Коррекционно-развивающее занятие в 1-м классе "Путешествие на Голубую звезду"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Вступление

Возраст личностных деформаций отчаянно молодеет, и сегодня особенно опасными в силу не осознанности и недопонимания становятся жесткие, агрессивные, противоправные действия младших школьников.

Целью уроков психологического урока является – обучение детей психологическим аспектам здоровья.

Система личностного развития ребенка, особенно тех граней, которые определяют способность человека к самопознанию, самосознанию, саморегуляции.

Понятие “здоровье” в представлениях детей отражается как духовно-нравственная характеристика человека.

Здоровье для современного ребенка означает полюс положительного эмоционального выбора и ассоциируется со счастьем, красотой, добром, силой, умом.

На занятиях психологического здоровья мы рассматриваем здоровье не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо шире– и с точки зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром, и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека.

Цели урока: сохранение здоровья через предмет, сохранять, укреплять, развивать качество психологического комфорта. Научить детей тонкой дифференцировке внутренних психических состояний, дать понятие о настроении и его влиянии на психическое здоровье человека, обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями, познакомить с приемами психотехнической саморегуляции настроения.

Задачи урока:

  • доверительное отношение к педагогу, стремление к контакту с ним, открытость, интерес к занятию, снижение эмоциональной напряженности, психологический комфорт, разрядка негативных эмоциональных переживаний, снижение частоты конфликтности и ссор;
  • Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушение поведения, школьной дезадаптации;
  • Коррекция эмоционального самочувствия, снижение агрессивности, негативизма, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности;
  • развитие творческого потенциала Личности, создание позитивного настроя, осознание собственных действий, мыслей, чувств, развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, возможность осуществлять саморегуляцию, стать целостной Личностью: физически и психически развитой.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть на занятии. Давайте глазками, кивком головы поприветствуем друг друга и пожелаем себе, друг другу здоровья и удачи. (Дети здороваются глазками и кивком головы).

Педагог: Все мы разные. У нас разные прически, глаза разного цвета, разный рост, возраст. Но в чем-то мы все похожи: когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, мы можем заплакать.

А вы знаете, как называется состояние людей когда им весело или грустно, тревожно или спокойно? (Ответы детей). Это– настроение, то на какое эмоциональное состояние внутри себя человек настроен.

А от чего может зависеть настроение? (от погоды). Да, внутреннее состояние похоже на погоду. Бывает настроение похоже на солнышко, тогда нам весело, радостно на душе, внутри играют лучики солнца и нам хочется петь, плясать и громко смеяться. Бывает настроение похоже на тучку. Кажется, что вот-вот начнут капать из наших глаз капли слез, похожие на дождь. А бывает настроение такое, с серединки на половинку. (На доске находятся картинки солнышка, тучки и солнышка, которое проглядывает из-за туч.)

Давайте попробуем прислушаться к своему настроению, почувствовать его. Какое оно? (ответы детей).

А теперь глазами покажем свое настроение и у ребят определим их настроение: солнечное, хмурое или пасмурное. Возьмите с доски ту картинку, на какую твое настроение сейчас похоже.(дети берут сдоски картинку с изображением солнышка, тучки или солнышка спрятанного за тучкой).

Видите, какое у вас замечательное настроение. На душе становится солнечно, весело. С таким хорошим настроением так здорово жить на нашей планете.

А как называется наша солнечная планета?(Земля). И на душе у нас Солнце и планету нашу греет, освещает Солнце. И друг друга лучиками своего солнца мы согреваем. А кроме нас какие живые существа обитают на нашей солнечной планете?(ответы детей: звери, насекомые и т.д.). Нам здорово живется потому, что у нас солнечно.

(Звучит тревожная музыка). – Ребята, вы слышите тревожные звуки? Эти звуки доносятся с одной из планет. Оказывается, на планете “Голубой звезды” пропало Солнце, так как жители планеты разучились улыбаться, стали серыми, бесчувственными, научились только плакать и чихать. Как им быть? Помочь им могут только те, у кого солнышко в душе. Вы хотите им помочь? Вам хочется оказать жителям “Голубой звезды” помощь? А как к ним добраться? (на космическом корабле).

(Ребята занимают место на корабле”).

Представьте, мы – команда космического корабля Землян. Каждый занял свое место. Сейчас корабль поднимается в небо, вдох-выдох. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите на педали. А теперь отпустите педали и штурвалы. Вдох-выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, прижимает нас. Корабль взлетает, нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать: вдох-выдох(3 раза). Мы сейчас не чувствуем свое тело, оно легкое, невесомое. Вдох-выдох. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости, но наша цель-“Голубая звезда”. И вот она уже близко, яркая голубая. Давайте сделаем плавную посадку. Снова крепко возьмемся за штурвалы, сильно надавим на педали, сделаем глубокий вдох и выдох и отпустим штурвалы и педали. Как плавно и мягко мы сели.

Давайте выйдем из корабля(звучит грустная музыка). Ребята, смотрите-солнца нет. Кругом тучи, серость, скука. Жители планеты “Голубой Звезды” разучились улыбаться, стали чихать, плакать, ходить хмурыми, грустными, стали совсем незаметными. Они почти исчезли. Нужно срочно им помочь! Давайте разобьемся на пары и глядя в глаза, чувствуя руки, попробуем молча передать “ Я хочу с тобой дружит!” А теперь глядя на тучки мыслями своими пошлите жителям планеты мысли “ Мы хотим с вами дружить!” Закройте глазки, подуйте на тучки, позовем на помощь добрый ветер, чтобы он помог нам разогнать серые тучи (Открываем глаза).

Ребята, смотрите! Нет тучек! Перед нами океан цветов. Цветы всюду! А какой запах идет от этих цветов! Желтые, зеленые, красные, голубые, с голубыми стеблями, потому– то кажется планета совсем голубой. В этом океане живут необычные животные, это и есть наши соседи, жители “Голубой Звезды” Чистокрылышки. Их мы не видим, но чувствуем их. Они где-то близко, совсем рядышком. Вы чувствуете их? Они рады нам, улыбаются, мы им нравимся. Они танцуют вокруг нас, они стали чувствовать и предлагают нам свою дружбу и нежность (звучит “Вальс цветов”).

– Вы слышите праздничную музыку Чистокрылышек? Это они приглашают нас на праздник. Кто хочет потанцевать, покружиться с ними? (Ребята двигаются под музыку).

Присели. Замечательный танец получился! Настроение у вас хорошее? Улыбнитесь, покажите свое настроение. А хотите мы вместе поучимся изображать настроение с помощью краски и воды “волшебная кисточка” и “волшебные краски” помогут нам сохранить те чувства, которые мы испытывали сейчас. (детираскрашивают воду)

Чистокрылышки рады нам, они протягивают нам свои “чистые крылышки”. Мы тоже возьмемся за руки и почувствуем настроение друг друга.

Нам пора возвращаться на Землю. Мы возьмем все это добро, радость и чистоту с собой и постараемся это сохранить и донести до самых близких людей.

В память о встрече, вы можете взять любой цветок, который вам больше всего нравится.(на полянке находятся цветы разного цвета, которые соответствуют настроению детей)

Милые Чистокрылышки, добрые соседи, мы рады встрече с вами, мы никогда о вас не забудем. (Дети садятся на стулья, закрывают глаза, слушают спокойную музыку, мышечная релаксация)

Вот мы и на Земле. Закончилось наше путешествие. Но чувство нежности, добра, частоты с нами. Дома постарайтесь поделиться этими чувствами с близкими. Постарайтесь нарисовать Чистокрылышек такими, какими вы их представили, вообразили.

Всем спасибо! До новых встреч!