Цель:
- Закрепить умение определять число, род, падеж прилагательного по существительному, от которого зависит прилагательное.
- Образовательная : закрепить умение согласования существительных с прилагательными в числе, роде, падеже
- Коррекционная : способствовать развитию познавательных способностей, внимания, памяти; развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать; закреплять умение работать с печатным текстом, карточками, компьютером; давать полные и развернутые ответы.
- Воспитательная : на подборе упражнений воспитывать умение быть терпимым к другим людям, уметь прощать недостатки характера других людей.
Оборудование: учебники, карточки, компьютер, зрительные метки.
Ход урока
1. Организационный момент Подготовка класса к уроку: внешний вид учащихся, подготовка рабочего места, наличие ручек, карандашей, карточек. |
Воспитательная работа | ||||||||||||||||||||||||
Настрой на учебу, работу | |||||||||||||||||||||||||
2. Грамматическая разминка (на доске) – В каждой строке найдите и подчеркните «лишнее» слово: Храбрый, честный, открытое, доброжелательный; – Что называется существительным? Прилагательным? Назовите признаки существительного, прилагательного. Словарная работа Найдите, прочитайте словарные слова, спрятанные в таблице
– Объясните значение слов: (если забыли, не точно знают, посмотреть в словарики) Конституция На доске: Работа с деформированным текстом – Образуйте из данных слов предложения: 1. закон, конституция, главный, в, страна, наша |
– Прочитайте слова в первой строке. Что они обозначают? – Как вы думаете, эти слова показывают положительные или отрицательные стороны характера? – Какое слово лишнее, почему? Докажите. – Прочитайте слова второй строки. Какое слово лишнее, почему? Докажите. – Почему нам надо стремиться быть честными, доброжелательными, трудолюбивыми, смелыми? – Почему такие качества характера помогут хорошо жить среди людей? – Какое слово, обозначающее отрицательное качество характера нам не хотелось иметь и почему? Гражданин – житель данного государства, который пользуется правами и исполняет обязанности, записанные в Конституции. Конституция – основной закон, в котором записано, как устроено государство, какие права и обязанности имеют его граждане. Образование – знания и умения, полученные в результате обучения. – Гражданами какой страны мы являемся? – Почему всем нам нужно получить образование? – Защищает ли Конституция право на образование? – Почему наше будущее зависит от образования? |
||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка для глаз | |||||||||||||||||||||||||
5. Правописание безударных гласных, парных согласных
в прилагательных – Подберите близкие по значению признаки из правого столбика (второй вариант – слова из правого столбика на зрительных метках. ( Слова прикреплены на зрительных метках, находящиеся на открытых стенах класса, на уровне глаз, стоящих учащихся) – Прочитайте словосочетания из левого столбика. Объясните их смысл. Из каких частей речи они состоят? Определите у данных словосочетаний число, род, падеж. Как определили? – Прочитайте слова правого столбика. Что они обозначают? К какой части речи относятся эти слова? – Подберите к словосочетаниям левого столика слова из правого столбика. Мя..кий характер – непоколебимый |
– При каких обстоятельствах жизни нам мешает мягкий
характер? (Попав в плохую компанию, предложат употребить алкоголь,
табак, попробовать наркотики. – Что надо употребить, чтобы отказаться от наркотиков, табака и алкоголя? (непоколебимый характер). – Может такой характер взяться внезапно? (его надо воспитывать с детства). – Как? Ваши предположения. (Можно с ребятами минуту – три побеседовать на эту тему). |
||||||||||||||||||||||||
6. Согласование прилагательных с существительными в
числе, роде, падеже На карточках записаны пословицы. Прочитайте их. Откройте скобки и согласуйте прилагательные с существительными в числе, роде, падеже: Держись друга (старый), а дома (новый). |
Обязательно разобрать смысл пословиц и связать с предыдущим упражнением. | ||||||||||||||||||||||||
7. Игра «Добавь прилагательное» (если останется
время) Играют в две команды, «Кто быстро и правильно подберет к существительным прилагательные» – Как согласуются прилагательные с существительными в числе, роде, падеже?
|
|||||||||||||||||||||||||
8. Физическая минутка Встали у парт. Внимательно слушайте учителя. – Я называю прилагательное – вы приседаете и встаете, существительное – стоя, хлопок на головой. Новое, умный, ученик, ум, добро, добрый, смелость, смелый, лесные, лес, водный, водица, желтый, подъемный. |
Сказать учащимся о роли физических упражнений для сохранения правильной осанки, о расслаблении мышц предплечий, плеч, спины, о тренировке внимания для дальнейшей учебы, общения с людьми. | ||||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание Стр. 110, № 150, Правило на стр. 109. Индивидуальное задание дается для 3-х учащихся по карточкам. (см. Приложение 1) |
Упражнение обязательно объяснить. | ||||||||||||||||||||||||
10. Итог урока
На доске напечатанные таблички (даны в Приложении). Прочитайте их. Вставьте пропущенные слова: Существительное – это часть речи, которая обозначает…… и отвечает
на вопросы……… – Как согласуется прилагательное с существительным? |
Дается оценка работы каждому из учащихся, желательно позитивная. Отметить любые небольшие успехи детей. |