Цель: развивать личность ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами устной и письменной речи.
Задачи:
- Формировать умение составлять текст-повествование, умение использовать простые и сложные предложения в речи.
- Развивать орфографическую зоркость, воображение, внимание.
- Воспитывать аккуратность, любознательность, бережное отношение к природе.
Тип урока. Закрепление пройденного материала с элементами проектной деятельности учащихся (изготовление дидактического пособия по окружающему миру)
Учебные материалы:
- мультимедийный проектор;
- магнитофон;
- основа для изготовления творческой работы;
- заготовки рисунков животных в конвертах (изготовленные учителем);
- изображения птиц и зверей;
- презентация репродукций о зиме и стихов о природе;
- музыкальный альбом Г.В.Свиридова «Метель».
ХОД УРОКА
(Весь урок проходит с использованием мультимедийного проектора)
1. Организационный момент
Цель: концентрация внимания детей на предстоящую деятельность.
Презентация фильма о зиме. (Слайды 1-8).
Звучит музыка Г.В. Свиридова «Романс». (Некоторые стихи читает учитель )
2. Актуализация знаний
Цель: выделение средствами дидактического материала необходимых знаний из зоны актуального развития ребенка.
– Почему наш урок начался с этого фильма? (Он
будет посвящен зиме, а может быть, мы будем писать
предложения или текст о зиме …)
– А какие стихи о зиме знаете вы? Прочитайте. (Чтение
стихов детьми)
– У меня в руках книга «Чиста небесная лазурь», в
которую включены стихи разных поэтов, и имеются
репродукции знаменитых художников к ним. Я
советую вам ее почитать. (Слайд 9).
3. Постановка темы урока, которую дети выводят самостоятельно под руководством учителя.
– Запишите в тетрадь:
Путешествие, прекрасный, ненастная. Картина, корзина, зимний. Медведь, лиса, заяц, лес.
– В первой строчке подчеркните имя существительное, во второй – имя прилагательное, в третьей – слово, в котором 3 буквы и 3 звука.
Проверка написанного. (Слайд 10).
– Составьте с этими словами предложение.
(Путешествие в зимний лес.) Это и будет заголовком
к нашей работе. (Слайд 11).
– Сегодня вы станете художниками и писателями и
создадите свое произведение. (Слайд 12)
– Перед вами основа, на которой вы будете
выполнять свою работу. Слева вы будете
записывать текст, а справа – наклеивать готовые
шаблоны.
4. Работа над темой урока
Цель: обогащение активного словаря детей по заданной теме.
– Итак, мы начинаем наше путешествие. (Звучит
музыка Г.В. Свиридова «Метель»).
– Мы оказались в зимнем лесу. Кругом белым-бело. В
воздухе кружатся и падают снежинки. Они летят
беззвучно. Снежинки ищут дорогу на землю. Хорошо
прогуляться по зимнему лесу!
– Назовите восклицательное предложение. Можно
ли с него начать свою работу? (Да) Почему? –
Запишите его. (Дети записывают предложение на
основу. Для тех, кто записал раньше,
предлагается индивидуальная работа: подчеркнуть
знакомые орфограммы). – Что кружилось в
воздухе? (Снежинки). Наклейте снежинки на
основу. (Учащиеся наклеивают снежинки на
основу).
Физкультминутка
Цель: развитие воображения через двигательную активность.
– Покажите как падали снежинки на землю. (Дети
осуществляют осознание лексического значения
слов, используя прием показа)
– Итак, мы двигаемся дальше. (Звучит музыка
Г.В.Свиридова «Метель»).
– Особенно красивы деревья в лесу. У елей и сосен
могучие ветви опустились под тяжестью снега.
Великолепен лес зимой!
– Запишите предложение про зимний лес. Можно
придумать свое предложение. (Дети записывают
предложение на основу).
– Снежинки падали и падали. Снега становилось
все больше и больше.
– Достаньте из конвертов детали сугробов.
Наклейте их на основу. (Учащиеся наклеивают
снежинки на основу)
– А вот на снегу появились чьи-то следы. (Слайд 13).
– Угадайте, чьи же они? (Заяц) (Слайд 14).
– Расскажите, что вы знаете о зайце?
Чтение детьми научно-популярного текста о повадках зайца и среде его обитания.
Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в
лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие
шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег.
Заяц-беляк роет ямку в снегу, забирается в него по
шею. Существует поговорка: «Труслив, как заяц». Но
заяц не труслив, он осторожен. Если его постигает
пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается
сильными ударами ног.
– Запишите предложение про зайца. Вам помогут
опорные слова. (Слайд 14) (Дети записывают
предложение на основу).
Дополнительное задание для детей с быстрым темпом работы: обозначьте падежи у имен существительных.
– Найдите зайца в конверте и наклейте его. (Дополнительное
задание с быстрым темпом работы: наклеить
заготовки других зверей, которые находятся у
учителя).
– Вдруг наш заяц поджал уши и бросился наутек.
Как вы думаете почему? (Наверное, почуял
опасность). Кто угрожает зимой зайцу? (Лиса)
(Слайды 15-16). – Расскажите, что вы знаете о лисе?
Чтение детьми научно-популярного текста о лисе.
К зиме у лисы отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло. Лапы лисицы обрастают шерстью. Наружу торчат только коготки. Лапы у нее никогда не мерзнут, даже в сильные морозы. Хвост у лисицы как руль. Он управляет движением и позволяет ей делать резкие повороты, убегая от волка или догоняя добычу. Лиса по писку, запаху и шороху находит под снегом мышей, изредка таскает кур. Она прячется от врагов в норе, которую устраивает под пнями и корягами.
– Запишите предложение о лисе. Вам помогут опорные слова. (Слайд 16) (Дети записывают предложение на основу).
Индивидуальная работа. (Обозначьте окончания у имен существительных).
– Найдите лису в конверте и наклейте ее. (Учащиеся наклеивают лису на основу)
Беседа с опорой на иллюстрацию
– А вот на полянке появился другой зверек.
(Слайд 17)
– Чьи это следы? (Белка) (Слайды 18).
– Какого она цвета?
– Зимой белка серебристо-серая.
– Как белка приготовилась к зиме? (Она утеплила
свое гнездо, запасла корм)
– Запишите предложение про белку. Вам помогут
опорные слова. (Слайд 18) (Дети записывают
предложение на основу).
– Какие звуки можно услышать в зимнем лесу? (Хруст
снега, стук дятла)
– Чтобы узнать, чей звук мы услышали, соберите
картинку. (Слайд 19).
Физкультминутка
Цель: развитие мелкой моторики через работу с разрезной картинкой (8 частей).
Составление детьми целостного изображения.
– Стук дятла раздается почти в каждом лесу. Он
упирается о ствол упругим хвостом, цепляется
когтями за кору ствола дерева и долбит дерево
крепким клювом. Насекомое либо прилипает к языку,
который смочен липкой слюной, либо прокалывается
острым концом языка. В холодное зимнее время
может питаться и семенами шишек. Свое жилье
обязательно меняет каждый год, что очень даже
устраивает белок и других птиц.
– Запишите предложения под диктовку.
Цель: развитие орфографической зоркости посредством слухового восприятия.
Вдруг мы услышали стук дятла и решили подойти
ближе. Дятел был очень красив. Мимо нас пролетали
воробьи. Для них мы развесили кормушки.
– Последнее предложение разберите по членам
предложения и частям речи.
(Самостоятельная работа учащихся)
– Закончите свою работу над текстом и работу над аппликацией.
(Учащиеся самостоятельно дописывают свою работу, исходя из личного опыта и представления).
Примерный текст, получившийся у детей.
Хорошо прогуляться по зимнему лесу! Очень
красивы ели. Они развесили свои пушистые ветки.
Великолепен лес зимой! Вот на снегу мы увидели
следы. Под кустом сидел заяц. Вдруг он
встрепенулся и бросился наутек. Из леса
появилась рыжая лиса. Когда я поднял глаза, то
увидел на дереве серебристо-серую белку.
Вдруг мы услышали стук дятла и решили подойти
ближе. Дятел был очень красив! Мимо нас пролетели
воробьи. Для них мы развесили кормушки. Нам не
хотелось уходить из леса. Но наше путешествие
закончилось.
5. Итог урока
Цель: обобщение знаний по заданной теме, рефлексия деятельности.
– Вот и закончилось наше путешествие по
зимнему лесу.
– Кто желает прочитать свою работу? У кого
получился текст?
Выставка работ и чтение своих рассказов. (Слайд 20)
– Что нового узнали?
– Чему научились?
Рефлексия деятельности:
– Оцените свою работу:
Форма рефлексии учащихся, используемая при подведении урока:
- зеленый цвет – я доволен своей работой;
- желтый цвет – я вполне доволен своей работой;
- красный цвет – мне нужна помощь.
6. Дополнительная часть урока
Если позволит время, проводится работа в парах по составлению кроссвордов о зиме.
Итоги рефлексии учащихся
Используемые ресурсы: сборник стихов русских поэтов «Чиста небесная лазурь», рассказы о животных из разных источников, интернет.
Самоанализ урока:
Урок составлен с применением информационно-компьютерной технологии по ФГОСамс учётом всех современных требований к уроку и построен с учетом индивидуальных особенностей детей.
Интеграция всех предметов была логично продумана, и результатом данного урока было мини сочинение - творческая работа учащихся.
Планом и наглядностью урока была комплексная презентация, составленная как алгоритм.
Применение информационно-компьютерной технологии активизировало, мотивировало детей на учебную деятельность и являлось одновременно декорацией к данному уроку.
Применение элементов здоровьесберегающих технологий, заложенные в интегрированные уроки технологии, русского языка, окружающего мира и смена видов деятельности,развития мелкой моторики позволило детям многогранно проникнуться красотой и особенностями зимней природы, при этом сохраняя научно-исследовательский характер путешествия.
На протяжении всего урока решались и многочисленные развивающие задачи.
Учащиеся на протяжении всего урока стремились к совершенствованию собственной речи.
Поступление информациипроходило через все каналы восприятия:слуховой, зрительный, тактильный. Частая смена видов деятельности активизировала учащихся.
Учитель всячески поощрял и стимулировал словесно и эмоционально работу ребят.
Использовались задания дифференцированного характера, давались индивидуальные задания, самостоятельная работа. Это позволилоактивизировать и актуализировать знания и мышления слушающую и сообщающую информацию.
На уроке присутствовала поэтапная и целостная рефлексия, которая была направлена на формирование самооценки учащихся.
Применение технологии оценивания учебных успехов позволило учащимся определить степень успешности своей работы.
Цели урока достигнуты.