Программа элективного курса "Ступени к собственному "я""

Разделы: Школьная психологическая служба


Важнейшими задачами, стоящими перед учащимися, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих сделать правильный выбор профессии. Программа «Ступени к собственному я» позволяет в течение курса узнать что-то новое о себе, а также дает возможность учащимся сформировать представление о своем профессиональном потенциале на основе диагностики.

Курс предназначен для учащихся 9 классов, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Данный курс рассчитан на 12 часов. Элективный курс проводится в течение двух дней, обычно, для этого используются выходные дни.

Целью программы является формирование психологической готовности учащихся к выбору профессии.

Основные задачи:

  • содействие в построении адекватного образа «Я»;
  • активизировать процесс самопознания учащихся методами диагностики (компьютерное тестирование);
  • содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
  • развитие навыков рефлексии.

Компьютерное тестирование, используемое в данной программе, позволяет подросткам сосредоточиться, как на процессе самодиагностики, так и на своих индивидуальных особенностях. Занятие состоит из трех частей: разминка, основная часть, заключительная часть.

Разминка заключает в себе упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.

Основная часть включает в себя тренинговые упражнения, ролевые игры и групповые дискуссии.

Заключительная часть – подведение итогов, когда участники могут поделиться своими чувствами и переживаниями.

Ожидаемые результаты учебного курса:

  • осознание учащимися своих личных особенностей, интересов и склонностей;
  • определение профиля предметного обучения,
  • формирование личного профессионального плана;
  • обретение уверенности в себе.

Отслеживание эффективности проводится с помощью опросника Пряжниковой Е.Ю. по схеме построения личной профессиональной перспективы в начале и в конце реализации программы.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Кол-во часов Форма проведения
1. Вводный. Правила работы на занятиях

Определение ЛПП (личной профессиональной перспективы)

1 Беседа

Первоначальный опрос для определения эффективности реализации программы

2. Самооценка и уровень притязаний 1 Методика Дембо-Рубинштейна. Беседа
3. Мой образ «Я». Изучение индивидуально-психологических особенностей 2 Диагностический практикум с психотехническими упражнениями :личностный опросник Айзенка, опросник Шмишека
4. «Я» и профессия» 2 Диагностический практикум с психотехническими упражнениями: методика Е.А. Климова, методика «Профиль»
5. Определение профессионального типа личности 1 Модификация методики Голланда
6. Способности и профессиональная пригодность 2 Методика «Эрудит»
7. Типичные ошибки в выборе профессии 1 Беседа
8. Построение личного профессионального плана 1 Самостоятельная работа.

Повторный опрос для изучения эффективности реализации программы.

9. Презентация профессиональных личностных планов

1

 
Итого  

12

 

Отслеживание эффективности проводится с помощью опросника Пряжниковой Е.Ю. по схеме построения личной профессиональной перспективы в начале и в конце реализации программы.

Список использованной литературы

  1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2006. – 208 с, ил.
  2. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
  3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2 – изд., дополн. И перераб. – М.:Изд – во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 640 с.
  4. ГВ Комплектование профильных классов Школьный психолог №2,2007 г, с. 9-16.