Повествовательный текст "Путешествие в зимний лес". 9-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи.

Задачи:

  • Формировать умение составлять текст-повествование, умение использовать простые и сложные предложения в речи.
  • Развивать орфографическую зоркость, воображение, внимание.
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, бережное отношение к природе.

Тип урока. Закрепление пройденного материала с элементами проектной деятельности учащихся (изготовление дидактического пособия по окружающему миру)

Учебные материалы:

  • мультимедийный проектор;
  • магнитофон;
  • основа для изготовления творческой работы;
  • заготовки рисунков животных в конвертах (изготовленные учителем);
  • изображения птиц и зверей;
  • презентация репродукций о зиме и стихов о природе;
  • музыкальный альбом Г.В.Свиридова «Метель».

ХОД УРОКА

(Весь урок проходит с использованием мультимедийного проектора)

1. Организационный момент

Цель: концентрация внимания детей на предстоящую деятельность.

Презентация фильма о зиме. (Слайды 1-8).

Звучит музыка Г.В. Свиридова «Романс». (Некоторые стихи читает учитель )

2. Актуализация знаний

Цель: выделение средствами дидактического материала необходимых знаний из зоны актуального развития ребенка.

– Почему наш урок начался с этого фильма? (Он будет посвящен зиме, а может быть, мы будем писать предложения или текст о зиме …)
– А какие стихи о зиме знаете вы? Прочитайте. (Чтение стихов детьми)
– У меня в руках книга «Чиста небесная лазурь», в которую включены стихи разных поэтов, и имеются репродукции знаменитых художников к ним. Я советую вам ее почитать. (Слайд 9).

3. Постановка темы урока, которую дети выводят самостоятельно под руководством учителя.

– Запишите в тетрадь:

Путешествие, прекрасный, ненастная. Картина, корзина, зимний. Медведь, лиса, заяц, лес.

– В первой строчке подчеркните имя существительное, во второй – имя прилагательное, в третьей – слово, в котором 3 буквы и 3 звука.

Проверка написанного. (Слайд 10).

– Составьте с этими словами предложение. (Путешествие в зимний лес.) Это и будет заголовком к нашей работе. (Слайд 11).
– Сегодня вы станете художниками и писателями и создадите свое произведение. (Слайд 12)
– Перед вами основа, на которой вы будете выполнять свою работу. Слева вы будете записывать текст, а справа – наклеивать готовые шаблоны.

4. Работа над темой урока

Цель: обогащение активного словаря детей по заданной теме.

– Итак, мы начинаем наше путешествие. (Звучит музыка Г.В. Свиридова «Метель»).
– Мы оказались в зимнем лесу. Кругом белым-бело. В воздухе кружатся и падают снежинки. Они летят беззвучно. Снежинки ищут дорогу на землю. Хорошо прогуляться по зимнему лесу!
– Назовите восклицательное предложение. Можно ли с него начать свою работу? (Да) Почему? – Запишите его. (Дети записывают предложение на основу. Для тех, кто записал раньше, предлагается индивидуальная работа: подчеркнуть знакомые орфограммы). – Что кружилось в воздухе? (Снежинки). Наклейте снежинки на основу. (Учащиеся наклеивают снежинки на основу).

Физкультминутка

Цель: развитие воображения через двигательную активность.

– Покажите как падали снежинки на землю. (Дети осуществляют осознание лексического значения слов, используя прием показа)
– Итак, мы двигаемся дальше. (Звучит музыка Г.В.Свиридова «Метель»).
– Особенно красивы деревья в лесу. У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега. Великолепен лес зимой!
– Запишите предложение про зимний лес. Можно придумать свое предложение. (Дети записывают предложение на основу).
– Снежинки падали и падали. Снега становилось все больше и больше.
– Достаньте из конвертов детали сугробов. Наклейте их на основу. (Учащиеся наклеивают снежинки на основу)
– А вот на снегу появились чьи-то следы. (Слайд 13).
– Угадайте, чьи же они? (Заяц) (Слайд 14).
– Расскажите, что вы знаете о зайце?

Чтение детьми научно-популярного текста о повадках зайца и среде его обитания.

Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Заяц-беляк роет ямку в снегу, забирается в него по шею. Существует поговорка: «Труслив, как заяц». Но заяц не труслив, он осторожен. Если его постигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.
– Запишите предложение про зайца. Вам помогут опорные слова. (Слайд 14) (Дети записывают предложение на основу).

Дополнительное задание для детей с быстрым темпом работы: обозначьте падежи у имен существительных.

– Найдите зайца в конверте и наклейте его. (Дополнительное задание с быстрым темпом работы: наклеить заготовки других зверей, которые находятся у учителя).
– Вдруг наш заяц поджал уши и бросился наутек. Как вы думаете почему? (Наверное, почуял опасность). Кто угрожает зимой зайцу? (Лиса)
(Слайды 15-16). – Расскажите, что вы знаете о лисе?

Чтение детьми научно-популярного текста о лисе.

К зиме у лисы отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло. Лапы лисицы обрастают шерстью. Наружу торчат только коготки. Лапы у нее никогда не мерзнут, даже в сильные морозы. Хвост у лисицы как руль. Он управляет движением и позволяет ей делать резкие повороты, убегая от волка или догоняя добычу. Лиса по писку, запаху и шороху находит под снегом мышей, изредка таскает кур. Она прячется от врагов в норе, которую устраивает под пнями и корягами.

– Запишите предложение о лисе. Вам помогут опорные слова. (Слайд 16) (Дети записывают предложение на основу).

Индивидуальная работа. (Обозначьте окончания у имен существительных).

– Найдите лису в конверте и наклейте ее. (Учащиеся наклеивают лису на основу)

Беседа с опорой на иллюстрацию

– А вот на полянке появился другой зверек. (Слайд 17)
– Чьи это следы? (Белка) (Слайды 18).
– Какого она цвета?
– Зимой белка серебристо-серая.
– Как белка приготовилась к зиме? (Она утеплила свое гнездо, запасла корм)
– Запишите предложение про белку. Вам помогут опорные слова. (Слайд 18) (Дети записывают предложение на основу).
– Какие звуки можно услышать в зимнем лесу? (Хруст снега, стук дятла)
– Чтобы узнать, чей звук мы услышали, соберите картинку. (Слайд 19).

Физкультминутка

Цель: развитие мелкой моторики через работу с разрезной картинкой (8 частей).

Составление детьми целостного изображения.

– Стук дятла раздается почти в каждом лесу. Он упирается о ствол упругим хвостом, цепляется когтями за кору ствола дерева и долбит дерево крепким клювом. Насекомое либо прилипает к языку, который смочен липкой слюной, либо прокалывается острым концом языка. В холодное зимнее время может питаться и семенами шишек. Свое жилье обязательно меняет каждый год, что очень даже устраивает белок и других птиц.
– Запишите предложения под диктовку.

Цель: развитие орфографической зоркости посредством слухового восприятия.

Вдруг мы услышали стук дятла и решили подойти ближе. Дятел был очень красив. Мимо нас пролетали воробьи. Для них мы развесили кормушки.
– Последнее предложение разберите по членам предложения и частям речи.

(Самостоятельная работа учащихся)

– Закончите свою работу над текстом и работу над аппликацией.

(Учащиеся самостоятельно дописывают свою работу, исходя из личного опыта и представления).

Примерный текст, получившийся у детей.

Хорошо прогуляться по зимнему лесу! Очень красивы ели. Они развесили свои пушистые ветки. Великолепен лес зимой! Вот на снегу мы увидели следы. Под кустом сидел заяц. Вдруг он встрепенулся и бросился наутек. Из леса появилась рыжая лиса. Когда я поднял глаза, то увидел на дереве серебристо-серую белку.
Вдруг мы услышали стук дятла и решили подойти ближе. Дятел был очень красив! Мимо нас пролетели воробьи. Для них мы развесили кормушки. Нам не хотелось уходить из леса. Но наше путешествие закончилось.

5. Итог урока

Цель: обобщение знаний по заданной теме, рефлексия деятельности.

– Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу.
– Кто желает прочитать свою работу? У кого получился текст?

Выставка работ и чтение своих рассказов. (Слайд 20)

– Что нового узнали?
– Чему научились?

Рефлексия деятельности:

– Оцените свою работу:

Форма рефлексии учащихся, используемая при подведении урока:

  • зеленый цвет – я доволен своей работой;
  • желтый цвет – я вполне доволен своей работой;
  • красный цвет – мне нужна помощь.

6. Дополнительная часть урока

Если позволит время, проводится работа в парах по составлению кроссвордов о зиме.

Итоги рефлексии учащихся

Используемые ресурсы: сборник стихов русских поэтов «Чиста небесная лазурь», рассказы о животных из разных источников, интернет.

Самоанализ урока:

Урок составлен с применением информационно-компьютерной технологии по ФГОСамс учётом всех современных требований к уроку и построен с учетом индивидуальных особенностей детей.

Интеграция всех предметов была логично продумана, и результатом данного урока было мини сочинение - творческая работа учащихся.

Планом и наглядностью урока была комплексная презентация, составленная как алгоритм.

Применение информационно-компьютерной технологии активизировало, мотивировало детей на учебную деятельность и являлось одновременно декорацией к данному уроку.

Применение элементов здоровьесберегающих технологий, заложенные в интегрированные уроки технологии, русского языка, окружающего мира и смена видов деятельности,развития мелкой моторики позволило детям многогранно проникнуться красотой и особенностями зимней природы, при этом сохраняя научно-исследовательский характер путешествия.

На протяжении всего урока решались и многочисленные развивающие задачи.

Учащиеся на протяжении всего урока стремились к совершенствованию собственной речи.

Поступление информациипроходило через все каналы восприятия:слуховой, зрительный, тактильный. Частая смена видов деятельности активизировала учащихся.

Учитель всячески поощрял и стимулировал словесно и эмоционально работу ребят.

Использовались задания дифференцированного характера, давались индивидуальные задания, самостоятельная работа. Это позволилоактивизировать и актуализировать знания и мышления слушающую и сообщающую информацию.

На уроке присутствовала поэтапная и целостная рефлексия, которая была направлена на формирование самооценки учащихся.

Применение технологии оценивания учебных успехов позволило учащимся определить степень успешности своей работы.

Цели урока достигнуты.

Приложение 1