Урок географии "Хозяйство Европейского Севера". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Тип урока: изучение нового материала

Цели: создать условия для выявления особенностей хозяйства Европейского Севера

Оборудование: учебник “География России. Хозяйство и географические районы” В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9-й класс, географический атлас, мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные рабочие листы.

Ход урока

I. Организационный момент

Перед уроком учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа к уроку по своей теме подготовила дополнительный материал, создала презентацию из 2-3 слайдов.

У каждого учащегося учебник, географический атлас, индивидуальные рабочие листы для выполнения заданий по этапам урока.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.

Сегодня на уроке работаем не только индивидуально, но и в группах. Успех одного принесет пользу другим членам группы. Если возникнет какой-то вопрос – разберемся в нем.

II. Актуализация опорных знаний

Прием “Фотозагадка”.

Учащимся предлагается 3 слайда.

- Какой экономический район мы сегодня продолжим изучать?

III. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Чтобы перейти к изучению новой темы урока, повторим ранее изученный материал.

1 задание “Исключение лишнего”. Объясните свой выбор, подтверждая его показом на карте.

На слайде географическая номенклатура по теме “Население и хозяйственное освоение Европейского Севера”.

Оценка проделанной работы учащимися.

2 задание. Заполните пропуски в тексте на рабочих листах.

Самопроверка по образцу. На слайде текст с готовыми ответами.

При огромной территории его население составляет 4% от всего населения РФ.

Низкая плотность населения связана с неблагоприятными для жизни и хозяйственной деятельности природными условиями.

Для Европейского Севера характерен отток населения в южные районы страны.

Проверка выполнения задания поднятием руки.

3 задание. Приведите примеры, доказывающие следующий тезис: “В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого ”.

- Ребята, какой можно сделать вывод из выше сказанного? (Суровый край с трагической и философской историей.)

IV. Изучение нового учебного материала

На слайде проблемный вопрос для обсуждения.

Верно ли утверждение: “Европейский Север приобретает всё большую значимость для нашей страны”?

Да, действительно сложно сразу дать ответ. Он требует более подробного изучения Европейского Севера.

Мотивация: что сегодня выступает основой хозяйствования региона?

(добывающие отрасли)

На доске тема урока “Хозяйство Европейского Севера”.

Запишите тему в рабочих листах.

Давайте попробуем сформулировать цели и задачи изучения нового материала

Как мы будем узнавать?

-работать в группах (анализ теста учебника, экономической карты, дополнительного материала);

- составлять опорную таблицу (отрасли специализации, факторы размещения, центры, субъекты Федерации);

- представлять результат своего труда (вывод, таблица);

- составлять картосхему на магнитной доске - образ региона (участие всех групп - каждая группа размещает свою отрасль)

Работа наша будет проходить в группах. У каждой группы своя отрасль специализации.

У вас есть опора – дополнительный материал, алгоритм ваших действий на рабочих листах.

1.Природно-ресурсная база отрасли

2. Состав отрасли

3. Размещение на территории района

4. Центры

5. Проблемы отрасли

Задание: в течение 12 минут заполнить таблицу в рабочем листе по своей отрасли.

Подготовить выступление на 2 минуты. Успех работы группы зависит от каждого.

По ходу выступления групп заполняется вся таблица и составляется картосхема образа региона.

Оцените проделанную работу на шкале “Я, группа, класс”, которая есть в ваших рабочих листах.

Учитель обходит группы, уточняя с каждой задание и инструкции. В каждой группе проводится анализ работы самими учащимися:

Что удалось сделать?

Почему?

Что не удалось сделать?

Почему?

V. Закрепление учебного материала

Сообщение групп о проделанной работе по алгоритму.

Учащиеся принимают участие в обсуждении.

1 группа. На слайде топливно-энергетический комплекс

- Почему район богатый топливными ресурсами не может обеспечить себя в полной мере энергией и теплом?

2 группа. На слайде металлургический комплекс

Почему выгодно доставлять на предприятия Кольского полуострова сырье из Норильска?

3 группа. На слайде химико-лесной комплекс

- Ребята, рассматривая экономическую карту, нетрудно установить, что основное лесопиление в Архангельске. Почему? В чем особенность географического положения этого города?

4 группа. На слайде машиностроительный комплекс. ВПК

Какие экологические проблемы связаны с ВПК?

5 группа. На слайде агропромышленный комплекс

Какой вывод по хозяйству Европейского Севера можно сделать?

Почему, имея такую богатую природно-ресурсную базу регион уступает другим экономическим районам по выпуску готовой продукции?

На слайде проблемный вопрос для обсуждения.

Верно ли утверждение: “Европейский Север приобретает всё большую значимость для нашей страны”?

- Можем мы ответить?

- Ребята, Европейский Север с давних пор играл важную роль в судьбах Русского государства. И сейчас Север значим для нашей страны.

- Как вы думаете, дальнейшее развитие района, с чем будет связано?

VI. Рефлексия

Осознание учащимися своей УД, самооценки результатов деятельности своей и класса.

VII. Задание на дом

§ 23 учебника. Предлагаются дифференцированные задания для разных групп учащихся, что позволяет индивидуально подойти к каждому учащемуся и сохранить познавательную мотивацию на высоком уровне.

Для создания презентации были использованы сайты:

1. http://www.photomurman.ru/

2. http://www.arhfotoclub.ru/photo/

3. http://www.trip-guide.ru/page_356.htm

4.http://www.karelia-web.ru/

5. http://www.komifoto.ru/