Коррекционно-образовательные цели занятия:
- Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой.
- Закрепление в речи существительных с обобщающим значением зима, уточнение и расширение словаря по теме (снег, лед, мороз, холодно, дуть, падать, белый, холодный).
- Продолжать учить правильно употреблять предложно-падежные конструкции; выделять предлог во фразе и соотносить его с символом. Согласовывать притяжательные прилагательные.
Коррекционно-развивающие цели занятия:
- Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, конструктивного праксиса, тонкой и общей моторики, зрительного внимания.
Коррекционно-воспитательные цели занятия:
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.
- Воспитание нравственно-эстетических чувств в общении с природой.
Демонстрационный материал: Слайды – зимнего леса, паровозика, диких животных и их частей (голова, хвост), детенышей диких животных. Две корзинки – красная и черная. Картинки по временам года.
Раздаточный материал: Карта (альбомный лист с изображением леса), дикие животные, цветы, схемы предлогов, сюжетные картинки с использованием предлогов, картинки диких животных.
Предварительная работа: Наблюдение за изменениями в природе во время прогулок с родителями и воспитателями, разучивание динамического упражнения “В лесу”.
Ход зянятия
I. Организационный момент.
1. Игра “Назовите зимние месяца и подберите к ним нужные картинки”.
( Разложены картинки с разными временами года, нужно подобрать соответствующую картинку, составить предложения о зиме. Например: наступила зима, дети катаются на лыжах.)
– Мы сегодня отправимся в путешествие по зимнему лесу, нам нужно найти картинки с приметами зимы и составить по ним предложения. В зимний лес отправляемся на паровозике.
2. Игра “Кто – где живет?” Упражнение на ориентировку в пространстве.
Детям предлагается картинки с зимним лесом и картинки: белки, зайца, медведя, лисы, домик Лесовичка.
– Перед вами лежит карта леса, нужно найти кто из животных, где живет.
В верхнем правом углу живет белка.
В верхнем левом углу живет зайчиха.
В нижнем левом углу живет медведь.
В нижнем правом углу живет хитрая лиса.
А в самом центре леса живет Лесовичок, который следит за порядком леса.
3. Упражнение на дыхание “ В лесу”.
– Вот мы и приехали в лес, как здесь хорошо и свежо. Давайте все вместе подышим.
1-2-3-4-5
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим
Ой, как пахнет здесь зимой
4.
Игра “Животные спрятались в лесу”.Упражнение на образование притяжательных прилагательных.
– В лесу тишина и все животные спрятались. Давайте отгадаем, чьи это выглядывают мордочки и хвостики.
Хвост заячий, мордочка заячья.
Хвост лисий, мордочка лисья.
Хвост медвежий, мордочка медвежья.
Волчий хвост, мордочка волчья.
Беличий хвост, беличья мордочка.
Лосинные рога.
5.
Игра “Найди мамам их детенышей”.Упражнение с использованием предлога У, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
– Разбежались детеныши и не могут найти своих родителей. Помогите ребята, животным найти своих детенышей.
У медведя – медвежата.
У зайца – зайчата.
У волка – волчата.
У белки – бельчата.
У ежа – ежата.
У лисы – лисята.
6. Динамическая пауза “Прогулка в зимний лес”.
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес! (Руки вверх, покружиться на месте)
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит. (Повороты в стороны)
Снежинки в воздухе кружатся,
И на землю тихо ложатся. (Покружиться, сесть на коврик)
Вот и заика прискакал,
От лисы он убежал. (Ппрыжки на двух ногах)
Это серый волк рыщет –
Он себе добычу ищет. (Большие шаги)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит. (Присесть)
В лесу тишина и покой (Руки вверх, покружиться на месте).
7. Игра “Найди нужный предлог”
Упражнение с соотнесением предлога в речи со схемой.
– Посмотрите на пеньке корзинка. Это задание от Лесовичка. Он вам приготовил схемы – предлоги. Я буду зачитывать предложения, а вы поднимать нужную схему.
– Синица пролетела над березой.
– Ежик спрятался под кустиком.
– Лисичка сидит между березками.
– Медведь спит в берлоге.
– Сорока сидит на ветке.
– Волк спрятался за деревом.
8.
Игра “Составь предложение с предлогом”.Упражнение на употребление предложно-падежных конструкций
– А ещё он приготовил картинки, вам нужно составить предложения используя правильный предлог.
(Детям раздаются картинки, дети составляют предложения с использованием нужного предлога).
9. Сюрпризный момент.
– Молодцы ребята, вы со всеми заданиями справились. Лесовичок вам приготовил орешки от белочки.
В корзинке лежат орешки (печенья) для детей.