Цели и задачи:
- Изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
- Привлечь детей и родителей к чтению;
- Развивать творческие способности;
- Оказать семье информационную помощь;
- Способствовать сплочению семьи , взрослых и детей в общем деле;
- Выявить самую читающую семью.
Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к баллам, полученным в конкурсных заданиях.
При оценке домашнего задания предусматривались следующие критерии:
- Эстетичность оформления визитной карточки семьи и представления книги о войне;
- Сложность в ее изготовлении и представлении;
- Творческие идеи;
- Содержательность предложенного материала.
Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.
Предварительная работа: разработка положения о конкурсе “Мама, папа, я – читающая семья”:цель, задачи, форма проведения (см. Приложение 1)
Материалы: презентация с портретами, вопросами, доски, фломастеры, книжная выставка, кадры фильма, музыка.
Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи-участницы конкурса. Звучит музыка (Слайд №1 презентации).
Библиотекарь: Добрый день, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, о военно-патриотической книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей школы.
Выходит ученица, читает стихотворение.
Книга – ценность поколений,
Книга – мудрости печать.
Что ж, наверное, от лени
Стали меньше мы читать.
Но такое происходит
Не всегда и не везде.
Чтение в потребность входит,
Например, в моей семье.
Каждый книгу выбирает
Ту, что сердце позовет.
Скучно нам и не бывает,
Скука здесь не проживет.
Вся семья моя читает
Это все не просто так.
Книга душу согревает.
Вот , что точно не пустяк.
Лена Долгова.
Библиотекарь: Семейное чтение – одно из самых действенных рецептов для нравственного роста ребенка. Именно семейное чтение помогает сохранить теплые, доверительные отношения в семье Хорошую детскую книжку можно читать вслух на радость взрослым и детям. Она объединяет поколения.
Библиотекарь: Наш конкурс посвящен 70-летию Победы советского народа Великой Отечественной войне. Каждый конкурс – это лишь небольшая страница истории Великой Отечественной войны. В конкурсе принимают участие семейные команды – участники – 5 классов. Литературный конкурс состоит из нескольких номинаций, часть из которых конкурсанты выполняли дома.
Номинация №1 – “Визитная карточка семьи”.
Каждая семья представляет свою визитную карточку. Это домашнее задание представляет собой краткий рассказ “Любимые книги нашей семьи”, чтение и обсуждение прочитанного, рассказ о домашней библиотеке.
Библиотекарь: Спасибо, уважаемые участники. Мне приятно, что все вы неравнодушны к вопросам чтения. Желаю вам всем успехов в конкурсе!
Библиотекарь: (слайд №4) “Моя первая книга о войне”.
Номинация №2 – “Моя первая книга о войне” – (домашнее задание).
Это краткий рассказ родителей и учащихся об их первой прочитанной книге о войне. Поделитесь своими впечатлениями и мыслями о прочитанном.
Номинация “ Моя первая книга о войне” передает из поколения в поколение свет подвига и памяти о тех, кто подарил миру Победу над фашизмом.
Номинация №3 – Конкурс рисунков, открытка ветерану. Еще одно домашнее задание (см. Приложение №1) – (Слайд №5).
Номинация №4 “Конкурс для родителей” (слайд №6-8)
От каждой команды выходят по одному представителю-родителю. Они получают фото писателей и городов-героев и вопросы. Их задача узнать и ответить.
1. Назвать писателей, пишущих о войне (слайд №7)
Фото №1 – Константин Симонов,
Фото №2 – Михаил Шолохов,
Фото №3 – Б.Васильев,
Фото №4 – Юрий Бондарев,
Фото №5 – Эмануил Казакевич,
Фото №6 – В.Кондратьев.
2. Викторина для родителей (слайд № 8)
Вопросы:
- Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны. (22.06.1941-09.05.1945)
- Сколько дней длилась война? (1418 дней и ночей)
- Потери советского народа в Великой Отечественной войне? (27 млн. человек)
- Основные сражения Великой Отечественной войны. (Битва за Москву. Блокада Ленинграда , Сталинградская битва, Курская битва и др.)
- Назовите авторов книг:
а) “ А зори здесь тихие” – (Б.Васильев)
б) “Судьба человека” – (М.Шолохов)
в) “Горячий снег – (Ю.Бондарев)
г) “Живые и мертвые” – (К.Симонов)
3. Конкурс “города-герои” (слайд №9). В нем могут принять участие и дети
Фото 1 – Брест,
Фото 2 – Волгоград,
Фото 3 – Минск,
Фото 4 – Мурманск,
Фото 5 – Киев,
Фото 6 – Ленинград.
Номинация № 5 – “Конкурс чтецов” (Слайд №10)
Конкурсанты читают наизусть стихи о войне
Номинация №6 – “Литературный турнир для детей” (слайд №11-13)
Дети-конкурсанты отвечают на предоставленные им вопросы
“Верните произведению его героя” (слайд № 12)
Ваня Солнцев (“Сын полка”),
Лариса Михеенко (“Партизанка Лара”),
Гуля Королева (“Четвертая высота”),
Володя Дубинин (“Улица младшего сына”).
Библиотекарь: Дополнительные вопросы участникам:
1. Ваня Солнцев – реальное лицо или вымышленное? Каким предстает Ваня в повести? (самостоятельный, смелый, смышленый, надеется на себя, вежливый, не всегда дисциплинирован), а разведчики – ? (добрые, мужественные, любят детей, способны понять и оценить хорошего человека).
2. Что объединяет авторов книг о войне? (Все они знали войну не по рассказам, они сами участвовали в ней, их герои в основном это реальные участники войны).
3. Какие поступки совершали ребята из отряда Васи Трубачева, когда оказались на оккупированной территории?
Расскажите о героическом поступке сельской учительницы и ее ученицы Вали?
4. Где находится улица младшего сына? Чье имя она носит? (г. Керчь. Володя Дубинин. Кто написал про Володю Дубинина? – Л.Кассиль. Улица младшего сына).
5. Герои рассказов А.Митяева “Мешок овсянки”. “Серьги для ослика”.Кто такой Глеб Ермолаев?(герой рассказа “Длинное ружье”)
6. Судьбы, каких героинь очень похожи? В жизни этих двух героинь были съемки в кино. Каждая совершила свой подвиг, не на экране, а в жизни (Гуля Королева, Сима Крупицына).
Они реальные героини? (Ильина Е.Четвертая высота, Кассиль Л. Великое противостояние).
(Гуля Королева – реальная героиня, Сима Крупицына – литературный герой).
Задание для всех участников (слайд №13).
Балл получает та команда, которая быстрее всех назовет фильм и писателя произведения, по которому был снят этот фильм.
По кинофрагменту узнайте героев повести. Кто автор этой повести?
(Фильм “Мой добрый папа” , автор В. Голявкин).
Библиотекарь: Для подведения итогов конкурса слово предоставляется председателю жюри….
Награждения. Слайд № 14. Звучит песня “ Вызываю я их бессмертия…”