Цель: уточнить представления детей о весенних изменениях в неживой природе, расширить представления о птицах, учить находить сходства и отличия, воспитывать бережное отношение к природе , активизировать внимание и память через рисунок.
Материал: дидактические карточки «четыре времени года», картина «Грачи прилетели» Саврасова, письмо с загадками, иллюстрация грача, иллюстрации с разными видами гнезд, цветные карандаши и альбомные листы на каждого ребенка.
Ход занятия
– Дети, послушайте стихотворение И.Никитина
Полюбуйся весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
– Дети, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (о весне)
– Почему вы так решили? (журавли летят, ручьи шумят, птицы гнезда вьют)
– А какие приметы весны вы еще знаете? (тает снег, появляются сосульки, подснежники). Как называется место где уже видна земля, прошлогодняя трава? (проталина). А сейчас из всех карточек нужно выбрать те, которые относятся к весне (дидактическое упражнение)
– А как изменились деревья по сравнению с зимой? (нет ягод, семян – птицы съели). Я предлагаю вам стать художниками и нарисовать такое дерево.
Физкультминутка
За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвет в клочки.
Разжимает, разжимает
Клен тугие кулочки.
Прислонился он к окошку
И едва растает снег,
Мне зеленую ладошку
Клен протянет раньше всех.
С. КоганДети стоят, повернувшись лицом в круг, выполняют 4 прыжка на носочках.
Руки вверх, наклоны вправо-влево.
Руки согнуты в локтях, сжимают-разжимают кулачки.
4 прыжка на 2х ногах.
Наклоны вправо-влево.
Протягивают друг другу ладошки, покачивают руками.
– Ребята, когда я шла в детский сад, мне передали для вас письмо, а я про него забыла. Хотите узнать что в нем? Это загадки! А вы умеете отгадывать загадки? Тогда слушайте:
Прилетает к нам с теплом путь проделав длинный,
Лепит домик над окном из травы и глины. (Ласточка)Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней, кто же это?... (Соловей)Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку и кричит:»Ку-ку, ку-ку». (Кукушка)Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач)
– Здесь даже есть иллюстрация одной из птиц (показ иллюстрации грача). Дети, о каких птицах были загадки (о перелетных). А каких перелетных птиц вы еще знаете? Почему их так называют? В народе говорят, что весну открывают птицы, я хочу вам показать картину Саврасова «Грачи прилетели» (показ картины). Вот так художник показал прилет грачей.
– «В деревнях всюду появляются большие стаи грачей. Зиму они провели на юге. Они очень спешили на родину и в хорошую погоду делали перелеты по сотни километров в день
В пути их настигала сильная метель. Десятки, сотни слабых птиц выбились из сил и погибли в пути.
Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам и усердно ковыряют крепкими носами землю» (по В.Бианки)
– Только у одних грачей клювы черные, а у других белые, как вы думаете почему? (ответы детей). Как птицы добывают себе корм? (долбят клювом землю). С белыми клювами – это старые грачи, они много поработали клювами добывая себе червей, поэтому клювы у них и побелели. Значит с черными клювами какие грачи? (молодые, потому что они мало еще рылись в земле).
– Я вам снова предлагаю стать художниками и продолжить ваши рисунки. Нарисуйте грачей, но помните чем отличаются старые от молодых.
Физкультминутка
Черные грачи летели,
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали
Потом снова полетели.
– Как вы думаете, чем в первую очередь будут заниматься птицы, вернувшиеся на родину? (строить, вить гнезда). Что им для этого понадобится? (сухая трава, кусочки ваты, веточки и т.д.) А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями и т.д. – показ картинок).
– Высоко на деревьях видны большие гнезда грачей (обратить внимание на картину). А для чего птицам гнезда? (откладывают яйца, выводят птенцов). Птенцы появляются на свет беспомощными. Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т.д.)
– Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т.д.)
– А как быть с деревьями? (не ломать, не портить кору – дерево может погибнуть и т.д. – показ картинок).
– Давайте снова станем художниками и закончим свой рисунок. Чего не хватает грачам на вашем рисунке? (Гнезда)
Итог занятия
– О ком мы с вами сегодня говорили?
– Что нового об этих птицах вы узнали?
– Было ли вам интересно, трудно?
– А сейчас я предлагаю устроить выставку ваших рисунков.