Оборудование: карта Кемеровской области, панорама тайги (макет), иллюстрации животных, маски животных, плакаты, костюм вороны, кассета с записью голосов леса.
Ход занятия
Показать детям карту Кемеровской области.
- Ребята, это карта нашей Кемеровской области. Здесь мы с вами живем. Вот здесь находится наш город Междуреченск. Наша область по настоящему богата: лесом, реками, озерами. Богата зверем, птицей, рыбой. Сегодня мы будем говорить о тайге и ее обитателях. Вот она на карте обозначена зеленым цветом. Тайга, ребята, это лес, где растет много хвойных деревьев. Назовите мне какие хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей). Здесь же в тайге, ребята, обитает много диких животных для которых наши леса - родной дом. Назовите мне диких животных которых вы знаете и которые обитают в наших лесах?
- Ребята, я приготовила вам сюрприз. Некоторые из этих животных находятся здесь. Они загадают вам загадки о себе. Если вы их отгадаете, то сможете их узнать. Я приглашаю первого гостя. (Выходит ребенок и загадывает загадку):
Я зверь небольшой и у меня много врагов.
И все-таки я живу не тужу.
Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги.
А еще я умею путать следы.
Люблю есть траву, молодые веточки и кору деревьев.
Зимой я меняю свою шубку на новую.
- Кто это? (Заяц. Одеть на ребенка маску зайца. Пригласить второго гостя).
Я зверь хищный.
Шкурка у меня красивая и пушистая.
Зимой она такая же яркая как и летом.
У меня очень хороший нюх.
Я ловко ловлю мышей, зайчиков, люблю курочек.
А еще меня зовут по отчеству - Патрикеевна.
- Кто это? (Лиса. Одеть на ребенка маску лисы. Пригласить третьего гостя).
Я тоже хищный зверь.
В сказках меня называют серым и глупым.
На самом деле это не так.
Я зверь умный, сильный и красивый.
Шкурка у меня всегда одного цвета.
Я могу поймать зайца, оленя и даже лося.
Живу не один, а в стае.
- Кто это? (Волк. Одеваю на ребенка маску волка).
- Ребята, а ведь я много зверей пригласила к нам на занятие, а пришли только трое. А где же остальные? Может нам ворона сможет объяснить? Она лесной почтальон и принесла нам телеграммы от лесных жителей.
(Входит девочка в костюме вороны).
Ворона: Летала я летала, всех к вам в гости приглашала, да все холода боятся. Прислали телеграммы с рассказами о себе, но вот беда: звери в спешке забыли их подписать. Помогите, ребята, мне разобраться от кого я вам принесла телеграммы.
Воспитатель: Конечно поможет тебе ворона. Ты садись с ребятами, а я буду телеграммы читать.
Телеграмма № 1: Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, потому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. К холодам жира накоплю столько, что сплю потом всю зиму. (Барсук. Показать иллюстрацию барсука).
Телеграмма № 2: Я люблю лес, где много кедровых, еловых и сосновых шишек. Поселяюсь в собственных жилищах или в старых вороньих гнездах. Люблю устраиваться в дуплах деревьев. Свое гнездо выстилаю мхом, лишайником и травой. Очень люблю орехи, еловые и сосновые семена, грибы. Ловко умею прыгать по деревьям, а пушистый хвост служит мне рулем. Главный мой враг – куница. (Белка. Показать иллюстрацию белки).
Телеграмма № 3: Я животное лесное, хищное, хвост у меня длинный и пушистый, а лапы короткие и широкие. На шее у меня есть желтое пятно, за что и называют меня желтодушкой. Охотиться люблю вечером, а днем сплю в дупле. Быстро и ловко прыгаю по деревьям и по земле. Ловлю мышей, птиц, а также люблю ягоды и плоды. (Куница. Показать иллюстрацию куницы).
Далее провести игру-разминку с движениями:
Только в лес мы пришли,
Появились комары.
Вдруг мы видим: у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо несем.
На полянку мы заходим,
Много ягод мы находим.
Впереди из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Лесорубами мы стали,
Топоры мы в руки взяли
И руками сделав взмах,
По полену сильно – бах!
(Разделить детей на две команды: зайчиков и белочек и провести викторину).
Вопросы викторины:
1. У кого из зверей фамилия Топтыгин? (У медведя).
2. Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лису).
3. Какой зверь дал название короткой мужской прическе? (Ёжик).
4. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк).
5. Кого в шутку называют косым? (Зайца).
6. Кто на своей голове лес носит? (Олень).
(Подвести итоги викторины. Далее показать детям игрушку старичка- лесовичка. Объяснить, что лесовичок принес им свои загадки. Ребята должны отгадать, каких зверей нужно вернуть и в какую сказку).
- Этот зверь пел чужим голосом: "Козлятушки, ребятушки, Отопритеся, отворитеся.... Кого и в какую сказку нужно вернуть? (Волка в сказку "Волк и семеро козлят")
- У одного зверя избушка была ледяная, а у другого лубяная. Назовите этих зверей и из какой они сказки? (Лиса и заяц из сказки "Заюшкина избушка")
- Кто и в какой сказке пел эту песенку: "Петушок, петушок - золотой гребешок...." (Лиса из сказки "Кот, петух и лиса")
- "Ловись рыбка и мала и велика" кто ловил рыбку хвостом и в какой сказке? (Волк из сказки "Лисичка-сестричка и серый волк")
- Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку и думает, кто же здесь живет? Почему никого не видно? Кто жил в избушке и как называется сказка? (Медведь из сказки "Маша и медведь")
- Ребята, мы сейчас будем разгадывать такие загадки, которые еще никогда не разгадывали, называются они кроссворд. (Кроссворд на половине листа ватмана вывешен на доске).
Почтальон лесной – ворона
Мне доставила конверт
Лист на клетки поделен в нем
В каждой клетке есть секрет.
Если вы ответ найдете,
То друзей приобретете.
1. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год
Шуба серая - для лета,
Для зимы другого цвета.
(Заяц).
2. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь).
3. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса).
4. Зубовато, серовато
По полю рыщет
Телят, овец ищет.
(Волк).
5. По деревьям скок да скок
Мелькает рыжий огонек.
(Белка).
(Когда все клетки заполнены, дети читают слово в красных клетках – звери).
- Ребята, сегодня мы с вами говорили о диких животных. Тайга для них родной дом. К сожалению, очень долго человек бездумно относился к природе. Люди вырубали деревья, очень много охотились на зверей и птиц, поэтому многие растения и животные исчезли совсем.
(Показать детям панораму тайги и провести небольшую беседу об охране природы).
Ребенок читает стихотворение:
Лес – это сказка из чудес
Это – зайца быстрота
И березок красота.
Земляника красная
И полянка ясная.
Это множество грибов,
Пестрота лесных цветов,
Это пенье соловья,
Берегите лес, друзья!