Открытый урок биологии на тему "Особенности строения и жизнедеятельности насекомых". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цели:

  • Образовательные: выяснить, какое значение имеют насекомые в природе и жизни человека, изучить особенности строения и жизнедеятельность насекомых, познакомиться с разнообразием насекомых.
  • Развивающие: развивать внимание, память, мышление, устную речь, умение помогать друг другу.
  • Воспитательные: формировать чувство прекрасного, бережное отношение к насекомым.

Тип урока: комбинированный, частично– поисковый .

Технологии: технология развития критического мышления, технология ТРИЗ, здоровьесберегающая технология.

Методы и приемы: словесный, наглядный, обучение в сотрудничестве.

Оборудование: компьютер, слайды, карточки-задания для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, коллекции насекомых.

Ход урока

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный

Организационный момент: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

а) психологический настрой: показ слайдов различных насекомых.

Учитель: Насекомые – самый многочисленный класс животного мира, он насчитывает в настоящее время не менее одного миллиона представителей. А сколько еще их неизвестно науке? Может быть, вас заинтересует «безбрежный мир» насекомых и вы внесете свой вклад в их изучение.

б) актуализация знаний учащихся.

Вопросы к учащимся:

  1. Каких насекомых вы знаете?
  2. Где обитают насекомые?
  3. Какие насекомые есть в нашей местности?

Рассмотрим место насекомых в системе животного мира:

Царство животные
Тип членистоногие
Класс насекомые

в) постановка целей урока. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями внешнего строения насекомых, выясним, какую роль играют насекомые в природе и в жизни человека.

Этап 2. Операционно-исполнительский.

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Вопросы к учащимся:

Как называется наука, изучающая насекомых?

Какую роль в природе и жизни человека играют насекомые?

– Опыляют растения.
– Участвуют в процессе почвообразования.
– Дают ценные продукты питания (мед)\
– Дают сырье для промышленности (воск, шелк, красители)
– Являются важным звеном в цепях питания.
– Украшают нашу жизнь.

2. Изучение внешнего строения насекомых, работа с учебником.

Учитель: Снаружи насекомые покрыты прочной хитиновой оболочкой, очень стойкой к внешним воздействиям.

Тело насекомых состоит из трех отделов: голова, грудь, брюшко.

На голове имеется: ротовой аппарат (верхняя губа, нижняя губа, верхняя челюсть, нижняя челюсть), одна пара усиков– органы обоняния, две пары щупиков – органы осязания и вкуса, одна пара сложных фасеточный глаз (каждый глаз состоит из нескольких тысяч простых глазков) – орган зрения, на груди имеются одна или две пары крыльев, три пары ног.

На брюшке находятся дыхальца– отверстия для дыхания.

3. Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам– заданиям. Задания дифференцированы по уровню сложности и объему (Здоровьесберегающая технология).

Задание уровня А.

1. Напишите, из каких отделов состоит тело насекомых.
2. Чем насекомое покрыто снаружи.

Ответы: 1. Тело насекомых состоит из трех отделов: голова, грудь, брюшко.2. Снаружи тело насекомых покрыто хитиновым покровом.

Задание уровня В.

Даны понятия: одна пара усиков, дыхальца ,две пары щупиков, верхняя губа, нижняя губа ,верхняя челюсть, нижняя челюсть, две пары крыльев, три пары ног, одна пара глаз.

Выпишите понятия в следующем порядке:

А. На голове имеются:
Б. На груди расположены:
В. На брюшке находятся:

Ответы: На голове имеются: одна пара усиков, две пары щупиков, верхняя губа, нижняя губа, верхняя челюсть, нижняя челюсть, одна пара глаз.

Задания уровня С.

Укажите функции всех органов, имеющихся у майского жука на голове, груди и брюшке.

Ответы: Одна пара усиков– органы обоняния, две пары щупиков – органы осязания и вкуса, одна пара сложных глаз– орган зрения, верхняя и нижняя губа, верхняя и нижняя челюсти – образуют ротовой аппарат, три пары ног служат для передвижения, крылья для полета, дыхальца-органы дыхания.

4. Следующая часть урока направлена на развитие самопознания. Учащиеся работают с текстом учебника, выписывают названия различных насекомых, затем зачитывают их вслух.

5. Изучение отрядов насекомых.

Учитель: Насекомых на Земле очень много. Для удобства изучения их объединяют в отряды:

Отряд жесткокрылые: жуки.
Отряд чешуекрылые: бабочки.
Отряд перепончатокрылые: пчелы, муравьи.
Отряд двукрылые: комары, мухи.
Отряд прямокрылые: стрекозы.

Задание для работы в группах
Каждой группе предлагается карточка со списком насекомых, нужно распределить их по классам. Проводится самооценка работы в группе (Технология – обучение в сотрудничестве).

6. Региональный компонент: учитель знакомит учащихся с насекомыми, занесенными в Красную книгу Казахстана ( работа со слайдами «По страницам Красной книги и текстом учебника на стр. 171–172).

Рассказ учащихся о насекомых, которые обитают в нашей местности.

7. Изучение развития насекомых (составление кластера).

Учитель: Существует два пути развития насекомых .

1. Развитие с неполным превращением (неполный метаморфоз): из яйца выходит личинка, которая постепенно увеличивается в размерах и превращается во взрослое насекомое. Такое развитие у стрекозы, кузнечиков, саранчи, богомола, медведки и др. насекомых.

2. Развитие с полным превращением (полный метаморфоз): из яйца появляется личинка, которая превращается в куколку, а затем во взрослое насекомое. Так развиваются жуки, бабочки, мухи, пчелы, комары и др. насекомые.

Затем составляется кластер:

Развитие насекомых с неполным превращением:

Яйцо– личинка (постепенно увеличивается в размерах) –взрослое насекомое.

Развитие насекомых с полным превращением:

Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое.

Пример кластера показан на слайде, учащиеся работают в группах, составляют свои кластеры. Затем идет презентация новых кластеров.

8. Прием оживления урока. Сейчас ребята нам расскажут интересные истории о насекомых.

1 ученик. Крылья насекомых работают наиболее эффективно при температуре 38–40 градусов. Пчела делает 200 взмахов в секунду, обычные комары до 600, а комары мокрецы до 1000 .

2 ученик. Чтобы выработать 100 граммов меда, пчела должна посетить 1 млн. цветков. Обычно пчела пролетает в час 65 км, т.е. по быстроте может соревноваться со скорым поездом.

3 ученик. Жук-олень может тащить груз в 50 раз тяжелее самого себя, майский жук в 24 раза, пчела в 20 раз.

9. Рефлексия (слайд).

Проводится в форме составления синквейна. (Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек, высказывает свое отношение к проблеме).

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Бабочка
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное слово.

Красивая, легкая
Третья строка – три глагола, показывающих действие предмета.

Летает, порхает, опыляет
Четвертая строка – предложение, в котором автор высказывает свое отношение к предмету.

Ты радуешь нас!
Пятая строка – одно слово, существительное, в котором человек выражает свои чувства к предмету и ассоциации

Богиня!
Затем учащиеся работают в группах, составляют свои синквейны.

10. ТРИЗ – технология (теория решения изобретательских задач). (слайд).

Задача: жук – бомбардир в случае опасности с громким хлопком выстреливает кипящую жидкость в обидчика. При этом жук не наносит ожогов себе. Как ему это удается? Подсказка: жидкость должна быть горячей, чтобы обжигать врага и должна быть холодной, чтобы не обжечь самого жука. Решение: у жука есть две камеры. В первой он накапливает перекись водорода, во второй фермент каталазу, который является катализатором для разложения перекиси водорода на водяной пар и водород.

Все это выбрасывается из двух камер и смешивается вне организма жука.

11. Рассказ о насекомых – вредителях.

Большинство насекомых приносят большую пользу, их нужно беречь и охранять, нельзя бездумно уничтожать насекомых!

Но в природе существуют насекомые, приносящие вред сельскому хозяйству: например, азиатская саранча, свекловичный долгоносик, колорадский жук уничтожают урожай в огромных размерах. Комнатные мухи и комары переносят опасные заболевания. Оводы наносят вред сельскохозяйственным животным.

Этап 3. Проверочно-закрепляющий

Тестирование по теме насекомые:

1. Развитие с неполным превращением у насекомого:

а. Жук-бомбардир
б. Кузнечик
в. Пчела
г. Муха

2.Развитие с полным превращением у насекомого:

а. Колорадский жук
б. Кузнечик
в. Саранча
г. Богомол

3. Приносит огромный вред сельскому хозяйству, так как поедает ботву картофеля:

а. Муравей
б. Богомол
в. Колорадский жук
г. Майский жук

4. Гусеницы этой бабочки поедают листья капусты:

а. Махаон
б. Капустница
в. Крапивница
г. Павлиний глаз

5.Сколько пар ног у насекомых:

а. 5
б. 2
в. 3
г. 4

6. Тело насекомых состоит из отделов:

а. Голова, грудь, брюшко
б. Голова, брюшко
в. Головогрудь, брюшко
г. Грудь и брюшко

7. Главные опылители цветковых растений:

а. Муравьи
б. Пчелы и шмели
в. Жуки
г. Тараканы

8. Эстетическое значение имеют (вызывают чувство радости и восхищения):

а. Бабочки и стрекозы
б. Мухи
в. Клопы
г. Блохи

9. Насекомых насчитывается на Земле:

а. 1 млн. видов
б. 2 млн. видов
в. 3 млн. видов
г. 5 млн. видов

10. Сколько пар крыльев у бабочки

а. 3 пары
б. 4 пары
в. 1 пара
г. 2 пары

Ответы:

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10
б а в б в а б а а г

Проводится взаимопроверка.

4. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

5. Домашнее задание

Параграф № 43, чтение, пересказ, работа с рисунками в тексте учебника, ответить на вопросы на стр.168.