Цели и задачи:
- прививать любовь к русскому языку;
- расширять знания учащихся по русскому языку;
- способствовать развитию грамотности, правильному чтению, умению работать в команде;
- воспитывать доброжелательность, гуманность, чувство коллективизма.
Ход мероприятия
1. Выступление детей (ввод в тему КВН).
|
|
|
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, уважаемые участники КВН. Итак, как вы уже поняли, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык.
Ведущий 2. С самого раннего детства и до глубокой старости – вся жизнь человека непрерывно связана с языком. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык.
(Вбегает Зелена скука. Она не здоровается.)
Ведущий 1. Кто это ребята?
Зеленая скука. И здесь меня не узнают.
(Зевает. Вынимает зеркальце, прихорашивается.)
Так узнали меня или нет?
(Поворачивается спиной, где листок с надписью «Зеленая скука»)
А что вы тут делаете?
Ведущий 2. Изучаем русский язык.
Зеленая скука. Как это, интересно, вы изучаете язык?
(Рассматривает свой язык в зеркале.)
Ведущий 1. Изучаем орфограммы.
Зеленая Скука. Какие такие арфягремы? Буквы знаете? Знаете. Ну и пишите буква к букве, вот и слово получится, а то арфягремы. (Зевает.) Скука ужасная.
Ведущий 2. А ты, Скука, буквы то знаешь?
Зеленая Скука. Конечно. Я ведь современно образованная Скука, правда, немного зеленоватая. Сейчас я вам докажу, что достаточно знать буквы, и это самое главное. Вот я вам написала словосочетание: «русский язык». (Рускый изык)
Ведущий 1. Ой-ой. Вот это ты написала. Ребята, сколько ошибок допустила Скука? (3) Исправьте и объясните орфограммы.
Зелена Скука. Подумаешь, и так все было понятно. Скучные ваши правила.
Ведущий 2. Ребята, давайте докажем Скуке, что знать и изучать русский язык очень интересно и увлекательно.
Ведущий 1. На нашем КВН – участвуют 2 команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи! И познакомимся с ними ближе.
2. “Угадай название команды”.
1 команда.Название нашей команды обозначает часть слова,которая стоит впереди корня и при помощи которой,образуются новые слова.
Команда “Суффикс”
Команде приставка желаем успеха,
Желаем победы,веселья и смеха.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2 команда.Название нашей команды обозначает часть слова,которая стоит после корня и при помощи которой,образуются новые слова.
Команда”Приставка”
Вы стоите после корня,
Мы-немного впереди.
Но от всей души желаем
Дружно вместе нам идти!
И соревнуясь вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Представление жюри. Выступление команд будет оценивать жюри, состав которого входят: (Дети читают обращение к жюри.)
1. Упала ранняя звезда в полях прохлада.
Сидит жюри, глядит жюри
Суровым взглядом.
2. Жюри, жюри ты помоги им в час суровый:
Побольше баллов присуди и будет клево!
II. Разминка (каждая игра в КВН начинается с разминки и мы не будем нарушать традицию)
Ведущий 2. Ответьте, о ком или о чем говорится.
- «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
- Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
- Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
- Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
- Как называется школьный известняк? (Мел.)
- Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
- Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
- Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
Конкурс « Постижение народной мудрости»
Ведущий. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
- Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
- Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
- У него глаза велики. (У страха.)
- Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
- Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
- Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)
Игра (для болельщиков)
А на улице мороз. Ну-ка все потёрли нос.
Ник чему нам бить баклуши, ну-ка взялись все за уши.
Покрутили, повертели – вот и уши отогрели.
По коленкам постучали, головою покачали,
По плечам похлопали, и чуть-чуть потопали.
Конкурс « Устная речь»
Подготовленные ученики читают стихотворение В. Шефнера «Устная речь»
Это так, а не иначе, ты мне, друг мой, не перечь.
Люди стали жить богаче, но беднее стала речь.
Сотни слов родных и метких, скинув, голос потеряв.
Взаперти, как птицы в клетках, дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда, в быт обыденный верни.
Чтобы речь – людское чудо – не скудела в наши дни.
Ведущий. В этом конкурсе надо соединить фразеологическое сочетание в левой части с его объяснением в правой.
1. Не ударить в грязь лицом. 2. Держать себя в руках. 3. Мелькнуть, как молния. 4. Игра не стоит свеч. 5. Стрелять без промаха. 6. Во что бы то ни стало. 7. Не находить себе места. 8. Вешать голову. |
А. Занятие, которое себя не оправдывает. Б. Обязательно. В. Очень быстро. Г. Точно в цель. Д. Сохранять самообладание. Е. Показать себя с лучшей стороны. Ж. Быть в состоянии большого волнения. З. Огорчаться. |
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
Конкурс «Редактор» (найди ошибки)
Ведущий. Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
Я шол по лестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.
У опушке милкали голубые колоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслось стадо.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
Конкурс «Музыкальные слова».
Ведущий. Следующее задание: придумайте слова, чтобы в каждом слове было название нот. (Сирень, фасоль, домик, домино, доля, помидор, фамилия.)
А пока команда думает, мы с болельщиками поиграем в игру
Ведущий. «Кто что делает». Я называю животных, а вы глаголы – действия, какие звуки они произнося:
Лошадь … (ржет), корова … (мычит),
Кузнечик … (стрекочет), волк … (воет),
Курица … (кудахчет), кошка … (мяукает). Молодцы!
Конкурс «Расшифруй слово» (по подсказкам)
1. Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
2. И все, что может видеть глаз
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас
Означено словами.
3. Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
4. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно.
В огромном море – море слов.
Купаться ежечасно!
По подсказкам «пони» или «як» отгадайте целое слово.
Этот пони – день недели (понедельник)
п о .. .. .. .. .. .. н и ..
Этот як поет на ели. (зяблик)
.. я .. .. .. к
Этот як – малыш курчавый, любит травку кушать с мамой. (ягненок)
я .. .. .. .. .. к
Этот пони джем и тесто. (пончик)
п о н .. и ..
В этом пони бродят зубры. (заповедник)
.. .. п о .. .. .. н и ..
Этот як беда в диктовке и в тетради просто грязь. (клякса)
.. .. я к .. ..
Этот як – корабль ни с места. (якорь)
я к .. .. ..
Этот пони – мастер ловкий, молотком стучать и рубанком строгать. (плотник)
п .. о .. н и ..
Конкурс «Сочини стихотворение».
Ведущий. Мы сегодня угадывали, составляли, сравнивали, вспоминали. Не были еще поэтами. Попробуем сочинить стихотворение. Я взяла имя существительное – самое важное, главное в школе. Что это? (Урок).
По рифмам, записанным на доске, сочините за одну минуту стихотворение.
Урок
Падежи – подскажи
изучаю – скучаю
не спешу – пишу
тетрадь – пять(Изучаем падежи. Как зовут их – подскажи.
Я скучаю, не спешу, потом быстро напишу.
И в тетрадочке опять мне учитель ставит 5)
Конкурс « Живой алфавит»
(Сделать снежинки двух цветов.)
Мы снежинки, мы пушинки.
Затеваем хоровод.
К нам придет любимый праздник.
Наш веселый Новый год!
(Дети собирают снежинки своего цвета и команда быстро должна построиться так, чтобы получилось слово.) Например: (хлопушка)
Конкурс «Домашнее задание»
(Написать сочинение на тему «Русский язык»). Например.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту русского языка. Сколько в нем метких слов! Русский язык звучный, красивый. В словах можно услышать вой вьюги, жужжание пчелы. На этом языке писал стихи А.С.Пушкин, рассказы для детей Толстой.
Вот и закончилась игра. Расходиться нам пора
На жюри взгляните все – подведем итог игре.
(Предоставляется слово жюри.)
Ведущий. Наш КВН – окончен.
Вы постарались, как смогли.
Мы снова ждем все с вами встречи
До новых встреч, прощайте все.
Заключение
– Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит, мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.
Много слов на земле. Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом модно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, –
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.