Цели урока:
- Проверяющие. Обобщить знания учащихся об основных классах неорганических соединений. Проверить умения учащихся составлять формулы важнейших соединений элементов высших оксидов и соответствующих им гидроксидов, солей, и уравнения реакций, характеризующие их химические свойства. Совершенствовать практические умения и навыки учащихся, соблюдение техники безопасности при работе с реактивами и химическим оборудованием.
- Развивающие. Совершенствовать умения анализировать, определять, сравнивать свойства химических веществ, устанавливать причинно-следственные связи, применять теоретические знания для объяснения и предсказания свойств сложных веществ на основе знаний полученных на уроках . Организовать самостоятельную работу учащихся с химическими веществами и оборудованием по данной теме.
- Воспитательные. Расширить и углубить мировоззренческие знания учащихся. Подвести их к выводам общего естественнонаучного уровня, касающихся химических веществ, и взаимосвязи между ними. Познакомить учащихся с качественным анализом.
Тип урока: Обобщение и закрепление практических и теоретических знаний по теме: "Основные классы неорганических соединений".
Оборудование:
1. Реактивы.
а) Раствор серной кислоты, цинк, метилоранж, оксид магния, раствор хлорида
бария, раствор
гидроксида натрия;
б) раствор гидроксида кальция, фенолфталеин, раствор соляной кислоты,
гидрокарбонат натрия;
в) оксид кальция, вода, универсальный индикатор, раствор соляной кислоты;
г) раствор хлорида меди (2), раствор гидроксида натрия, раствор нитрата серебра,
раствор
серной кислоты.
2. Химическая посуда, халаты, перчатки.
3. Карточки с заданиями для каждой группы.
Методика проведения урока.
Для проведения урока класс делится на пять команд. Каждая команда выбирает капитана и за неделю до проведения данного урока получает задание подготовить схемы химических процессов для соседних команд.
Например: 1.Осуществить превращения, проклассифицировать вещества и дать им название.
а) NaOH Na2SO4
BaS04
в) HCI NaCI
AgCI
г) S02
K2SO3
KCI
д) CaO
Ca(OH)2
Fe(OH)2
2. Проклассифицировать вещества, составить определения к каждому классу веществ.
H2S04, Si, S03, NaOH, CuCl2, K20, H20, Ca(OH)2 Mg, BaCl2, Ag, AgN03, С, CaO, Cu, MgO, Zn .
На уроке каждая команда проходит три этапа. Каждый этап оценивается в 5 баллов. Если команда не отвечает на поставленный вопрос или не справляется с заданием, то ведущий может начислить штрафные очки. Оценивают правильность ответов и считают общие баллы ученики старших классов из профильной химической группы, которые помогают на этом уроке учителю.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
– Ребята! Я хочу сообщить вам радостное известие. Урока химии сегодня не будет. Весь ваш класс примет участие в расследовании преступления, которое было совершено сегодня ночью. Дело заключается в том, что со склада химических веществ неизвестными лицами совершено хищение в особо крупных размерах. Следственная бригада трудилась всю ночь и собрала улики, которые находятся у меня. Ваша задача, помочь следствию раскрыть преступление и определить похищенное. Для ускорения процесса мы разбиваемся на пять команд. А наблюдать за ходом расследования будут мои помощники – следователи, криминалисты знатоки химических процессов.
Улика 1. Всем известно, что любой склад снабжен средствами защиты. Поэтому при отступлении похитители потеряли свои вещи (лоскут белой ткани, резиновую перчатку, пластиковую ложечку, специальные очки). Попробуйте, сопоставив данные, восстановить истинную картину и назвать имена грабителей.
Улика 2. Следственная бригада доставила и вещественные улики, собранные на месте преступления:
Два флакона с неизвестными жидкостями; флакон с неизвестным порошком; колба с зеленоватым раствором.
Попробуйте, провести испытание и определить содержимое этих флаконов. Улика 3. Следственная бригада составила неполный список похищенных веществ. Попробуйте установить, что из этого списка могли взять ваши подозреваемые. И доказать это уравнениями химических реакций.
H2S04, Si, S03, NaOH, CuCl2, K20, H20, Ca(OH)2 Mg, BaCl2, Ag, AgN03, С, CaO, Cu
Улика 4.Установлено,что уходя похитители постарались скрыть следы преступления, замаскировать свой отход. Ваша задача помочь следствию распутать эту головоломку.
Улика 5. В настоящее время все преступники попали в лабиринт. Помогите им
найти правильный путь из лабиринта, вернуть похищенное на место и избежать
наказания. Во время нашего расследования каждая команда должна пройти три этапа:
1-й этап – теоретический фундамент;
2-й этап – исследовательская работа-эксперимент;
3-й этап – лабиринт.
Каждый этап пути оценивается в 5 баллов. Побеждает тот, чья команда первой придет к финишу и наберет наибольшее количество баллов.
1-й этап – теоретический фундамент.
(Каждая команда получает задание, результат которого она оформляет на доске.)
Задание № 1.
Осуществить превращения:
1-я команда a) NaOH Na2SO4 BaS04
2-я команда в) HCI NaCI AgCI
3-я коМанда г) S02 K2SO3 KCI
4-я команда д) СаО Сэ(ОН)2 Fe(OH)2
К какому классу относятся вещества, полученные в результате химического взаимодействия, дать веществам названия.
Задание № 2.
Составьте определения полученных классов веществ
Задание № 3.
Проклассифицируйте вещества:
H2S04, Si, S03, NaOH, CuCl2, K20, Н20, Са(ОН)2 Mg, BaCl2, Ag, AgN03, С, CaO,Cu.
2-й этап – исследовательская работа – эксперимент.
(Каждая команда одевает халаты, получает задание на знание свойств веществ, проведение химических реакций, умение пользоваться знаниями и химическим оборудованием при решении экспериментальных задач.)
Задание команде № 1.
Доказать качественный состав серной кислоты, проделать реакции подтверждающие химические свойства данного вещества.
Составить уравнения реакций взаимодействия веществ, сделать соответствующие выводы.
Ход практической работы:
1. Раствор кислоты налить в 5 пробирок по 1 мл.
2. В первую добавить 2 капли метилоранжа, во вторую 3 капли хлорида бария, в
третью мерной ложечкой добавить порошок оксида магния, в четвертую 1 гранулу
цинка, в пятую 5 капель гидроксида натрия.
Задание команде № 2.
Доказать качественный состав гидроксида кальция, проделать реакции подтверждающие химические свойства данного вещества.
Составить уравнения реакций взаимодействия веществ, сделать соответствующие выводы.
Ход практической работы:
1. Раствор щелочи налить в 3 пробирки по 1 мл.
2. В первую добавить 2 капли фенолфталеина, затем туда же несколько капель
соляной кислоты до изменения окраски, в третью мерной ложечкой добавить порошок
питьевой соды(гидрокарбоната натрия).
Задание команде № 3.
Проделать реакции подтверждающие химические свойства оксида кальция.
Составить уравнения реакций взаимодействия веществ, сделать соответствующие выводы.
Ход практической работы:
1. Мерной ложечкой в 2 пробирки разложить порошок.
2. В первую пробирку добавить 10 мл воды, затем туда же опустить полоску
универсального индикатора, во вторую пробирку добавить 5 мл соляной кислоты.
Задание команде № 4.
Доказать качественный состав хлорида меди (2), проделать реакции подтверждающие химические свойства данного вещества.
Составить уравнения реакций взаимодействия веществ, сделать соответствующие выводы.
Ход практической работы:
1. Зеленоватый раствор хлорида меди (2) налить в 3 пробирки по 1 мл.
2. В первую добавить 2 капли гидроксида натрия, во вторую 3 капли нитрата
серебра, в третью 5 капель серной кислоты.
(Уравнения реакций каждая команда записывает на доске.)
3-й этап-лабиринт.
(Каждая команда получает задание . Игрокам необходимо найти правильный путь от верхнего угла карточки до нижнего, выбирая правильные утверждения.) Побеждает та команда, которая раньше других найдет правильный путь.
Подведение итогов. Криминалисты в лице учащихся старших классов, объявляют оценки, полученные каждой командой.