Безопасность граждан – одна из основных направляющих функций государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан.
Все мы пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Какие знания предложить ребёнку? Чтобы попав в трудную ситуацию, он не растерялся, а, используя имеющиеся знания, представления, поступал в соответствии с правилами и нормами безопасности.
Культура личной безопасности подразумевает знание и неукоснительное соблюдение правил, умение применять их на практике и в экстремальных ситуациях.
Статистические данные, полученные сотрудниками ОГИБДД за 2010 год по городу Сургуту представлены, следующими цифрами:
Всего с участием детей произошло 10 дорожно-транспортных происшествий, по вине детей 3 ДТП, 10 детей травмировано.
Важнейшая роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом
С целью совершенствования педагогами форм, методов обучения и воспитания дошкольников по овладению элементарными навыками поведения на улице, в транспорте, повышения педагогической культуры родителей в
МБДОУ был разработан проект «Безопасная дорога детства».
Его цель: организовать целенаправленную образовательную и методическую деятельность всего коллектива ДОУ по воспитанию педагогов, детей, родителей грамотными участниками дорожного движения.
Задачи:
- Обеспечить методическую поддержку педагогов при организации в ДОУ работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
- Усилить роль педагогического коллектива в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения детей.
- Выявить передовой педагогический опыт по профилактике ДТТ.
- Вовлекать родителей в процесс обучения дошкольников основам безопасного поведения на дорогах.
- Применять современные формы, методы воспитания и обучения дошкольников, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми.
При разработке проекта учитывались требования следующих законодательных актов и нормативно-правовых документов:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №100;
- Федеральный закон о безопасности дорожного движения №196 – ФЗ от 10.12.1995, редакция от 01.12.2007;
- Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. (введены в действие с 1.07.2003 года);
- Устав МБДОУ;
- Приказы Департамента образования и МКУ «УДОУ» города Сургута, внутренними приказами МБДОУ по проведению профилактических проектов, мероприятий, декадников, месячников безопасности "Внимание, дети!";
- Приказы МБДОУ;
- Инструкции по охране труда по предупреждению детского дорожного травматизма.
Реализация проекта строится на следующих принципах:
- системности
- сезонности
- учета условий городской местности
- учета возрастных и индивидуальных особенностей
- координации деятельности педагогов
- преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи
Проект рассчитан на один год и включает в себя три этапа:
1. Подготовительный
– определение нормативно – правовой базы
– формирование блока диагностических методик для педагогов, детей, родителей
– разработка перспективных направлений по расширению деловых и творческих
контактов с педагогами ДОУ города.
2. Основной
– создание действующей модели организации педагогического процесса,
ориентированную на работу по профилактике дорожно – транспортного травматизма;
– создание условий для реализации проекта;
– осуществление диагностической деятельности;
– повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ;
– повышение педагогической культуры родителей.
3. Заключительный
– обобщение опыта работы по проекту и анализ достигнутых результатов.
Проект реализуется по двум направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
Работа с детьми начинается с выявления знаний, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводится в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.
Деятельность в рамках проекта
Для реализации поставленых задач по обучению дошкольниками основам безопасного поведения на дорогахнеобходим комплексных подход, включающий в себя раличные формы организации: занятия, игры, досуги и развлечения, совместные мероприятия педагогов, детей, родителей.
Совместная деятельность с детьми включает семь блоков.
- Введение в безопасность.
- Мой город.
- Транспорт.
- Светофор.
- Дорожные знаки.
- Внимание-дорога.
- Будь внимательным и осторожным.
Реализация каждого блока строится по следующему алгоритму:
Каждый блок начинается с занятий познавательного цикла. Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы. Полученные навыки дети применяют в игровой и продуктивной деятельности, а затем реализуют в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений проекта. Круг проблем, связанных с безопасностью дошкольника, невозможно решать в рамках детского сада. Для полноценного, осмысленного усвоения правил ребенок должен не только выучить эти правила, но и видеть их исполнение в реальной жизни. С родителями проводится просветительская деятельность, разработаны мероприятия.
В ходе реализации разработанного проекта было достигнуто главное – дошкольники не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.
Кроме того:
– по данным ОГИБДД за период с 2010 по 2011 год не было отмечено ни одного
дорожно-транспортного происшествия с участием воспитанников и родителей нашего
ДОУ;
– совершенствовался уровень профессионального мастерства педагогов (победа в
одной из номинаций городского смотра-конкурса «Зеленый огонек» воспитателя
Головко Л.Б);
– созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по охране и
безопасности жизни детей.
Использование пректного метода в ДОУ на практике показывает свое премущество и эффективность.
Вариант оформления уголка по ПДД в группе
Развлечение с родителями в старшей группе
Литература
- Астахов П.А. Я и дорога. – М.: Эксмо, 2009. – 60 с.
- Занятия по правилам дорожного движения / Сост, Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова.; Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк.возраста: Кн.для воспитателей дет.сада/К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А.Кондрыкинская и др. – 4-е изд.– М.: Просвещение, 2004. – 94 с.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма:Методическое пособие/Под общ.ред. В.Н.Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 56 с.
- Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.