Умножение с 0 и 1. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели урока:

  • Образовательные:
    • формировать умение выполнять умножение с нулем и единицей;
    • формировать умение правильно читать математические выражения, называть компоненты умножения;
    • закрепить умение заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение; формировать начальные умения работы с тестом.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
  • Воспитательные:
    • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; интерес к предмету.

Тип урока – урок открытия нового знания.

Формирование новых умений возможно только в деятельности, поэтому в разработке урока использована технология деятельностного метода. Использование данной технологии  является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования учебных универсальных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Разработанный урок имеет следующую структуру:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.

Оборудование к уроку:

  • Стандартное: учебник, таблица для заполнения ответов теста, звездочки из цветной бумаги, памятки для учащихся.
  • Инновационное: мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Путешествие на планету Умножения»

Использование мультимедиа  компонентов в уроке вносит элемент новизны, делает процесс работы наглядным, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Работа по каждому этапу урока строится как своеобразный диалог между учителем и учениками, в котором интерактивная доска служит демонстратором решения вопросов. Её использование в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности.

Тема Умножение с 0 и 1
Цели Образовательные: Формировать умение выполнять умножение с нулем и единицей. Формировать умение правильно читать математические выражения, называть компоненты умножения. Закрепить умение заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение. Формировать начальные умения работы с тестом.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; интерес к предмету.
Формировать УУД:
– Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
 Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Знать частные случаи умножения с 0 и 1. Находить значение выражений, при выполнении умножения с 0 и 1.
Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение 
Коммуникативные УУД .
Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Основные понятия а х 1 = а, а х 0 = 0,
Межпредметные связи Окружающий мир
Ресурсы:

– основные

– дополнительные

 

– Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 3. Стр. 62-63

– мультимедийная презентация к уроку;
– памятки для учащихся;
– цветные звездочки;
– тетрадь;
– листочки с таблицей для заполнения ответов теста;
– интерактивная доска, проектор.

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа

 

Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт
к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты УУД
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
– установить тематические рамки;
– уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

Выполняют движения под руководством учителя

 

 

 

Читают текст на доске

 

 

Работают в тетрадях

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Устанавливает тематические рамки.

 

 

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организует уточнение типа урока и устанавливает тематические рамки урока

 

 

 

1. – Ребята, сегодня у нас
необычный урок. Мы отправимся
в Космическое путешествие.
У путешественников все должно
Быть в порядке. Проверьте свои
рабочие места. Для путешествия
нам  нужны: учебник, тетрадь,
дневник, ручка, карандаш.
– Вы готовы? Тогда в путь!
(Слайд 2)
– Летим в путешествие на ракете.
Заведем мотор. Встаньте,
выйдите из-за парт.
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планете.
На какую захотим
На такую полетим.
– Наша ракета приземлилась на
неизвестной планете. Выйдем из
ракеты, оглядимся. Посмотрим
направо, налево, вперед
– Смотрите, нас кто-то это нас
встречает? (Слайд 3)
Здравствуйте, ребята! Я – Умня.
Добро пожаловать на планету
Умножения! Здесь вас ждет
много интересного.
– Ну, что, начнем знакомство
с планетой Умножения. Запишем
в тетрадях число.
  Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

 

 

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7  мин.)

Цели:

– организовать актуализацию умений заменять сумму одинаковых слагаемых произведением;
– организовать  выполнение учащимися пробного учебного действия;
– организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

 

 

 

Выполняют движение под руководством подготовленного заранее ученика

 

Записывают на индивидуальных досках цифры в строчку.

 

 

Выполняют задание на интерактивной доске

Проговаривают, что повторили.

 

 

Выполняют движение под руководством подготовленного заранее ученика

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

 

 

 

Организует динамическую паузу

 

 

 

 

 

 

Организует актуализацию умений читать математические выражения, называть компоненты, умение заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение

 

 

Организует динамическую паузу

 

 

 

 

Предлагает задание для пробного действия.

 

Называет этап. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

 

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

1. – Умня приглашает нас  на Экскурсию по планете. Впереди
нас ждут интересные задания. А за правильные ответы Умня будет дарить вам звездочки. Отправимся  в в Космозоопарк.

(Слайд 4)

Встаньте из-за парт.

Я иду, и ты идешь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь –
Раз, два, три.
Мы идем и поем
Раз, два, три.
Очень дружно мы живем –
Раз, два, три.

(Ходьба на месте, хлопки в ладоши)

– На планете Умножения много
разных обитателей. (Слайд 5)
Давайте назовем некоторых из
них.
– Найдите лишних обитателей
планеты.
–  Замените произведение чисел
суммой, найдите значение
выражений. (Слайд 6)
– Молодцы, ребята! (Слайд 7)

2. Задание для пробного действия.

– А теперь  давайте пройдемся по
улицам планеты Умножения.
Нас ждет улица Сезам. (Слайд 8)

(Речевка. Ходьба на месте)

Я иду, и ты идешь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь –
Раз, два, три.
Мы идем и поем
Раз, два, три.
Очень дружно мы живем –
Раз, два, три.

– Помогите жителям планеты
попасть в свои дома. (Слайд 9)
Сравните произведения. Меньшие произведения живут в маленьком доме, бо'льшие – в большом.
Поместите произведения в домики.
Как рассуждали?

3. Выполнение пробного действия
– Прочитайте оставшиеся
произведения (4 х 1; 4 х 0).

4. Фиксация индивидуального
затруднения.
– Можно ли определить в каком
домике живут они?
– Почему возникло затруднение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уметь правильно читать математические выражения, называть компоненты умножения. Уметь заменять произведение чисел суммой и устно вычислять их значение

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД)
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин.)

Цели:
– выявить место (шаг, операция) затруднения;
– зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
– В каком месте возникло затруднение? (При умножении на 0 и 1).
– Почему возникло затруднение? (Затруднение возникло, потому что  не умеем умножать на 0 и 1).
  Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин.)

Цели:

– организовать постановку цели урока;
организовать составление совместного плана действий;
– определить средства.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

 

С помощью учителя ставят цель урока.

 

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

 

Организует составление совместного плана действий.

 

 

Организует определение средств.

1. – Какой следующий этап урока?
(Найти способ решения самостоятельно)

2. – Какую цель ставим? (Научиться умножать на 0 и1)
(Слайд 10)
3. Что для этого нужно сделать?
– Составить план действий:
1. Сами попробуем найти способы умножения
2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
(Слайд 11)

– Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

  Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
V. Реализация построенного проекта (10 мин.)

Цели:

– реализовать построенный проект в соответствии с планом;
– зафиксировать новое знание в речи и знаках;
– организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
– уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Выполняют задание на доске и в тетради

 

 

 

Делают вывод, сопоставляют его с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

 

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует подводящий диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

1. – Действуем по плану: сами попробуем найти способы умножения на 1 и 0.

2. Подводящий диалог:
– Умня приглашает нас на поляну
Открытий. Давайте поторопимся.
(Слайд 12)

 (Бег на месте)

– Посмотрите, на поляне Умня
нашел учебник, давайте откроем его. (Слайд 13)
– Станицы учебника  уже не раз помогали нам.
Стр. 56, з. 1
Замени произведения суммой и запиши значения
1 х 5 =1+1+1+1+1=5
1 х 9 = 1+1+1+1+1+1+1+1+1=9

?

Чему равно произведение единицы на любое число?

3. Сопоставление с учебником.
Давайте сверим вывод с учебником и с записью на доске

(Слайд 14)

Стр. 56, з. 2
Замени произведения суммой и найди их  значения

0 х 4 = 0+0+0+0=0
0 х 10= 0+0+0+0+0+0+0+0+0+0=10

?

Чему равно произведение нуля
на любое число?

4. Сопоставление с учебником
– Проверьте свои  предположения
(Слайд 15)
Стр. 56, з. 3
Выпиши выражения, в которых
умножение нельзя заменить сложением.
Разбей выражения на группы на группы

6 х 1                5 х 0
8 х 1                7 х 0
14 х 1

– Это особые случаи умножения и
деления. Их нужно запомнить.
– Прочитайте вывод  (Слайд 16)

4. – Какой следующий этап? Фиксируем новое знание в речи и знаках).
Устранение затруднение.
– Так в каком же домике живут
произведения 4 х 0 и 4 х 1?

(Слайд 17)

– Сформулируйте цель урока? (Умножение на 0 и 1).

 

 

 

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8  мин.)

Цель:

организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Выполняют задание на интерактивной доске.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. – Вместе с Умней мы открыли
для себя много нового.
Давайте закрепим изученные приемы
умножения. Продолжим наше
путешествие по планете
Умножения (Слайд 18)
и  идем скорее к реке Знаний.

Я иду, и ты идешь –
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь –
Раз, два, три.
Мы идем и поем
Раз, два, три.
Очень дружно мы живем –
Раз, два, три.

(Ходьба на месте)

Давайте посмотрим на правый
берег. Умня приготовил для нас
задание
Стр. 56, з. 4 (Слайд 19)
– Посмотрим на правый
берег. Смотрите,  Умня зовет нас
на помощь.
(Читает слова Умни)
У нас на планете был звездопад!
Звезды скрыли ответы в
примерах.
Помогите их восстановить.
(Слайд 20)

 

 

Уметь выполнять умножение на 0 и 1

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5  мин.)

Цели:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
– организовать самопроверку по эталону, самооценку;
– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

 

 

 

Выполняют задание самостоятельно на листочках.

 

 

 

Выполняют самопроверку по эталону.

 

 

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

 

 

 

 

 

Организует самопроверку по эталону.

 

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

– Умне очень хочется проверить чему вы научились, путешествуя по планете Умножения (Слайд 21)

Ребята!
Я хочу проверить, чему вы научились у меня в гостях. Выполните задания теста.

– Для каждого из вас Умня
приготовил листочки для
выполнения теста.
Запишите ответы в таблицу

1 2 3 4 5
         

Выполнение заданий теста.
(Слайды 22-26)
Давайте проверим ответы.
Самопроверка. (Слайд 27)
– Встаньте те, кто выполнил задания без ошибок.
–  Встаньте те, кто допустил ошибки в 1,3,5  заданиях.
– Умня даёт вам памятки, в которых вы еще раз прочитаете, как выполнять умножение с 1. (Приложение 1)
– Встаньте те, кто ошибся во 2, 4 заданиях.
– Получите памятки для закрепления приемов умножение с 0. (Приложение 2)

 

 

Уметь выполнять умножение на 0 и 1

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

 

Организует рефлексию.

– Вот и закончилось наше путешествие. Давайте попрощаемся с Умней. Заведем мотор ракеты. (Слайд 28)
– Ждут на быстрые ракеты
Для прогулок по планете
На какую захотим
На такую полетим
– На какую планету путешествовали?
– Какую цель ставили? Достигли цели? (Слайд 29)
  Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).      
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)