Введение
Цветы всегда привлекали внимание человека. Издавна люди стремились продлить их жизнь путём создания долговечных декоративных композиций. При изготовлении искусственных цветов для оформления жилища, применялись различные материалы.
В наше время ни один журнал, посвящённый интерьеру дома, не обходится без работ дизайнеров-флористов, а на полках книжных магазинов можно обнаружить множество книг на тему изготовления искусственных цветов и деревьев из различных материалов.
В последнее время появляются ресурсы Internet и книги по декоративно-прикладному творчеству, содержащие некоторые идеи создания искусственных цветов и деревьев с применением пайеток.
Данное направление в декоративно-прикладном творчестве вызывает интерес, но на сегодняшний день оно мало разработано. Используя всё многообразие пайеток, выпускаемых в настоящее время в сочетании с творческой фантазией мастера можно реализовать бесчисленное множество оригинальных идей по созданию сувениров и элементов декора интерьера, некоторые из них представлены в данной пособии.
Материалы учебно-методического пособия представляют собой обобщённые результаты совместной исследовательской работы педагога и воспитанников творческого объединения «Культура быта» (2008–2010 гг.).
Данная разработка может быть использована при изучении темы «Бисероплетение» на уроках технологии и занятиях детских творческих объединений. Первая часть учебно-методического пособия посвящена технологии изготовления искусственных деревьев из пайеток и бисера.
Инструменты и материалы
Для работы потребуются медная проволока разного диаметра (0,25–1,5 мм), различные по форме размеру и цвету пайетки, бисер, стеклярус, бусины, горшочки для декоративных растений, гипс, ракушки, ракушечный песок, декоративные камни и т.п., клей ПВА, ножницы, плоскогубцы.
Рис.1. Формы пайеток
Термин «пайетка» французского происхождения и в старину означал «блестка, золотая песчинка». В настоящее время под пайетками понимают плоские диски диаметром 3–7 мм, изготовленные из тончайших металлических, слюдяных, а в наше время – металлизированных полимерных пластинок, имеющих одно или два отверстия [1].
Пайетки пришли к нам с Востока как декоративная деталь одежды. Ассортимент применяемых пайеток вначале был ограничен – это в основном круглые и плоские пайетки из ПВХ, которые к тому же сильно деформировались от тепла и света.
Современные пайетки сильно видоизменились — они могут быть разнообразными по размеру, цвету и форме (от простых геометрических форм (кружки, овалы, треугольники, ромбы и т.д.) до различных флористических (цветочки, листочки) и фаунистических (бабочки, ракушки и т.п.) мотивов (рис.1.).
В настоящее время область применения пайеток значительно расширилась. Их стали использовать при изготовлении объёмных изделий для украшения интерьера, сувениров и т.п.
Рассмотрим применение пайеток в качестве материала для создания искусственных цветов и деревьев.
Техники плетения
Основные техники плетения, используемые для изготовления искусственных цветов и деревьев из пайеток можно разделить на 2 группы.
Первая группа техник заимствована из бисероплетения. Сюда относятся петельное, игольчатое и параллельное плетение.
Петельное плетение. На проволоку набирают одну или несколько бисерин (пайеток, бусин) после чего концы проволоки скручивают между собой (рис. 2). Для продолжения плетения в данной технике на один из концов проволоки снова набирают необходимое количество бисерин, отступают на некоторое расстояние от места соединения проволок, сгибают и снова скручивают проволоку. При этом участвует только один конец проволоки, второй остается свободным. Для того чтобы концы проволоки всегда оставались одинаковой длины, каждый следующий элемент выполняется поочередно то на одном, то на другом конце проволоки [2].
Рис. 2. Техника петельного плетения: а – петля из одного элемента; б – петля из нескольких однородных элементов; в – петля из нескольких разнородных элементов
Игольчатое плетение. На проволоку набирают несколько бисерин (пайеток, бусин) и, минуя последнюю, проходят тем же концом проволоки через все бисерины в обратном направлении, аккуратно подтягивают проволоку, чтобы не оставалось просветов. Затем повторяют ту же последовательность операций (рис. 3).
Рис. 3. Техника игольчатого плетения
Параллельное плетение. На один конец проволоки набирают общее количество бисерин первого и второго рядов, а вторым концом проволоки проходят навстречу через бисеринки второго ряда (рис. 4). Далее на один конец проволоки набирают необходимое количество бисерин, а вторым концом проходят через все набранные бисерины навстречу.
Рис. 4. Техника параллельного плетения
Вторая группа техник разработана Р. Гашицкой [3]специально для плетения из пайеток. Сюда относятся плоская и выпуклая полоса, полоса с бисерным швом, полоса с крапинками.
Полосы плоская и выпуклая. Для плетения плоской полосы на конец проволоки надевают пайетку выпуклой стороной, располагают ее на середине отрезка вогнутой стороной к себе (рис. 5, а). Затем закручивают проволоку на полный оборот, закрепляя блестку. На левый конец (I) надевают выпуклой стороной еще одну пайетку, сдвигают ее к первой, укладывают вогнутой стороной вверх и фиксируют с помощью правого конца (II). Таким образом плетут полоску необходимой длины.
Рис. 5. Плоская и выпуклая полосы (по Гашицкой, 2007): а – этапы плетения, б – вид с лицевой стороны, в – вид с изнаночной стороны.
При правильном закреплении пайеток проволока на лицевой стороне не видна. Шов проходит по выпуклым сторонам пайеток, расположенных на изнанке (рис. 5, в).
Выпуклую полосу плетут, пользуясь схемой изготовления плоской полосы (рис. 5, а), только пайетки надевают на проволоку вогнутой стороной, а укладывают выпуклой стороной к себе. Проволочный шов при этом будет виден с вогнутой стороны, которая в этом случае станет изнаночной.
Полоса с бисерным швом. Бисерный шов применяют в случае, когда необходимо замаскировать следы проволоки на изнаночной стороне. Для этого на левый конец проволоки надевают пайетку, а на правый две бисерины (рис. 6). Бисеринки левой рукой прижимают к пайетке, а правой закручивают концы проволоки на полный оборот.
Цвет бисера подбирают в зависимости от творческой задачи. Для лепестка можно использовать контрастные цвета или в тон пайеткам.
Рис. 6. Плетение полосы с бисерным швом (по Гашицкой, 2007)
Полоса с крапинками. На левый конец проволоки набирают с выпуклой стороны пайетку и бисеринку (рис. 7). Минуя бисеринку, проволоку обратным ходом пропускают через пайетку, выводят на изнаночную сторону и закручивают таким образом, чтобы витки не выступали за контур блестки, иначе следующая пайетка не будет плотно прилегать к предыдущей.
Рис. 7. Плетение полосы с крапинками (по Гашицкой, 2007)
Если после набора одной или двух бисеринок не перевести проволоку на изнаночную сторону, а закрутить, как при плетении обычных полос, то каждая последующая пайетка не будет плотно прилегать к предыдущей, а расположится под углом к ней.
Этот прием можно использовать для изготовления объемных изделий, например шишек.
Технология изготовления деревьев из пайеток и бисера
Снежное дерево
Необходимые материалы: серебристые пайетки в форме снежинок (рис. 1.15), серебристые сферические пайетки, перламутровые грушевидные бусины, продолговатые бусины цвета голубого перламутра, серебристый бисер, медная проволока, белый горшочек, гипс, декоративный грунт, клей ПВА.
Рис. 8. Снежное дерево
Изготовление веточек. Снежное дерево (рис. 8) выполняется в техниках игольчатого и параллельного плетения.
Изготовление веток начинаем с верхушки. Для этого на середину проволоки длиной 50 – 65 см нанизываем серебристую бисерину складываем проволоку пополам. Затем оба конца проволоки пропускаем через грушевидную бусину (широким концом к бисерине), пайетку-снежинку, продолговатую бусину, сферическую пайетку (в направлении от вогнутой к выпуклой поверхности), продолговатую бусину. Затем повторяем фрагмент (пайетка-снежинка, продолговатая бусина, сферическая пайетка, продолговатая бусина) ещё 7 – 9 раз (для разных веток). Каждую ветку в конце закрепляем параллельным плетением с помощью серебристой бисерины. Для этого на один конец проволоки нанизываем серебристую бисерину и проходим через неё навстречу вторым концом проволоки, аккуратно затягиваем. Выполняем по 3 ветки с 8, 9, 10 снежинками.
Сборка дерева. Выполнив различные варианты веточек в необходимом количестве, приступаем к сборке дерева.
Верхушку дерева формируем из трёх веток с восьмью снежинками. Для этого концы проволоки этих веток складываем вместе и пропускаем через сферическую пайетку (в направлении вогнутая – выпуклая поверхность), набираем продолговатую бусину. Повторяем в той же последовательности ещё раз, в конце набираем ещё одну сферическую пайетку и закрепляем параллельным плетением серебристой бисериной. Далее тем же способом прикрепляем следующие три ветки с девятью снежинками, а затем прикладываем три ветки с десятью снежинками и скручиваем ствол около 3 см, поскольку пучок проволок уже слишком велик, чтобы пройти сквозь отверстие бусины.
Особое внимание в процессе сборки следует уделить правильному скручиванию. Для этого необходимо сложить вместе расправленные концы проволоки, и только после этого аккуратно скрутить их. Нельзя закручивать концы проволоки одной ветки вокруг другой. Это испортит эстетический вид изделия и снизит прочность конструкции.
Концы проволоки разделяем на несколько пучков – корней. Помещаем корни дерева в горшок и заливаем гипсом. После застывания наносим на поверхность гипса густой слой клея ПВА и посыпаем декоративным грунтом (например, блёстки и т.п.).
Аккуратно расправляем ветки снежного дерева и придаём им наиболее удачное пространственное расположение.
Цветущая сакура
Необходимые материалы: светло-розовые пайетки в форме полуобъёмных 5-лепестковых цветочков (рис. 1.13), жёлтый или оранжевый бисер, зелёный бисер, медная проволока, горшочек, гипс, декоративный грунт, клей ПВА.
Рис. 9. Цветущая сакура
Изготовление веточек. Цветущая сакура (рис. 9) выполняется в техниках петельного и параллельного плетения. Изготовление веток начинаем с пучка из трёх тычинок (рис. 10, а). Для этого жёлтую (оранжевую) бисерину нанизываем на середину проволоки длиной 60–90 см и туго скручиваем проволоку у основания бисерины на расстоянии 0,5 см. Одна тычинка готова. На каждом из концов проволоки выполняем ещё две тычинки таким образом, чтобы тычиночные нити всех трёх тычинок выходили из одной точки. Получаем пучок из трёх тычинок, основание которого следует зафиксировать с помощью жёлтой бисерины параллельным плетением. Для этого на один конец проволоки нанизываем жёлтую бисерину и проходим через эту бисерину навстречу вторым концом проволоки, аккуратно затягиваем.
Приступаем к выполнению цветка (рис. 10, б). Для этого концы проволоки, отходящие от пучка тычинок пропускаем через отверстие пайетки-цветочка, располагая последнюю вогнутой стороной к тычинкам. Затем на один из концов проволоки нанизываем зелёную бисерину и проходим через неё навстречу вторым концом проволоки, аккуратно затягиваем. Зелёная бисерина служит для закрепления венчика и одновременно формирует чашечку цветка. Складываем 2 конца проволоки и скручиваем их между собой на 1–1,5 см, формируя цветоножку. Далее по тому же принципу на каждом из концов проволоки выполняем другие цветки, но последовательность выполнения элементов здесь будет несколько иной. Набираем
зелёную бисерину, пайетку-цветок (в направлении от выпуклой к вогнутой стороне), 2 жёлтых бисерины, отделяем одну бисерину, отступаем 2 см, скручиваем тычиночную нить длиной 0,5 см, выполняем аналогичным образом ещё 2 тычинки. Проходим концом проволоки навстречу через жёлтую бисерину, аккуратно закрепляя основание пучка тычинок, затем пропускаем проволоку через пайетку (в направлении вогнутая – выпуклая сторона) и закрепляем параллельным плетением зелёную бисерину, аккуратно затягиваем и скручиваем проволоку, формируя цветоножку.
Во время плетения внимательно следим за тем, чтобы концы проволоки оставались одинаковой длины, для этого выполняем цветки поочерёдно на разных концах.
По предложенной схеме выполняем ветки (рис. 10, в) с тремя, пятью и семью цветками. Количество веток зависит от желаемого размера дерева.
Рис. 10. Этапы изготовления цветущей сакуры
Сборка дерева. Выполнив различные варианты веточек в необходимом количестве, приступаем к сборке деревца.
Сакура состоит из нескольких сложных веток, каждая из которых образуется в результате поочерёдного соединения между собой простых веточек. Простые ветки представлены несколькими вариантами, отличающимися друг от друга количеством цветков (3–7).
Центральная ось сложной ветки представлена веточкой с семью цветками, к ней присоединяются боковые веточки в следующей последовательности: две ветки с тремя цветками, одна ветка с пятью цветками. Собираем сложные ветки по предложенной выше схеме. Формируем крону дерева из сложных веток. Скручиваем ствол дерева. Особое внимание в процессе сборки следует уделить правильному скручиванию. Для этого необходимо сложить вместе расправленные концы проволоки, и только после этого аккуратно скрутить их до места присоединения следующего элемента и т.д. Нельзя закручивать концы проволоки одной ветки вокруг другой. Это испортит эстетический вид деревца и снизит прочность его конструкции.
Концы проволоки разделяем на несколько пучков – корней. Помещаем корни дерева в горшок и заливаем гипсом. После застывания наносим на поверхность гипса густой слой клея ПВА и посыпаем декоративным грунтом (камешки, ракушки и т.п.).
Аккуратно расправляем цветки на ветках, придаём наиболее удачное пространственное расположение веткам сакуры.
«Медная» рябина
Необходимые материалы: пайетки медного цвета в форме мелких листочков с одним отверстием (рис.1.5), бусины медного цвета, коричневый и золотистый бисер, медная проволока, горшочек, гипс, декоративный грунт, клей ПВА.
Изготовление веточек. «Медная» рябина (рис. 11) выполняется в техниках полоса с бисеринами, игольчатого и параллельного плетения. Изготовление веток начинаем с плодов (рис. 12, а). Для этого на середину проволоки длиной 60 – 90 см нанизываем медную бусину, затем бисерину коричневого цвета. Минуя бисерину протягиваем проволоку в обратном направлении через бусину. Набираем на один конец золотистую бисерину и проходим через неё навстречу вторым концом проволоки, аккуратно затягиваем и туго скручиваем концы проволоки на расстоянии 1 см. Один плод готов. Далее по тому же принципу на каждом из концов проволоки выполняем другие плоды, но последовательность выполнения элементов здесь будет несколько иной. Набираем золотистую бисерину, медную бусину, коричневую бисерину, отступаем 1,3 см. Минуя бисерину протягиваем проволоку в обратном направлении через бусину и закрепляем параллельным плетением золотистую бисерину, аккуратно затягиваем и скручиваем проволоку, формируя плодоножку. Таким образом, на каждом конце проволоки выполняем по 3–4 плода. Их плодоножки должны выходить из одной точки. Во время плетения внимательно следим за тем, чтобы концы проволоки оставались одинаковой длины, для этого выполняем элементы поочерёдно на разных концах. После того как гроздь рябины выполнена скрутим оба конца проволоки между собой на 1,5–2 см. Изготовим необходимое количество плодов. Оно будет зависеть от желаемого размера дерева.
Рис. 11. «Медная» рябина
Приступаем к выполнению листьев. Для этого используя пайетки-листочки и бисер коричневого цвета в технике полоса с бисеринами сплетём полоску из одиннадцати пайеток (рис. 12, б), используя проволоку 60–70 см. Складываем полоску пополам и дополнительными витками проволоки аккуратно «сшиваем» в единое целое. Получаем лист рябины (рис. 12, в). Количество листьев также зависит от желаемого размера дерева.
Рис. 12. Этапы изготовления «Медной» рябины
Сборка дерева. Выполнив плоды и листья рябины в необходимом количестве, приступаем к сборке дерева. Деревце состоит из нескольких сложных веток, каждая из которых образуется в результате поочерёдного соединения между собой простых веточек (количество на ваше усмотрение). Простые ветки собираем из 1 грозди и 2 – 3 листьев, а сложные – из нескольких простых. Формируем крону дерева из сложных веток. Скручиваем ствол дерева. Особое внимание в процессе сборки следует уделить правильному скручиванию. Для этого необходимо сложить вместе расправленные концы проволоки, и только после этого аккуратно скрутить их до места присоединения следующего элемента и т.д. Нельзя закручивать концы проволоки одной ветки вокруг другой. Это испортит эстетический вид деревца и снизит прочность конструкции.
Концы проволоки разделяем на несколько пучков – корней. Помещаем корни дерева в горшок и заливаем гипсом. После застывания наносим на поверхность гипса густой слой клея ПВА и посыпаем декоративным грунтом (камешки, ракушки и т.п.).
Аккуратно расправляем плоды и листья на ветках, придаём наиболее удачное пространственное расположение веткам рябины.
Золотистая берёзка
Необходимые материалы: золотистые пайетки в форме листочков с двумя отверстиями (рис. 1.2), коричневые пайетки в форме мелких чашевидных цветочков (рис. 1.14), коричневый бисер, медная проволока, горшочек, гипс, декоративный грунт, клей ПВА.
Рис. 13. Золотистая берёзка
Изготовление веточек. Берёза (рис. 13) выполняется в техниках игольчатого, петельного и параллельного плетения. Изготовление большинства веток начинаем с плодов-серёжек (рис. 14, а). Для этого на середину проволоки длиной 65–80 см нанизываем коричневую бисерину, складываем проволоку пополам. Затем на оба конца проволоки нанизываем по 12–17 пайеток-цветочков (в направлении от вогнутой к выпуклой поверхности), коричневых бисерин, чередуя их. Каждую сережку в конце закрепляем параллельным плетением с помощью коричневой бисерины. Для этого на один конец проволоки нанизываем бисерину и проходим через неё навстречу вторым концом проволоки, аккуратно затягиваем. Скручиваем концы проволоки между собой на расстояние 1,5–2 см. На верхушке каждой веточки берёзы выполняем по 1–2 серёжки.
Рис. 14. Этапы изготовления золотистой берёзки
Затем приступаем к выполнению листьев (рис. 14, б). Для этого одним из концов проволоки проходим сначала через верхнее отверстие листочка с одной стороны, затем выводим эту же проволоку с другой стороны через нижнее отверстие, выравниваем лист на расстоянии 1 см от плодоножки и скручиваем черешок листа. Складываем 2 конца проволоки и скручиваем их между собой на 2–2,5 см, формируя междоузлие. Далее по тому же принципу выполняем следующий лист и т.д. Можно также сплести несколько веток без плодов только с листьями (рис. 14, в).
Во время плетения внимательно следим за тем, чтобы концы проволоки оставались одинаковой длины, для этого выполняем элементы поочерёдно на разных концах.
Сборка дерева. Выполнив различные варианты веточек в необходимом количестве, приступаем к сборке дерева.
Берёзка состоит из нескольких сложных веток, каждая из которых образуется в результате поочерёдного соединения между собой простых веточек (количество на ваше усмотрение). Простые ветки представлены несколькими вариантами, отличающимися друг от друга количеством серёжек, листьев и взаимным расположением этих элементов.
Собираем сложные ветки из нескольких простых. Формируем крону дерева из сложных веток. Скручиваем ствол дерева. Особое внимание в процессе сборки следует уделить правильному скручиванию. Для этого необходимо сложить вместе расправленные концы проволоки, и только после этого аккуратно скрутить их до места присоединения следующего элемента и т.д. Нельзя закручивать концы проволоки одной ветки вокруг другой. Это испортит эстетический вид изделия и снизит прочность конструкции.
Концы проволоки разделяем на несколько пучков – корней. Помещаем корни дерева в горшок и заливаем гипсом. После застывания наносим на поверхность гипса густой слой клея ПВА и посыпаем декоративным грунтом (камешки, ракушки и т.п.).
Аккуратно расправляем плоды и листья на ветках, придаём наиболее удачное пространственное расположение веткам берёзки.
Заключение
В учебно-методическом пособии представлена технология изготовления простых изделий из пайеток и бисера. Во второй части пособия планируется рассмотреть варианты создания цветов и деревьев с использованием большего разнообразия материалов и с применением усложнённых техник плетения, а так же их комбинирования.
Список литературы
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Пайетка – Википедия.
- Золотарева Е.Н. . Подарки из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 176 с.
- Гашицкая Р.П. . Цветы из пайеток. – М.: Мартин, 2007. – 72 с.