемся следующему континенту, который можно описать следующими словами Булата Окуджавы:
“Да осенит Вас южный крест,
Названия почти как музыка.
Хибарки посередине мусора
Да осенит Вас южный крест…”
Эти слова сказаны о Южной Америке.
I. Исследователи:
Впервые исследовал материк немецкий географ, получивший прозвище “второй Колумб”. Вспомните, кто это? Александр Гумбольдт. Найдите его фотографию у себя в конверте. Отложите ее к себе на карту, потом подклеим ее, ребята. (Щелчок к слайду)
II. Географисеское положение:
Давайте определимся с очертаниями материка и выявим его крайние точки. Назовите, какие точки определяют контуры континента. Найдите их.
III. Рельеф:
Как вы думаете, ребята, что привлечет нас, как путешественников, и других туристов в рельефе Южной Америки? Здесь находится самая протяженная горная Цепь Земли, как она называется? (Анды, ее вершина г. Аконкагуа). (Щелчок к слайду)
IV. Климат:
Чем характеризуется климат Южной Америки? Почему он является самым влажным материком? (Пересекается экватором, где выпадает большое количество осадков).
V. Воды:
Какие водоемы являются наиболее достопримечательными и почему? Сама полноводная река Юж. Америки – Амазонка. В честь этой реки было названо мифическое племя прекрасных воинствующих женщин Амазонок. (Щелчок к слайду)
Если вы прочитаете произведение “Отважная охотница” Майн Рида, то более подробно ознакомитесь с историей этого племени. Здесь же, на реке Ориноко, находится самый высокий водопад Анхель. (Щелчок к слайду)
Найдите его. Хорошо. Нанесите его на контурные карты.
VI. Население:
С какими коренными жителями мы повстречаемся, посетив Южную Америку?
(Щелчок к слайду)
Да это индейцы, образ жизни которых практически не изменился с Колумбовских времен.
VII. Животные:
Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы. В длину достигает 2 м, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян) на домашних животных нападает редко. Имеет два названия, одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США (ягуар или пума). (Щелчок к слайду)
Я предлагаю вам оперативно вклеить раздаточный материал, характеризующий Америку в ваши контурные карты. Ну и конечно прослушать колоритное звучание Южноамериканского континента. (Слайд с музыкой Южной Америки).
В итоге у учащихся на контурной карте уже вклеены иллюстрации и вписаны следующие объекты:
- Гумбольд.
- Анхель.
- Индейцы.
- Анаконда.
- Анды.
- Амазонка.
Покидаем Южную Америку, но запомним ее красоты. Предлагаю всем подняться на корабль. Продолжаем наше путешествие. (Слайд)
АНТАРКТИДА
Я зачитаю вам слова путешественника А. Бэрда, который писал:
“На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, закованная в голубое, земля, зловещая и прекрасная, она покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии и снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало луны и солнца, его горизонты окрашены розовыми, золотыми, зелеными и голубыми тонами постели”.
О каком континенте идет речь? Конечно это таинственная Антарктида. (Слайд)
I. Исследователи.
Кто же отважился посетить и впервые исследовать столь суровый и непреступный материк? Совершенно верно, ребята, это были наши русские путешественники, которые впервые открыли материк - Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев.
Знаете ли вы, кто впервые побывал на Южном полюсе? (Р. Амундсен)
(Щелчок к слайду)
II. Географисеское положение:
Обратите внимание на свои путеводные листы. Давайте определимся, что мы можем сказать о географическом положении Антаркиды. Обратим ваше внимание, что она полностью расположена на южном полюсе.
III. Рельеф:
Продолжением, какой горной системы является Трансатлантический хребет
(Анды) Почему мы их не видим? (Вечная мерзлота, все покрыто толщей льда).
IV. Климат:
Как, по-вашему, можно охарактеризовать климат материка? Какие эпитеты можно подобрать? (Морозный, суровый, заснеженный, безжизненный) А знаете ли вы каковы среднегодовые температуры в Антарктиде? (-50С) Где находится полюс холода? (Станция Восток, -80С)
V. Воды:
Представим себя на месте Амундсена и Скотта. В каком водоеме они могли восполнить запасы воды? Сможем ли мы в каком-нибудь водоеме ополоснуть свои руки или насладиться бурлящими потоками и журчанием воды? (Нет, вечная мерзлота).
VI. Население:
А кто, ребята, нас встретит, когда мы причалим к берегам континента? (Никто, т.к. безжизненный материк).
VII. Животные:
Полное отсутствие человеческого населения, предполагает и отсутствие животного мира? Насколько безжизненна Антарктида? Кого же все-таки мы можем повстречать здесь? (Щелчок к слайду)
А если нам захочется привезти пингвинят, которые только что появились на свет, нам этого не удастся, т.к. мы не найдем их гнезд? Почему? (Отвечают).
Давайте подклеим информацию об Антарктиде в контурные карты.
Ребята, а сможем ли мы прослушать музыку континента?
(пения птиц – нет,
шуршание листвы – нет,
речь местных жителей – нет
только сильный, завывающий вой ветра). (Слайд с
видеофрагментом).
Каким людям мы посоветуем сделать выбор в пользу путешествия на Антарктиду? Только самым смелым, отважным, ну и конечно, обладающим хорошим здоровьем, чтобы вынести лютый холод и пронизывающий ветер. (Щелчок к слайду)
Ну вот, ребята, мы побывали на всех четырёх южных материках. (Щелчок к слайду)
Напомните мне, а почему они называются южными? А почему они расположены в южном полушарии? Каждый из них очень необычен, интересен и индивидуален. Но если вы внимательно проанализируете их, то сможете выявить достаточно много общих черт. Чем объясняется это сходство? Несомненно, одинаковым происхождением. Некогда все эти четыре материка представляли собой единое целое. Как назывался эти материк? (Гондвана) (Щелчок к слайду)
Ребята, мы заполнили рабочие листы, которые из контурной карты превратились в очень красочное, иллюстрированное пособие для путешественника. Закройте его и вернитесь на титульный лист. Теперь этот буклет ваш личный путеводитель. Результат вашего труда. Впишите свою фамилию и имя.
Обратите внимание, что внизу я подготовила для вас строки и на каждой строке вписан год. Я очень надеюсь, что наше виртуальное путешествие вам понравилось, вы не остановитесь на достигнутом и захотите разглядеть эти красоты воочию. Здесь вы сможете наметить план своих будущих реальных путешествий. Может быть, в 2020 г вы посетите дебри Занзибара, а в 2025 гонки в Сахаре, посетите необыкновенный Сиднейский оперный театр в Австралии. Я искренне вам этого желаю. И, может быть, во время вашего путешествия вспомните обо мне и о нашем уроке.
Созданный вами минипроект вы можете забрать с собой. Если вы хотите остаться только путешественниками, то атласа вам будет достаточно. Ну а если география вас заинтересовала, то при выходе возьмите более расширенный материал для того чтобы пополнить свои знания, а дома можете внести дополнительную информацию в ваши карты, сделать ее более информативной. Пока вы собираете свои вещи, я предлагаю вам полюбоваться красотами южных материков.
Спасибо за урок. До свидания. (Слайд с музыкой).