Исследование – процесс познания

Разделы: Математика


Важнейшей тенденцией современного образования является поиск средств и методов обучения для развития познавательных и творческих способностей школьников. Школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций.

Развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути – главная задача моей педагогической деятельности.

Преподавая в школе математику, астрономию, физику в средних классах, убедилась: если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то их интерес к учебе снижается. Пока они не поймут необходимость получения образования, их не заставишь. Каждый ученик обладает определёнными способностями и учителю необходимо помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности, поэтому я стараюсь сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, продуктивными творческими. В своей работе применяю не только традиционные, но и нестандартные методы проведения уроков, овладеваю информационными технологиями, применяю метод “постановки проблемы и ее решения”. Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. На творческом уровне развития способностей ученик может при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность в нестандартных ситуациях. Интегрированные уроки, позволяют достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, который отражается в теме, разделе программы. Эти уроки позволяют учащимся заниматься исследовательской деятельностью в тех областях науки, которые им интересны.

Усвоение алгоритма исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся, значительно расширяется кругозор.

Эффективность исследовательской работы возможна при выполнении определенных условий:

  • ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации;
  • ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности;
  • он должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки.

В процессе исследовательской деятельности формируются компетенции:

учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая, коммуникативная, общекультурная, социально-трудовая, личностная компетенция, самосовершенствование.

На уроках, при выполнении домашнего задания, любой внеурочной деятельности включаю задания исследовательского характера.

Поделюсь опытом своей работы. Например, ученик седьмого класса, используя пластмассовые бутылки разного размера приготовил приборы, с помощью которых на уроках демонстрировались физические законы. Свою работу “Мой эксперимент” он защищал перед ребятами на тематическом вечере, а затем на школьной конференции.

При, задании домой задачи по физике в 9-ом классе Масса Земли примерно в 81 раз больше массы Луны, расстояние от Земли до Луны равно примерно 60 радиусам Земли. На каком расстоянии от центра Земли на прямой, соединяющей центры Земли и Луны, силы притяжения Земли и Луны, действующие на материальную точку, можно считать одинаковыми? (Ответ: 54) прошу ребят по желанию ответить на вопросы викторины.

Викторина “Эрудит”

1. Когда впервые сфотографирована обратная сторона Луны. 1959г. Луна-3.

2.Первая мягкая посадка на поверхность Луны. 1966г. Луна-9.

3.Первый человек, впервые ступивший на поверхность Луны. 1969г. Армстронг. США.

4.Первая доставка лунного грунта. 1970г. Луна-16.

Дополнить дома викторину самостоятельно, используя такие ответы: Луноход-1, полнолуние, новолуние, терминатор, лунное затмение, реголит, кора, ядро, мантия, Галилей.

Конечно, не все ученики дома работают с викториной, но некоторые творчески подходят к выполнению этого задания. Эти ребята привлекаются к провидению бесед по классам, оформлению газет.

В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагаю подготовку сообщений, написание рефератов, составление кроссвордов, викторин вопросов для одноклассников и младших школьников и др. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале, но и, конечно же, выходом на необходимые сайты Интернет. На уроках обобщения материала, повторения, контроля знаний приучаю ребят пользоваться предметным указателем. Например, после изучения геометрии восьмиклассники, работая на уроке парами, задают друг другу вопросы по материалу 7-го, 8-го классов. Кто не знает ответ, быстро находит нужную страницу. Предметные указатели, словари используют ученики для составления кроссвордов. На уроке прошу ребят составить кроссворд в ответах (использовать лист в клеточку, не тратя на чертеж время). Дома составить вопросы. Желающие работу оформляют в компьютерном виде. При исследовательской деятельности учащихся учитываю их индивидуально-психологические особенности, проявляю уважение к личности и поддержание чувства собственного достоинства, оцениваю не личность ученика, а его деятельность, поступки.

Некоторые ученики любят составлять кросснамберы. Слабым разрешаю работать группами, другим даю индивидуальные задания. Все творческие задания оцениваю. Ученик 11-го класса в практической части своей исследовательской работы “От прогрессий к логарифмам”, посвящённой 100-летию со дня рождения С.П. Королёва и 45-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, составил кросснамбер из решённых заданий ЕГЭ, поместив их в числа 100 и 45.

Подготовка учащихся девятого, одиннадцатого классов к итоговой аттестации расширяет поле исследовательской деятельности учащихся. В своей работе “Теорема Виета в действии” девятиклассница показала широкое применение данной теоремы и её следствий при решении различных практических задач. Подобранные тесты по этой теме могут быть использованы учащимися 8-11-х классов. С этой работой она успешно выступила на областной конференции.

Решение геометрических задач астрономического содержания при подготовке к ЕГЭ по математике позволило ученице 11-го класса завершить свои исследования по геометрии, начатые с седьмого класса, работой “Геометрия Вселенной”. На областной конференции “Математика: её содержание, методы исследования” за неё она получила призовое место. В этом году она успешно окончила Томский государственный педагогический университет. Радует, что мои юные исследователи обучаются в различных учебных заведениях Томска, закончили их, работают во вех уголках нашей страны.

Большое значение в моей работе играет внеклассная работа: факультативы, кружки, экскурсии, встречи с людьми различных профессий. Огромную роль в заинтересованности к своим предметам отвожу проведению интегрированных “Звездных” часов “Познай мир” - это – тематические уроки обобщения, провожу заседания “эрудитов”, в который входят ребята 5-11-х классов. Актив - составляют всегда ребята из класса, в котором я являюсь классным руководством. Общность интересов объединяет их. Ребята отвечают за лекции, беседы, тематические вечера по предмету, выпуск стенных газет.

А самое любимое их занятие – наблюдение звездного неба, знакомство и работа по звездной карте, чтобы убедиться в том, что действительно Звездное небо – книга знаний”. Ребята находят на небе различные геометрические фигуры из звезд. А уж наблюдение двух комет – это сенсация! Наблюдали невооруженным глазом, в бинокль, телескоп, делали зарисовки. Пользуясь картой, составляли синусоиду из зодиакальных созвездий. Знать ответы на вопросы: почему небо голубое, от чего зависит продолжительность дня, почему звезды разные по цвету, а некоторые подмигивают и на многие другие вопросы, ответы на которые требуют знания школьных предметов. Особо заинтересованные ребята начинают работать по темам: Звездный час функции, Логарифмы звёздного неба, Геометрия Вселенной, Математика звёздного неба и другим. Они приобщаются к удивительному миру открытий, убеждаясь в справедливости сказанного А.С. Пушкиным “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья век!”

Ведь умение удивляться - есть самый первый признак учения, а оно, подкреплённое самообразованием, обязательно принесет свои положительные плоды.

Успешное выступление ребят перед одноклассниками, на вечерах или на научно-исследовательских конференциях: школьной, районной: “Шаг в будущее”, областных: “Математическое моделирование задач естествознания”, “Математика: её содержание, методы исследования”, “Юные исследователи - российской науке и технике” и олимпиадах – это и мой успех. “Учитель, будучи успешным сам, может воспитать и успешных учеников”. А какое творчество проявилось в подготовке к Всероссийским конкурсам, посвящённым 10-летию и 15-летию “Кенгуру” в России!

Исследовательские навыки мои ученики применяют, участвуя в различных проектах. Они активные участники работы школьного музея, которому было присвоено звание “Образцовый музей Томской области”. Вместе с руководителем музея ребята участвовали во всероссийской акции “Я - гражданин России”, разработав проект “Память”.

В своих работах ребята затрагивают часто космические темы. Этому способствуют мои интегрированные уроки, тематические “Звёздные часы”, лекции, беседы, викторины и др., которые помогают проводить мои “эрудиты”; выпуск стенгазет, плакатов, составление кроссвордов, электронных газет “Живое слово”, и “Эрудит”. Газеты освещают события школьной жизни. В них печатаются небольшие исследовательские работы ребят, итоги их выступлений. Все выпуски “Эрудит-2011” посвящались юбилейному году-году Российской космонавтики. Со времени запуска первых спутников, космические аппараты успели стать незаменимым средством исследования астрономических объектов околоземного и межпланетного пространства и Земли. Использование космоса даёт для определённых видов деятельности особые преимущества, отсутствующие на Земле. Осмысление наблюдаемых во Вселенной объектов, явлений и процессов необходимо для правильного понимания взаимосвязи микромира и макромира, построения современной картины мира. Все естественные и общественные науки, использующие математический аппарат, по сути, занимаются математическим моделированием: заменяют реальный объект его математической моделью. Черкашин В., ученик 9-го класса, рассмотрел математические модели в Солнечной системе. Свою работу “Математические модели в действии” он посвятил 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина. На XIII Региональной конференции школьников “ Математика: её содержание, методы и значение” заняла III место. Чернов Григорий и Чернов Кирилл успешно выступили в районном и областном конкурсах “Россия, Родина моя” в номинации: “Покорители космоса” с работой “ Памяти лётчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова, дважды Героя Советского Союза”. Итогом их работы стало составление кроссворда, посвящённого полковнику ВВС космонавту Комарову.

1. Год и место рождения В.М.Комарова. (1927, Москва)

2. В какой спецшколе учился Владимир 1941 – 1945 гг. ( ВВС)

3. Куда было эвакуировано учебное заведение, в котором обучался Комаров. (Тюменская область, г. Заводоуковск)

4. В каком году пришёл в отряд космонавтов В.М.Комаров (1960)

5. Специальность Владимира до поступления в отряд космонавтов. (Инженер – испытатель)

6. В каком году впервые в мире выведен на орбиту трёхместный пилотируемый космический корабль. (12 октября 1964 г.).

7. Название этого корабля. (“Восход”)

8. Командир космического корабля. ( В.М.Комаров)

9. Члены экипажа первого космического корабля. (Комаров, Феоктистов, Егоров)

10. В каком году совершил свой героический космический полёт В.Комаров. (1967)

11. Название нового космического корабля, сменившего “Восход”. (“Союз-1”).

12. Фамилия космонавта, который был дублёром Комарова в этом полёте. (Гагарин)

13. Кто сказал о Комарове: “Я вижу в нём умелого испытателя пилотируемых кораблей”. (С.П.Королёв)

14. Город, в котором был установлен у школы бронзовый бюст Комарова. (Москва)

15. Позывной Комарова П.М. на космическом корабле “Союз 1”. (Рубин)

16. Будущий космонавт нашей страны, который учился в школе ВВС одновременно

с Владимиром Михайловичем. (Дёмин)

17. Название научной конференции памяти Комарова П.М., которая проходила

в сибирском городке Заводоуковске 19.10.2010. (Наше наследие)

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Подрастающему поколению для жизнедеятельности требуются знания, умения и навыки по решению реальных жизненных задач экономического и социального характера. И мои ученики должны решить следующие задачи: сформировать активную гражданскую позицию и образ успешного современного человека; анализ собственной личности, своего коллектива, различных социально-психологических проблем; раскрытие личностного потенциала; формировать стремление к здоровому образу жизни. Они должны поверить в собственные способности, найти себя. Социальная значимость учителя очень велика: от него во многом зависит, каким станет новое поколение, на что оно способно, от него зависит наше будущее общество.

Многие учащиеся школы под руководство учителей участвуют во всевозможных исследовательских, творческих конкурсах, олимпиадах. Коллектив нашей школы успешно решает главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.