Можем ли мы увидеть музыку?

Разделы: Музыка


Разработка урока в 5-м классе в разделе “Музыка и изобразительное искусство” с компьютерной презентацией.

Цель урока: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Задачи:

Воспитательная: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способность к сопереживанию;

Развивающая: развитие познавательного интереса, творческих способностей обучающихся;

Обучающая: раскрыть в доступной форме введение в тему четверти через произведения: “Марш Буденного” Дм. Покрасса, картины: “Трубачи Первой Конной Армии” М. Грекова, “Военные сигналы”, “Песня о маленьком трубаче” С. Никитина.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: фронтальная

Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, экран, рояль, синтезатор, музыкальный центр.

Программное обеспечение: Презентация, CD записи.

Ход урока

Учитель: Ребята! Взаимосвязь каких двух видов искусства мы изучали в первом полугодии?

Ученик: Музыки и литературы.

Учитель: Давайте вспомним темы первой и второй четверти.

Ученик: Тема I четверти: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?” Тема II четверти: “Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?”

Учитель: Какой вывод мы сделали?

Ученик: Музыка и литература друг друга дополняют. Музыка без литературы и литература без музыки понесли бы значительные потери – оба эти искусства рождены жизнью и каждый своими средствами отражают жизненные события, чувства, переживания…

Связь музыки и литературы не только обогащает и музыку и литературу, но и дает нам более полное представление о жизни.

Без этих видов искусства не появились бы песни, романсы, поэмы оперы, балеты, кантаты…

Учитель: Жизнь – это такой неисчерпаемый источник, который дает начало многим видам искусства, и во II полугодии мы будем рассматривать связь музыки и изобразительного искусства. Музыка и живопись тоже живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. И Ф. Лист и Р. Шуман признавались в том, что картины помогали им лучше понимать музыкальные произведения других композиторов. В то же время художник И. Репин, скульптор С. Коненков утверждали, что без музыки не мыслят творческой жизни: “Без нее нет фантазии и окрыленности ”. “Без музыки я не мыслю жизни”, - говорил И.Репин.

Какими средствами выражает себя изобразительное искусство?

Ученик: Красками, цветом…

Учитель: А мы будем рассматривать изобразительность музыки. Тема III четверти звучит так: “Можем ли мы увидеть музыку?” (Слайд 1, 2) А почему нельзя сказать: “Можем ли мы увидеть изобразительное искусство?”

Ученик: Потому что его и так видно.

Учитель: Каждый ли, кто слушает музыку, ее слышит?

(Возникает спор)

Ученик: Можно включить радио, телевизор, магнитофон и слушать песни, а в это время что – то делать.

Учитель: Это так. А может ли человек понять ее, занимаясь другим делом?

Ученик: Танцевальную или легкую – может!

Учитель: А можно смотреть на картину и не видеть ее?

Ученик: Да, так бывает, когда смотришь, а в это время о чем – то думаешь, и не вникаешь в смысл.

Учитель: Значит, чтобы услышать музыку, которая вроде бы сама входит в уши, и увидеть произведение изобразительного искусства, нужно не просто видеть и слышать – надо всматриваться и вслушиваться. Музыку можно увидеть внутренним зрением.

Человек, который умеет это, чувствует ярче, и самое главное – работает его сердце и душа. Давайте попробуем всмотреться и вслушаться.

Перед прослушиванием “Марш Буденного” Дм. Покрасса автора и название музыки не называется.

Учитель: Смогли ли вы увидеть что - либо?

Ученик: Идут солдаты, играет духовой оркестр…

Учитель: Какие звучат инструменты?

Ученик: Трубы, барабаны, тарелки…

Учитель: Какой род войск?

Ученик: Кавалеристы, потому что марш подвижный, пехотинцам шагать под него не удобно.

Учитель: Мелодия марша очень меняется или повторяется много раз? О чем это говорит, что рисует нам?

Ученик: Армия проходит мимо и конница бесконечная, потому музыка не сильно изменяется.

Учитель: А теперь хочу показать вам картину М. Грекова “Трубачи.

Первой Конной Армии”. (Слайд 3)

Звучащая ли она? Такую ли картину вы себе представляли, когда слушали “Марш Буденного”?

Ученик: Да.

Учитель: Каждый вид искусства по-своему отразил одно и тоже событие.

А теперь мы услышим другое звучание.

“Военные сигналы. (Слайд 4)

Учитель: Есть ли разница между “Маршем Буденного” и “Военными сигналами”?

Ученик: Конечно: исчезла мощь, изображающая целую Армию. Вторая музыка настраивает нас на слушание очень важного сообщения.

Учитель: Кого вы видели, слушая эти сигналы?

Ученик: Трубача.

Учитель: Я сейчас спою вам песню. Говорят, что то, о чем в ней рассказывается, было на самом деле. А вы слушайте и смотрите…

“Песня о маленьком трубаче”

Слова С. Крылова. Музыка С. Никитина

Кругом война, а этот маленький…
Ему толкуют все врачи:
“Куда такой годится маленький?
Ну, разве только в трубачи!”
А что ему? Все ни почем:
“Ну, трубачом, так трубачом!”

Как хорошо, не надо кланяться,
Свистят все пули над тобой.
Везде пройдет, но не расстанется
С своей начищенной трубой.
А почему, да потому,
Что так положено ему.

Вот как – то раз в дожди осенние,
В чужой степи, в чужом краю
Полк оказался в окружении
И командир погиб в бою.
“Ну, как же быть, ну, как же быть?”
“Ну, что ж, трубач? Тебе трубить!”

И встал трубач в дыму и пламени,
К губам трубу свою прижал,
И за трубой весь полк израненный
Запел “Интернационал”.
И полк пошел за трубачом,
Обыкновенным трубачом!

Солдат, солдат, нам не положено…
И верно, что тут плач, не плач.
В чужой степи, в траве не скошенной
Остался маленький трубач.
А он, ведь он, все дело в чем,
Был настоящим трубачом!

Учитель: Что увидели? Сравните ваши впечатления с изображениями. (Слайды 5 - 9)

Перед разучиванием песни учитель говорит ребятам, что эту песню совсем не просто спеть. Самое трудное – контраст. “Кругом война!” - что – то огромное, страшное. Перед лицом ее любой человек – небольшой, а тут совсем еще ребенок – “а этот маленький” (поют начало)

Учитель подсказывает детям, что начинается песня с той же интонации, что и “Священная война” А. Александрова, просит ребят петь без крика, постараться в слове “маленький” делать ударение на первом слоге и не затягивать последний: должно быть ощущение разговорной интонации. Слово “смеялись” надо спеть очень жестко. Война – штука жесткая, смеялись жестко: “Куда, мол, от горшка два вершка, а туда же на войну…”, и некогда было обижаться.

Итог урока (Слайды 10, 11)

Музыку можно увидеть внутренним зрением. Используя музыкальные краски (тембровые), композиторы создают музыкальные образы и картины.

И композиторов, и художников подтолкнули на создание произведений одни и те же события (одно и то же произведение), но разные темы искусства по – своему изображают одно и то же жизненное содержание.

Вывод:

Живопись и музыка живут в семье муз очень дружно и охотно помогают друг другу.

Домашнее задание: найти примеры изобразительной музыки.