Цель: Обобщение знаний учащихся о жизни диких животных в лесу зимой.
Задачи:
- дать учащимся представление о том, как зимуют дикие звери;
- познакомить учащихся с образом русской зимы с использованием малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы.)
- развивать логическое мышление, память, речь;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Ребята, вы, конечно же, помните сказку «Колобок». В какое время года в сказке происходило действие? (Летом.)
– Ребята, скажите какие времена года вы знаете ещё? (Осень, зима, весна.)
– А вы представьте себе, что бабушка испекла дедушке колобок в другое время года. А в какое время года – вы узнаете когда отгадаете загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках.
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
– Так в какое время года бабушка испекла дедушке колобок? (Время года – зима.)
II. Сюрпризный момент
– Ребята, сегодня к нам на урок в гости пришёл колобок.
(Учитель показывает колобка.)
– Ребята, он никогда не видел зиму и просит, чтобы мы ему рассказали о ней. Давайте расскажем ему о ней. (Зимой очень красиво. Кругом лежит снег, а деревья стоят голые.)
– Да, выпал снег, и пришла зима. Любит русский народ зимушку– зиму: мы любим красоту зимней природы, а ещё мы любим зимние забавы.
(«Зимние забавы» картинка № 2)
Ребята как можно развлечься зимой? (Зимой можно покататься на лыжах, коньках, санках, можно поиграть в снежки, слепить снеговика.)
– Молодцы, ребята. А длинными зимними вечерами под завывание метели послушать сказки, петь песенки, рассказывать потешки.
В старину люди собирались в большой избе и передавали из уст в уста то, что сочинял народ. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала её своей дочке, а та своей.
В старину губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. Мы тоже с вами знаем много потешек и сейчас расскажем про зиму.
III. Потешки
Ой ты зимушка зима,
Ты с морозами пришла
Ветер воет, вьюга воет
Вдоль по улице метёт.
Ты мороз, мороз. мороз
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки – самокаточки.
Не меньше придумано о зиме и загадок. Сейчас ребята будут загадывать загадки, и вместе будем отгадывать их.
IV. Загадки
Когда всё укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается снами (Зимой.)Он вошёл – никто не видел
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез
А на окнах вырос лес. (Мороз.)Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка?
Тряхнёт перинкой -
Над миром снежинки! (Зима.)Хоть сама и снег и лёд
А уходит слёзы льёт. (Зима.)
– Колобку понравилось, как вы ему рассказали про зиму. Он никогда не думал, что зимой так красиво.
Ребята, посмотрите на эту картинку. На картинке изображён «Зимний лес». Когда колобок увидел картинку, то он очень удивился. Почему, как вы думаете? (На этой картинке мы видим зимний лес. Лес зимой стоит голый. Всё покрыто снегом. А летом на деревьях растут листочки. Колобок удивился тому, что деревья стоят голые.)
– Вспомните, ребята, кого колобок в сказке повстречал летом в лесу? (Он повстречал зайца, волка. медведя, лису.)
– А кого из этих зверей ну не как нельзя повстречать? (Нельзя встретить медведя, потому что медведь спит зимой в берлоге.)
(«Медведь в берлоге» картинка № 3)
– А кого можно встретить в зимнем лесу вы сейчас догадаетесь, отгадав загадку:
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А сам всех боится. (Заяц.)
– Давайте расскажем колобку, как живётся зайцу зимой. (Зимой заяц меняет шерсть: летом серый, а зимой белый. Чтобы его было мало заметно на снегу. Очень трудно бывает зимой. Не хватает еды, заяц питается корой деревьев.)
V. Физкультминутка
Скок по скок, скок по скок
Зайка прыгнул на пенёк
В барабан он громко бьёт,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок. скок. скок.
Ещё зимой в лесу повстречать зверя, а какого вы догадаетесь, отгадав следующую загадку:
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
– Как живётся волку зимой? (Волк зимой злой, голодный. Волку трудно зимой, не хватает еды.)
– В лесу зимой можно встретиться ещё с одним обитателем, догадайтесь с кем, отгадав загадку:
Рыжая плутовка
С пушистым хвостом,
А живёт она под кустом. (Лиса.)
– Как живётся лисе зимой? (Лиса живёт в лесу в норе. У лисы красивый пушистый хвост. Зимой лисе тоже бывает трудно. Бывает целый день бегает, а еды не находит.)
– Отгадав загадку, мы узнаем, с кем можно ещё встретиться :
В дупле живёт
Да орешки грызёт. (Белка.)
– Расскажите про белку. (Белка живёт в дупле. Делает на зиму запасы еды: грибы, орехи. Зимой от холода её спасает шерсть.)
– Колобку понравилось в зимнем лесу. Он много нового узнал про жизнь зверей зимой. Зимой животным живётся трудно, не хватает еды, холодно. От морозов спасает пушистая, тёплая шерсть. В лесу живут разные звери. Для них лес – родной дом и кормилец. Колобку стало жаль зверей. Он не знает как помочь, чтобы им жилось хорошо. (Мы должны беречь лес. Когда леса будет много, то и корма для зверей будет хватать.)
VI. Пословицы
– А сейчас ребята расскажут пословицы:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!Птиц, зверей оберегайте
И всегда им помогайте.
Ребята, а как надо вести себя в лесу?Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать.
Только ты не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки –
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай
Никогда не забывай
Нам по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.
VII. Итог урока
– Ребята, что нового Вы узнали на уроке? Как мы должны относиться к окружающей нас природе, животным? Колобок очень много узнал о зиме, о жизни животных в лесу. Он благодарит вас за такой рассказ. Спасибо за работу!