Тип урока: изучение нового материала
Цели: создать условия для выявления особенностей хозяйства Европейского Севера
Оборудование: учебник “География России. Хозяйство и географические районы” В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9-й класс, географический атлас, мультимедийный проектор, презентация, индивидуальные рабочие листы.
Ход урока
I. Организационный момент
Перед уроком учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа к уроку по своей теме подготовила дополнительный материал, создала презентацию из 2-3 слайдов.
У каждого учащегося учебник, географический атлас, индивидуальные рабочие листы для выполнения заданий по этапам урока.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.
Сегодня на уроке работаем не только индивидуально, но и в группах. Успех одного принесет пользу другим членам группы. Если возникнет какой-то вопрос – разберемся в нем.
II. Актуализация опорных знаний
Прием “Фотозагадка”.
Учащимся предлагается 3 слайда.
- Какой экономический район мы сегодня продолжим изучать?
III. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Чтобы перейти к изучению новой темы урока, повторим ранее изученный материал.
1 задание “Исключение лишнего”. Объясните свой выбор, подтверждая его показом на карте.
На слайде географическая номенклатура по теме “Население и хозяйственное освоение Европейского Севера”.
Оценка проделанной работы учащимися.
2 задание. Заполните пропуски в тексте на рабочих листах.
Самопроверка по образцу. На слайде текст с готовыми ответами.
При огромной территории его население составляет 4% от всего населения РФ.
Низкая плотность населения связана с неблагоприятными для жизни и хозяйственной деятельности природными условиями.
Для Европейского Севера характерен отток населения в южные районы страны.
Проверка выполнения задания поднятием руки.
3 задание. Приведите примеры, доказывающие следующий тезис: “В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого ”.
- Ребята, какой можно сделать вывод из выше сказанного? (Суровый край с трагической и философской историей.)
IV. Изучение нового учебного материала
На слайде проблемный вопрос для обсуждения.
Верно ли утверждение: “Европейский Север приобретает всё большую значимость для нашей страны”?
Да, действительно сложно сразу дать ответ. Он требует более подробного изучения Европейского Севера.
Мотивация: что сегодня выступает основой хозяйствования региона?
(добывающие отрасли)
На доске тема урока “Хозяйство Европейского Севера”.
Запишите тему в рабочих листах.
Давайте попробуем сформулировать цели и задачи изучения нового материала
Как мы будем узнавать?
-работать в группах (анализ теста учебника, экономической карты, дополнительного материала);
- составлять опорную таблицу (отрасли специализации, факторы размещения, центры, субъекты Федерации);
- представлять результат своего труда (вывод, таблица);
- составлять картосхему на магнитной доске - образ региона (участие всех групп - каждая группа размещает свою отрасль)
Работа наша будет проходить в группах. У каждой группы своя отрасль специализации.
У вас есть опора – дополнительный материал, алгоритм ваших действий на рабочих листах.
1.Природно-ресурсная база отрасли
2. Состав отрасли
3. Размещение на территории района
4. Центры
5. Проблемы отрасли
Задание: в течение 12 минут заполнить таблицу в рабочем листе по своей отрасли.
Подготовить выступление на 2 минуты. Успех работы группы зависит от каждого.
По ходу выступления групп заполняется вся таблица и составляется картосхема образа региона.
Оцените проделанную работу на шкале “Я, группа, класс”, которая есть в ваших рабочих листах.
Учитель обходит группы, уточняя с каждой задание и инструкции. В каждой группе проводится анализ работы самими учащимися:
Что удалось сделать?
Почему?
Что не удалось сделать?
Почему?
V. Закрепление учебного материала
Сообщение групп о проделанной работе по алгоритму.
Учащиеся принимают участие в обсуждении.
1 группа. На слайде топливно-энергетический комплекс
- Почему район богатый топливными ресурсами не может обеспечить себя в полной мере энергией и теплом?
2 группа. На слайде металлургический комплекс
Почему выгодно доставлять на предприятия Кольского полуострова сырье из Норильска?
3 группа. На слайде химико-лесной комплекс
- Ребята, рассматривая экономическую карту, нетрудно установить, что основное лесопиление в Архангельске. Почему? В чем особенность географического положения этого города?
4 группа. На слайде машиностроительный комплекс. ВПК
Какие экологические проблемы связаны с ВПК?
5 группа. На слайде агропромышленный комплекс
Какой вывод по хозяйству Европейского Севера можно сделать?
Почему, имея такую богатую природно-ресурсную базу регион уступает другим экономическим районам по выпуску готовой продукции?
На слайде проблемный вопрос для обсуждения.
Верно ли утверждение: “Европейский Север приобретает всё большую значимость для нашей страны”?
- Можем мы ответить?
- Ребята, Европейский Север с давних пор играл важную роль в судьбах Русского государства. И сейчас Север значим для нашей страны.
- Как вы думаете, дальнейшее развитие района, с чем будет связано?
VI. Рефлексия
Осознание учащимися своей УД, самооценки результатов деятельности своей и класса.
VII. Задание на дом
§ 23 учебника. Предлагаются дифференцированные задания для разных групп учащихся, что позволяет индивидуально подойти к каждому учащемуся и сохранить познавательную мотивацию на высоком уровне.
Для создания презентации были использованы сайты:
2. http://www.arhfotoclub.ru/photo/