В
ажнейшими задачами, стоящими перед учащимися, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих сделать правильный выбор профессии. Программа «Ступени к собственному я» позволяет в течение курса узнать что-то новое о себе, а также дает возможность учащимся сформировать представление о своем профессиональном потенциале на основе диагностики.Курс предназначен для учащихся 9 классов, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Данный курс рассчитан на 12 часов. Элективный курс проводится в течение двух дней, обычно, для этого используются выходные дни.
Целью программы является формирование психологической готовности учащихся к выбору профессии.
Основные задачи:
- содействие в построении адекватного образа «Я»;
- активизировать процесс самопознания учащихся методами диагностики (компьютерное тестирование);
- содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
- развитие навыков рефлексии.
Компьютерное тестирование, используемое в данной программе, позволяет подросткам сосредоточиться, как на процессе самодиагностики, так и на своих индивидуальных особенностях. Занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть, заключительная часть.
Разминка заключает в себе упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
Основная часть включает в себя тренинговые упражнения, ролевые игры и групповые дискуссии.
Заключительная часть – подведение итогов, когда участники могут поделиться своими чувствами и переживаниями.
Ожидаемые результаты учебного курса:
- осознание учащимися своих личных особенностей, интересов и склонностей;
- определение профиля предметного обучения,
- формирование личного профессионального плана;
- обретение уверенности в себе.
Отслеживание эффективности проводится с помощью опросника Пряжниковой Е.Ю. по схеме построения личной профессиональной перспективы в начале и в конце реализации программы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
1. | Вводный. Правила работы на занятиях Определение ЛПП (личной профессиональной перспективы) |
1 | Беседа Первоначальный опрос для определения эффективности реализации программы |
2. | Самооценка и уровень притязаний | 1 | Методика Дембо-Рубинштейна. Беседа |
3. | Мой образ «Я». Изучение индивидуально-психологических особенностей | 2 | Диагностический практикум с психотехническими упражнениями :личностный опросник Айзенка, опросник Шмишека |
4. | «Я» и профессия» | 2 | Диагностический практикум с психотехническими упражнениями: методика Е.А. Климова, методика «Профиль» |
5. | Определение профессионального типа личности | 1 | Модификация методики Голланда |
6. | Способности и профессиональная пригодность | 2 | Методика «Эрудит» |
7. | Типичные ошибки в выборе профессии | 1 | Беседа |
8. | Построение личного профессионального плана | 1 | Самостоятельная работа. Повторный опрос для изучения эффективности реализации программы. |
9. | Презентация профессиональных личностных планов |
1 |
|
Итого |
12 |
Отслеживание эффективности проводится с помощью опросника Пряжниковой Е.Ю. по схеме построения личной профессиональной перспективы в начале и в конце реализации программы.
Список использованной литературы
- Резапкина Г.В