Тип урока: урок ознакомления учащихся с новым материалом.
Цели урока:
- дальнейшее знакомство учащихся с миром народной деревянной резной игрушки, как одним из видов народного творчества;
- оценка художественных достоинств произведений богородских народных мастеров и кустарей;
- формирование умения выполнять эскиз для объёмного изделия;
- развитие творческой активности, интереса и любви к народной игрушке;
- воспитание бережного отношения к народным традициям на примере творчества богородских мастеров.
Задачи урока:
- научить выполнять эскиз богородской игрушки с элементами движения;
- учить видеть и передавать выразительность образа;
- совершенствовать умения наилучшим образом размещать эскиз заданной формы и решение композиционных задач.
Оборудование:
- Литературный ряд: «Богородские кузнецы » В.Василенко.
- Зрительный ряд: Образцы деревянной резной игрушки из Богородска или фотоматериалы, слайды, репродукции, рисунки учащихся.
- Музыкальный ряд: Аудиозаписи русских народных мелодий.
- Для учащихся: Альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти, баночка для воды, палитра, тряпочка.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Беседа:
а) из истории старинной русской деревянной
игрушки;
б) центры изготовления игрушек;
в) излюбленные образы в творчестве мастеров
игрушки;
г) мастера и художественные мастерские резной
игрушки.
3. Объяснения задания по выполнению декоративного эскиза богородской игрушки с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев. Значение эскиза. Выбор темы.
4. Работа с интерактивной доской
5. Физкультминутка.
6. Самостоятельное исполнение эскиза. Творческая работа
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организация класса
2. Вводная беседа (Приложение 2)
– В глубокой древности игрушки (деревянные, глиняные, лоскутные, соломенные и пр.) создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали людей от всякого зла. Их дарили друг другу на праздники и хранили в доме. Первые игрушки появились давно и существуют по сей день. Есть игрушки деревянные, соломенные, тряпичные.
Село Богородское Загорский район Московская область.
Само село живописно раскинулось среди лесов на высоком взгорье. Жители села рассказывают, что их деды и прадеды резали деревянные игрушки с незапамятных времен, и здесь буквально в каждом доме можно увидеть фигурки людей, животных, птиц искусно вырезанные из липы, ольхи, осины.
«БОГОРОДСКИЕ КУЗНЕЦЫ» Богородские кузнецы! |
Богородская резьба – скульптура жанрового характера: фигурки зверей, домашних животных. Особенно часто изображается медведь, мастера олицетворяют его с человеком. Одна из главных тем – крестьянский труд и различные жанровые сценки.
Много скульптур создано на мотивы русских народных сказок, былин, басен . Фигурки, как правило, даются в действии. Присутствует и многофигурные композиции. Резчики оживляют сцены введением деревьев с колеблющимися листочками.
Богородские мастера и сегодня создают неокрашенные резные фигурки и целые композиции. Как красива пластичная форма богородской игрушки, несмотря на то, что она лишена яркой раскраски. Приемы изготовления резной богородской игрушки складывлись десятилетиями и бережно передавались из поколения в поколение.
Мастер Н.А.Шишкин в зарубочной Богородской фабрики художественной резьбы
Деревянная игрушка – древнейшая по своему происхождению. Полено сушится. Из заготовленных чурок мягких пород дерева вырубали топором основные формы будущей фигурки. Резчики делают изделия, «смаху» (отсюда и название – «маховая» резьба).
Н.И.Максимов.
3. Работа над заданием
Предстоит сделать эскиз двигающейся игрушки по
мотивам богродской.
Принцип действия этой игрушки: герои сидят на
«лошадке» к верхней планке крепим голень ноги, а
к нижней планке со сдвигом крепится ступня ноги.
При смещении влево и вправо – эффект движения.
Условия выполнения эскиза:
- Фигурки располагают в профильном положении
- В характере изображаемых фигурок должны угадываться выбранные герои сюжета.
- Фигурки стали двигаться благодаря двум плоским дощечкам – планкам, на которых они были укреплены.
- В эскизе показывают элементы крепления деталей, которые соединяются между собой, чтобы присутствовал эффект движения.
4. Работа с интерактивной доской
5. Физкультминутка
Ветер, ветер, с горных круч
Ты сорвись и стаи туч
Разгони на небосводе,
Чтоб гуляло на свободе
Солнце красное с утра
В небе нашего двора
6. Самостоятельная работа учащихся над заданием:
Дети выбирают сюжет.
7. Итоги работы
Организовать экспресс-выставку (по возможности) из лучших работ. Учитель просматривает работы, просит угадать «героев» рисунков. По степени узнаваемости определяет наиболее удачные работы.
Требования к работам:
- соблюдение пропорций;
- соблюдение условий для эскиза;
- общая завершенность, выразительность;
- аккуратное исполнение.
(Приложение 1) Рисунки учащихся 6 кл. по теме эскиз богородской игрушки.
8. Домашнее задание
а) поискать в детских книгах выразительные
образы сказочных персонажей;
б) сделать другие варианты эскизов по желанию.
Литература:
1. «Народные художественные промыслы» – альбом
авт.: Петр Иванович Уткин, изд. «Советская
Россия».
2. "Народные промыслы", авт.: Ольга Сергеевна
Попова, М: «Легкая и пищевая промышленность», 1984
г.
3. «Юный художник» – журнал №10 за 1982г. стр.20.
4. «Русская игрушка». Из коллекции
художественно-педагогического музея игрушки г.
Загорска. М: «Советская Россия» 1987 г.
5. «Олимпийский сувенир» – альбом, авт.: А.Руденко,
А.И.Литвиненко, И. Борисов, Б. Пермяков. Изд.:
«Физкультура и спорт».
6. «Народное искусство» – художественные
промыслы СССР, Москва «Планета», 1987 г.