История русской азбуки

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: систематизация изученного по истории русского языка, воспитание уважения к прошлому, к родному языку.

Необходимое техническое оборудование:  компьютер, медиапроектор, экран.

ХОД УРОКА

1 этап.  Вступительное слово учителя

Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. Читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое.
Исторически письменная речь вторична. Звучащей речью мы овладеваем в раннем  возрасте, она усваивается как бы сама собой, без усилий. Письму же мы учимся специально, тратя на постижение грамоты многие годы. Может быть, именно  поэтому мы уважительнее относимся к письменной речи, чем к устной.

2 этап.  Основная часть

Слайд 2.  Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете смысл пословицы?
Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго. Сотни веков язык существовал без письменности, да и сейчас немало бесписьменных языков.

Слайд 3. Многие народы пытались по-разному зафиксировать речь, используя для этого палочки, бусины, камни. Учёные условно называют такой способ предметным письмом.
Сегодня мы пользуемся начертательным  способом письма. Как вы поняли, что это значит?
Как вы думаете, каким образом могут быть расположены знаки на письме?

Слайд 4. Нам кажется естественным писать справа налево. Кроме русских, так пишут англичане, французы, немцы и многие другие народы. Однако существуют и другие способы.
Рассмотрим,  как можно записать фразу «Жил-был у бабушки серенький козлик». (Переход по гиперссылкам к слайдам 42-46).

Слайд 5.  Попробуйте сами записать фразу «Любишь кататься – люби и саночки возить», располагая знаки так, как это принято у китайцев, арабов и древних греков.

Итак, начертательное письмо – это письмо с помощью графических знаков, а самые привычные для нас знаки –  это буквы.

Слайд 6. Давайте вспомним, что обозначают слова «алфавит» и «азбука».

Слайды 7-8. Однако буквенное письмо появилось не сразу.  Важным этапом на пути к нему стало консонантное письмо. Как вы поняли, в чём его особенности? Чем отличается греческий алфавит, к которому восходят  алфавиты  всех европейских языков, от финикийского?

Слайды 9-11.  Кириллица и глаголица. Чем отличались азбуки? Помните ли вы, кто являлся создателем славянской азбуки?

Слайды 12-13. Что вам известно о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия? Если вы хотите больше узнать об этом, перейдите по ссылке к сайту Википедии.

Слайд 14. Итак, славянская азбука названа в честь Кирилла. И вот тут кроется  загадка. Как мы узнали в  10 и 11 вв. существовали две азбуки: и кириллица, и глаголица. Какую из них создал Кирилл?
По этому поводу до сих пор идут споры. И всё-таки большинство учёных придерживается мнения,  что ученые мужи Константин Философ (после принятия монашества Кирилл) и его брат Мефодий «переложили» звуки славянского языка на пергамент с помощью той азбуки, которую сегодня принято называть глаголицей. Позднее (по-видимому в 893) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах.

Слайды 15-16.  Чем кириллица отличается от современного алфавита? Обратите внимание, что каждая буква имела своё название.
Знаете ли вы, что такое толковая азбука?
Толковая азбука (азбучная молитва) – одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки – святой Кирилл.  Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому, жившему на рубеже IX – Х веков.
Азбучные молитвы являются особой формой изложения религиозных истин, в удобной для запоминания форме. В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII – XVII вв.
Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.
Вот одна из таких азбучных молитв, обнаруженная среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки.

(Учитель может зачитать только фрагмент стихотворения).

Аз словом сим молюся Богу:
Боже всея твари Зиждителю,
Видимым и невидимым,
Господа Духа посли Живущего,
Да вдохнет в сердце ми слово,
Еже будет на успех всем,
Живущим в заповедех Ти.
Зело бо есть светильник Жизни
Закон Твой, свет стезям,
Иже ищет Евангельска слова
И просит дары Твоя прияти.
Ко крещению обратишася вси,
Людие Твои нарещися хотяще,
Милости Твоя, Боже, просят зело,
Но мне ныне пространно слово даждь,
Отче, Сыне и Пресвятый Душе,
Просящему помощи от Тебе.
Руце бо свои выспрь воздею присно,
Силу прияти и мудрость у Тебе.

Ты бо даеши достойным силу,
Ипостась  же всякую целиши.
Упование всех концев земли,
Фараона мя злобы избави.
Херувимскую ми мысль и ум даждь.
О, Честная Пресвятая Троице,
Печаль мою на радость преложи.
Целомудренно да начну писати
Чудеса Твои предивные зело
Шестокрылатых силу восприиму
Шествую ныне по следу Учителю,
Имени Его и делу последуя.
Явным сотворю Евангельское слово,
Хвалу воздая Троице в Божестве,
Юже поет всякий возраст,
Юн и стар  своим разумом,
Язык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу,
Ему же честь и держава и слава от всея твари
Дыхания во вся веки и навеки. Аминь

Слайды 17-30.   За многие годы существования  русская азбука претерпела ряд изменений.
Рассмотрите слайды и запишите основные периоды этих изменений. С чьими именами связано появление и исчезновение некоторых букв?

Слайды 31-32  наглядно иллюстрируют изменения русской азбуки.

Слайд 33. Подведём итоги изменений.

Слайд 34. (Переход по гиперссылке к слайдам 47-51). Задания для любознательных из истории языка.

Слайды 35-39. Интересная информация об алфавитах других народов.

3 этап.  Подведение итогов урока

– Что нового вы узнали на уроке? О чём бы ещё хотелось узнать?

Слайд 40. Познакомьтесь с той литературой, которая поможет найти ответы на интересующие вас вопросы.

– Спасибо за работу!

Слайд 41.  Информация об авторе разработки.

Список использованных источников:

  1. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры... – М.: Просвещение, 1987.
  3. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.:Аванта+,1998.
  4. http://ru.wikipedia.org
  5. http://www.yo-auto.ru