Классный час "Поговорим о милосердии"

Разделы: Классное руководство


- Здравствуйте, ребята! Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить.
- Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях? (Ответы ребят)
- Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и милосердии. Как вы понимаете, что такое милосердие? (Ответы ребят)
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово “милосердие”? (Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…)
- Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает.

- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:

“Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”. (На интерактивной доске)

- А что для вас значит милосердие? подумайте и запишите это на своих сердечках.
- Из чего же складывается понятие милосердие. Что значит быть милосердным? (Ответы ребят)

(Схема “цветка милосердия” на презентации).

- Вот так схематично, в виде цветка, можно изобразить милосердие, где лепестками являются основные составляющие этого понятия.
- Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, какое бы изображение вы предложили? (сердце, голубь, ангел)
- В каком цвете?

(Ответы:

  • у нас милосердие ассоциируется с зелёным цветом, цветом нежного, бережного отношения людей друг к другу, цветом возрождения;
  • с красным цветом, цветом крови, сердца, которое даёт силы для добра;
  • с голубым цветом, цветом неба, цветом чистоты отношения людей к окружающему миру, цветом надежды).

- Ребята, часто ли нам приходится сталкиваться с милосердием? (Ответы ребят)

- Милосердие – традиционная черта россиян. Вернёмся на столетие назад. В 19-начале 20 веков огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В то время в России насчитывалось более 3500 тысяч различных благотворительных обществ, попечительств.

- А сколько, интересно, их сегодня? Кому они помогают? (Ответы ребят)

- В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным.

Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся помочь друг другу!

Да и сам термин “милосердие” сегодня несколько непопулярен. “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

- Но нужно ли милосердие сегодня? (Ответы ребят)

- Ребята, как вы понимаете фразу:

“Милосердие – активная доброта” (Ответы ребят)

(Нужно принимать участие, оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах).

- Ребята, как нужно оказывать милость? Как относиться к тому, к кому проявляешь милосердие? (Ответы ребят)

(Как на равных, не с высоты своих возможностей и щедрот. Обязательно глядя прямо в глаза! Ни в чём не ущемляя, не унижая человека. Нельзя допустить, чтобы он вдруг почувствовал себя чем-то обделённым!)

- Послушайте стихотворение “Милосердие”:

Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: “Это много...”,
Ручки засунув в карманы свои,
Он потихоньку извлёк всё, что было.
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть”.
И продавец не спеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать”.
Мальчик ответил серьёзно и строго:
“Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!”
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся:
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!”

 - О чем стихотворение?
- Кто проявил милосердие?
- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)
- Да, проявлять милосердие – большое искусство!
- Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят)

(Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).

- Ребята, как мы можем проявить милосердие на практике, в жизни?

- Сейчас у нас проходит “рождественская акция милосердия”. Ребята из разных школ собирают подарки детям-сиротам. Давайте приобщимся к этой акции и поможем. И, может быть, благодаря нашим добрым делам зажгутся в глазах многих людей огоньки радости и надежды.

- Возьмите в руки свои сердечки, согрейте их своим теплом, загадайте самое сокровенное желание. А теперь давайте украсим нашу рождественскую ёлочку вашими добрыми сердечками.

- Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними радость и беду, любите, уважайте друг друга!

- Позвольте, ребята, посоветовать вам. Сегодня вечером, перед тем, как уснуть, подумайте, кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Чего от меня в мире стало больше – злобы или милости?

- И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:

Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.

- Давайте зажжём рождественскую ёлочку наших желаний.

Приложение 2