Цели:
Образовательные:
- Познакомить с работой над проектом «Пособие для подготовки к ЕГЭ по математике», итогами его внедрения и рекомендациями по использованию пособия.
- Учить использовать КТ для самостоятельной работы с электронными учебными пособиями.
Развивающие:
- Развитие интереса к предмету через новое представление учебного материала и способов его обобщения и повторения.
- Представление учащимся новой формы подготовки к ЕГЭ.
- Развитие рационального использования времени посредством проектной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитание культуры общения, умения работать самостоятельно, в группе, в коллективе.
- Формирование навыков умственного труда – самообразования, самовоспитания, саморазвития.
- Стимулирование интереса учащихся к различным способам представления итогов своих работ.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, 12 компьютеров, презентация, пособие (в электронном виде, 8 напечатанных экземпляров), анкета.
Ход урока
Актуализация новых знаний и умений:
Кочкина Е.Н.: В своё время учёный В.Ф.Шаталов предложил «метод опор», но по его методике эту деятельность полностью осуществляет учитель. Основная идея нашего проекта в том, что «опоры» или как мы их назвали «информационные карты», а затем и само пособие, создают для себя сами ученики.
Для того чтобы повысить эффективность всех этих действий по решению проблемы подготовки к ЕГЭ существует почти универсальный выход – проектная деятельность.
Как в любом проекте мы составили логико-структурную матрицу (ЛСМ), ответив на вопросы:
- что нужно достичь;
- каким образом это будет осуществлено;
- что для этого требуется;
- по каким критериям можно судить о том, выполнено ли все запланированное;
- какие могут возникнуть проблемы.
На основе логико-структурной матрицы мы составили календарный план, включающий в себя следующие основные моменты:
- представление всего списка мероприятий по проекту;
- определение начала и общей продолжительности проекта и отдельных его этапов;
- установление начала и времени выполнения каждого мероприятия;
- определение логической последовательности и взаимозависимости мероприятий;
- распределение ответственности участников проекта за конкретные задания;
- изучение форм отчетности и защиты проекта.
Необходимую теорию по проектной деятельности учащиеся 11-го «Б» изучили в 8–9 классе на элективном курсе «Формы и методы расширения знаний».
Трое учащихся класса решили работать над проектом. Учащимся был дан чёткий алгоритм работы, позволяющий выстроить линию зависимости изучаемых вопросов между собой и применить теоретические знания на практике: провести эксперимент, экспертизу, защиту проекта, опубликовать готовый продукт.
Основная часть: презентация проекта и пособия:
Малышева Александра: (слайд 1)Здравствуйте! Позвольте представить наш исследовательский проект «Пособие для подготовки к ЕГЭ по математике (часть 1)». Мы выражаем огромную благодарность Кочкиной Елене Николаевне, руководителю проекта, педагогам – экспертам, которые оказали неоценимую помощь в экспертизе проекта: Кочкиной Зинаиде Васильевне, Аржаковой Нюргуяне Прокопьевне, Портнягиной Валентине Сергеевне, Дмитриевой Марине Ивановне.
Шаров Артем: С введением ЕГЭ появилась проблема: для подготовки к ЕГЭ существует много пособий: электронные и бумажные, а 96 % выпускников не набираю 70 баллов. (Приложение 1, слайд 2)
Полинкевич Татьяна: освещает гипотезу, цель и задачи проекта (слайды 3 и 4)
Малышева Александра: В ходе проекта были использованы следующие методы исследования:
- опрос;
- изучение и анализ первоисточников – открытого банка ЕГЭ, различных учебников, пособий;
- эксперимент; (слайд 5)
Шаров Артем: Основные этапы деятельности:
- изучили открытый банк ЕГЭ, пособия, материалы учебников, создали по заданиям ЕГЭ (В1-В8) информационные карты, где «свели под одну крышу» теорию и практику;
- проанализировали конкретные задания, сгруппировали их, решили основные, подобрали по 10–15 типичных заданий для самостоятельной работы;
- провели презентацию пособия и предложили пособие выпускникам 2011 года,
- провели эксперимент;
- предложили группе экспертов – педагогов провести экспертизу пособия. (слайд 6)
Полинкевич Татьяна: В свободном доступе имеется открытый банк ЕГЭ – это задачи В1–В12, аналогичные экзаменационным (отличия — только в числовых параметрах), кроме того, на каждой позиции представлены задания и попроще, и посложнее реальных.
Главная задача открытого банка заданий ЕГЭ по математике — дать представление о том, какие задания будут в вариантах Единого государственного экзамена по математике в 2011 году, и помочь выпускникам сориентироваться при подготовке к экзамену. Для 1 части пособия мы выбрали задания В1-В8. (слайд 7)
Малышева Александра: Полученные результаты: Мы написали 1 часть пособия, но не скрепили его, а поместили в папку с файлами.
Краткие рекомендации по использованию пособия:
Например, по теме «Задание В1» открываем тему, изучаем или повторяем правила, определения, алгоритмы, вспоминаем формулы, разбираем предложенные решения заданий, решаем задания для самостоятельной работы (реши сам), затем находим ответы и сравниваем свой ответ.
Можно повторять и решать в приведённом в содержании порядке, можно выбрать любую тему, повторить, закрепить и проверить знания. В электронном варианте можно с помощью гиперссылки «вернуться в содержание» перейти снова в содержание пособия и открыть любую тему (слайд 8).
Практическая работа №1
Учащиеся 11 «А» садятся за компьютеры или открывают печатный вариант, авторы проекта поясняют, как работать с пособием, комментируют задания и образцы решения.
Малышева Александра. Комментирует задание В1 (слайд 9 и 10).
Шаров Артем: Комментирует задание В2 (слайд 11 и 12).
Полинкевич Татьяна: Комментирует задание В6 (слайд 13 и 14).
Учащиеся – авторы отвечают на вопросы
Продолжение презентации:
Шаров Артем: Преимущества нашего пособия:
- наше пособие написано на понятном языке для школьника;
- собрана полная теория и тщательно разобраны приемы решения сгруппированных заданий;
- приведены разнообразные группы заданий для самостоятельного решения, даны правильные ответы. Ученик, решив задание, может себя проверить;
- пособие в переплете нельзя отредактировать, если изменится структура ЕГЭ, а наше «живое» – вынул страницу, отредактировал или изменил и вставил на место; (слайд 15)
Полинкевич Татьяна: Актуальность и практическая значимость:
- ЕГЭ обязателен для всех выпускников, значит наше пособие очень актуально,
- пользователь найдет в пособие одновременно правила, формулы, алгоритмы, различные приемы и способы решения заданий ЕГЭ,
- пособие можно применять с 10 класса при повторении, обобщении, расширении знаний. (слайд 16)
Малышева Александра: итоги эксперимента;
мы провели эксперимент в 11Б классе: до использования нашего пособия был предложен тест вводного контроля, после 1 месяца использования пособия был дан промежуточный тест, в декабре была проведена диагностическая контрольная работа. (слайд 17)
Шаров Артем: некоторые итоги и выводы
- мы получили и апробировали конечный «продукт» – 1 часть пособия,
- по аналогичной схеме мы пишем 2 часть пособия по заданиям В9-С3,
- если объединить подготовку к ЕГЭ с помощью нашего пособия и Интернет можно добиться больших успехов,
- во время презентации многие выпускники выразили желание использовать электронную версию пособия,
- проведенный эксперимент доказал эффективность нашего пособия. (слайд 18)
Полинкевич Татьяна: Мнение экспертов
- преимуществом этого пособия является доступность теоретической части,
- для каждой группы заданий выделенные формулы и правила связаны с их применением,
- пособие получилось эффективным и актуальным, так как собраны в единое целое: теория, практика и самостоятельная работа,
- Главная «изюминка» данного пособия в том, что его создали ученики.
(слайд 19)
Рефлексия: Учащиеся 11 «А» заполняют анкету, предложенную авторами:
Дополнительная информация:
- на республиканской НПК «Шаг в будущее» Малышева Александра, которая защищала проект, получила сертификат участника, Кочкина Е.Н награждена памятной статуэткой и Грамотой Фонда Будущих поколений Республики Саха (Якутия).
- электронный вариант пособия размещен на сайте школы:
- http://allaschool.ucoz.ru/news/podvedeny_itogi_regionalnoj_konferencii_shag_v_budushhee/2010-12-25-11;
- этот проект мы опубликовали в журнале «Педагогический мир»: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=4597;
- проект и пособие опубликованы в материалах Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», участвовали в конкурсе «Учебный проект»: http://portfolio.1sept.ru/work.php?id=590220