- Здравствуйте, ребята! Как прекрасно, что
человек живёт не один на свете, что рядом с нами
есть люди. Каждый должен это понимать,
чувствовать, ценить.
- Ребята, какие качества вы больше всего цените в
людях? (Ответы ребят)
- Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и
милосердии. Как вы понимаете, что такое
милосердие? (Ответы ребят)
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово
“милосердие”? (Ответы: милость, милый, милое
сердце, помиловать, милостыня…)
- Правильно, милость к людям, к животным, к
растениям – ко всему, что нас окружает.
- Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
“Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”. (На интерактивной доске)
- А что для вас значит милосердие? подумайте и
запишите это на своих сердечках.
- Из чего же складывается понятие милосердие. Что
значит быть милосердным? (Ответы ребят)
(Схема “цветка милосердия” на презентации).
- Вот так схематично, в виде цветка, можно
изобразить милосердие, где лепестками являются
основные составляющие этого понятия.
- Ребята, если бы вас попросили милосердие
нарисовать, какое бы изображение вы предложили?
(сердце, голубь, ангел)
- В каком цвете?
(Ответы:
- у нас милосердие ассоциируется с зелёным цветом, цветом нежного, бережного отношения людей друг к другу, цветом возрождения;
- с красным цветом, цветом крови, сердца, которое даёт силы для добра;
- с голубым цветом, цветом неба, цветом чистоты отношения людей к окружающему миру, цветом надежды).
- Ребята, часто ли нам приходится сталкиваться с милосердием? (Ответы ребят)
- Милосердие – традиционная черта россиян. Вернёмся на столетие назад. В 19-начале 20 веков огромные средства расходовались на дела милосердия, благотворительность. В то время в России насчитывалось более 3500 тысяч различных благотворительных обществ, попечительств.
- А сколько, интересно, их сегодня? Кому они помогают? (Ответы ребят)
- В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.
Но вот беда – всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным.
Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся помочь друг другу!
Да и сам термин “милосердие” сегодня несколько непопулярен. “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” в словаре даны как устаревшие сочетания слов.
- Но нужно ли милосердие сегодня? (Ответы ребят)
- Ребята, как вы понимаете фразу:
“Милосердие – активная доброта” (Ответы ребят)
(Нужно принимать участие, оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах).
- Ребята, как нужно оказывать милость? Как относиться к тому, к кому проявляешь милосердие? (Ответы ребят)
(Как на равных, не с высоты своих возможностей и щедрот. Обязательно глядя прямо в глаза! Ни в чём не ущемляя, не унижая человека. Нельзя допустить, чтобы он вдруг почувствовал себя чем-то обделённым!)
- Послушайте стихотворение “Милосердие”:
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: “Это много...”,
Ручки засунув в карманы свои,
Он потихоньку извлёк всё, что было.
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть”.
И продавец не спеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать”.
Мальчик ответил серьёзно и строго:
“Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!”
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся:
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!”
- О чем стихотворение?
- Кто проявил милосердие?
- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в
милосердии?
- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная
личность? (Да, преодолевая собственную беду, он
оказался милосердным к другому)
- Да, проявлять милосердие – большое искусство!
- Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в
себе воспитать? Как? (Ответы ребят)
(Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).
- Ребята, как мы можем проявить милосердие на практике, в жизни?
- Сейчас у нас проходит “рождественская акция милосердия”. Ребята из разных школ собирают подарки детям-сиротам. Давайте приобщимся к этой акции и поможем. И, может быть, благодаря нашим добрым делам зажгутся в глазах многих людей огоньки радости и надежды.
- Возьмите в руки свои сердечки, согрейте их своим теплом, загадайте самое сокровенное желание. А теперь давайте украсим нашу рождественскую ёлочку вашими добрыми сердечками.
- Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними радость и беду, любите, уважайте друг друга!
- Позвольте, ребята, посоветовать вам. Сегодня вечером, перед тем, как уснуть, подумайте, кого я сегодня простил? К кому отнёсся с милостью? Чего от меня в мире стало больше – злобы или милости?
- И закончить классный час я хотела бы следующими стихами, вдумайтесь в них, проникнитесь ими:
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
- Давайте зажжём рождественскую ёлочку наших желаний.